Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет
Т.е. легко и человеколюбиво Я подвергну тебя наказанию и бедствиям ради любви. Это есть признак правды Божией, что он не открывает, каким образом тебе помогли египтяне, на которых ты много раз надеялся.
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 24-25 Сего ради сия глаголет Господь Саваоф: не бойтеся людие Мои, от Ассириан живущии в Сионе, яко жезлом поразит тя: язву бо наводит на тя, еже видети путь Египта. Еще бо мало, и престанет гнев, ярость же Моя на совет их
Поелику Бог всяческих сообразно с праведным судом Своим и свойственною Ему кротостью спасает добрых, а оскорбивших Его предает (в руки врагов); то Он говорит: не бойтеся людие Мои, от Ассириан живущии в Сионе. Ибо Рабсак пришел к Иерусалиму и осадил его и угрожал всех сжечь и погубить. Но не нанес никакого вреда, потому что он убежал как беглец, когда сверх чаяния пало его войско и было истреблено в одну ночь. Итак, он не истребил мечем жителей Сиона. Но поелику он однажды привел их в ужас своим вторжением и заставил их страдать от страха; то он представляется как бы занесшим только над ними жезл. Поэтому, говорит, не бойся от Ассириан, потому что жезлом поразит тебя и как бы нанесет непродолжительный удар, только для устрашения тебя, потому что Я попустил это против тебя. Еже видети путь Египта, то есть, дабы ты узнал, как несправедливо ты поступал, когда обращался в Египет и искал там помощи, презирая Бога спасающего (тебя). Итак, Езекия, когда во время его царствования Ассириянин осадил Иерусалим, не искал помощи Египтян. Напротив, Осия, сын Илы, царствовавший в Израиле, сделал это. В четвертой книге Царств так написано: И успе Ахаз со отцы своими, и погребен бысть со отцы своими во граде Давидове. И воцарися Езекиа сын его вместо его. В лето второенадесять Ахаза царя Иудина, царствова Осиа сын Илы в Самарии над Израилем девять лет. И сотвори лукавое пред очима Господнима, обаче неякоже царие Израилевы, иже беша прежде его. И взыде нань Саламанассар царь Ассирийск. И бысть ему Осиа раб и даваше ему дань. И обрете царь Ассирийск во Осии неправду, занеже посла послы к Сигору царю Египетску и не принесе дани Манаю царю Ассирийску лета того. И осади его царь Ассирийский, и связа его в храмине темничней, и взыде в Самарию, и воева ю три лета (4 Цар. 16:20, 17:1-5). Надобно знать, что Ахаз, отец Езекии, когда воевал против него царь Дамасский, купил помощь Египтян деньгами, чем сильно оскорбил Бога. Поэтому говорит: наведу на тя язву, еже видети путь Египта; но еще мало, и престанет гнев, ярость же Моя на совет их. Ибо, как я сказал, они погибли от божественного гнева. Замыслившие же овладеть самым Иерусалимом не достигли своей цели, и замысел оказался неосуществимым для них, потому что Бог их предположения обратил в совершенно противоположное.
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 24-27 Посему так говорит Господь Бог воинств: народ Мой живущий в Сионе! не бойся Ассура: он поразит тебя жезлом, и трость свою поднимет на тебя на пути Египетском. Ибо еще немного и очень немного, и исполнится негодование Мое и ярость Моя на преступление их. И поднимет на него Господь воинств бич, подобно поражению Мадиама у скалы Орив, и жезл свой на море, и поднимет его на пути Египетском. И будет в день тот, снимется бремя его с рамень твоих и иго его с шеи твоей, и сгниет ярмо от елея
Вместо скалы, как сообразно с Еврейским перевел Акила,—Симмах и Феодотион поставили самое слово еврейское sur oreb, вместо чего LXX перевели место скорби, о чем мы скажем в своем месте. Тебе, говорит, житель Сиона, кажется невозможным, что тогда как все окрестные народы покорены Ассириянами, ты один будешь освобожден из рук его. Послушай, что говорю Я: не бойся, народ Мой, что победоносный Ассур коснется и тебя. Ибо хотя в четырнадцатый год царя Езекии (4 Цар. 18) Сеннахериб царь Ассирийский подступит ко всем укрепленным городам Иудейским с целию взять их, и пошлет Рабсака, чтобы он, осадивши Иерусалим, навел страх на жителей его; но ты должен знать, что он поразит тебя не мечем, а тростию, и отправившись против Тарахама царя Ефиопского и Египтян, отправившись к Чермному морю по пути в Египет, он только поднимет на тебя трость, а не будет в состоянии поразить тебя. Ибо еще немного, и возвратившись из Египта с бесчисленным множеством войска и желая осадить тебя, он тотчас будет поражен гневом Моим, и Я поднял на него тот бич, который некогда Я поднял против Мадианитян при Гедеоне называвшемся и другим именем Иероваал,—-когда князья Мадиамские Орив и Зив были убиты на твердейшей, т. е. кремневой, скале, которая по еврейски называется sur, так что от скалы и от убитаго на ней царя место это получило имя скалы Орива. Итак он поднимет трость свою над морем Чермным отправившись против Ефиоплян и поднимет возвращаясь к тебе по пути Египетскому, но как только он придет из Египта, тотчас снимется бремя и иго власти его с рамен твоих, и ты перестанешь служить ему, каковое иго, т. е. могущество Ассирийское, сгниет от елея, т. е. от милосердия Божия. Слова же: жезлом будет бить тебя, и поднимет трость свою на пути Египетском, и еще: и жезл свой на море, и поднимет его на пути Египетском можно разуметь и так, что поразит многих из колена Иудина и возьмет многие города в округе царства Иерусалимского за то, что они полагались не на Бога, а на Египтян. Поэтому и Рабсак упрекает их говоря: ныне се надеешися ты на жезл тростяный сломленный сей, на Египет, нань же аще опрется муж, внидет в руку его и пронзет ю: тако Фараон царь Египетский всем надеющимся нань (4 Цар. 18:21). Событие с Мадианитянами описано в книге Судей (Суд. 7), и о нем читаем и в Псалме: положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана (Пс. 82:12). Следовательно, ошибаются те, кои думают, что здесь указывается, то время, когда, как говорится в книге Чисел (Чис. 25), Мадианитяне были избиты Израильтянами от пустыни Сур до горы Божией Хорив, которые у Евреев пишутся различными буквами, так как в то время они были не на горе Хорив, а в пустыне Ситтим. В смысле таинственном повелевается народу живущему в церкви не бояться противников, всегда готовых к состязанию и совопросничеством своим развративших многие души. Ибо они получили несколько власти над народом Божиим и не столько мечем поражали его, сколько тростью, т. е. не убивали, а грозили ему,—потому что он ходил путем Египетским и не полагался на Господа. Когда же он обратится к Богу и оставит путь египетский, тогда, по суду Божию, бич будет поднят на противников. Ибо Мадиам значит по суду, так что от духа уст Его и елея милосердия иго врагов сгниет.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.
Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет
Посему, т. е. имея в виду скорое падение Ассирийского царства.
Как Египет, т. е. как сделал некогда египетский фараон, решивший истребить живших в Египте потомков Иакова.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Ис. 10:20