Ст. 1-6 В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его, в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились. И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы
Но, возможно, кто-нибудь скажет: «Разве не позорно было мужу ходить перед народом совершенно нагим, несмотря на то, что ему могли повстречаться и мужчины и женщины? Неужели сам вид не оскорблял глаз всех и, особенно, женщин? Разве мы сами не избегаем, как правило, смотреть на обнаженных? По этой причине люди и покрывают одеждой свой срам, чтобы не оскорблять безобразным зрелищем взгляд и взор смотрящих на них очей. Пусть так, но посмотри, в чем смысл этого действа и чем может быть оправдан такой вид. Тем, что обнаженными подобным образом пойдут в плен дети иудеев и девы. Как раб, - говорит Бог, - Мой Исаия ходил нагой и босой. Хотя он мог это выразить и словами, но предпочел воспользоваться неприятным примером, поскольку сам вид поражал более, чем слово, и люди стали опасаться для самих себя того, что в теле пророка заставляло их отворачиваться. Итак, что же более пугает позором: тело ли пророка или грех вероломных?
Пусть всем будет ясно, что не на себя и не на то, что находится под ногами взирают пророки, но на небесное. Стефан, когда его побивали камнями, видел небеса отверстыми и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7:55); поэтому он не чувствовал удары камней, не замечал ран на теле, но, устремив взгляд на Христа, крепко держался за Него. Поэтому и Исаия не замечал своей наготы, но стал орудием Божьего гласа, дабы возвещать то, что в нем говорил Бог.
Страх Божий и стыд человеческий. Право, я скорблю, что столь велико почтение ко лжи и пренебрежение к истине, что очень многие стыдятся казаться приверженцами священной религии, не обращая внимание на голос Господа, говорящего: Кто постыдится Меня пред людьми, того постыжусь и Я пред Отцем Моим Небесным. Но не постыдился Моисей, который, хотя и был принят в царский дом, поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища (Евр. 11:26). Не постыдился и Давид, который плясал перед ковчегом завета в присутствии всего народа. Не постыдился и Исаия, который нагим и босым ходил среди народов, возглашая небесные пророчества…
Но то, что оказывается позорным с телесной точки зрения, достойно почитания с точки зрения священной религии, дабы те, которые всё это порицают, сами увлекли свои души в силки порицания. Вот и Мелхола порицает пляшущего Давида и говорит ему: Как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих? И сказал Давид Мелхоле: Пред Господом, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля, (2 Цар. 6:20-21).
Послания.
Ст. 1-2 В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его, в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой
«В год, когда Тартан пришел к Азоту». Другие говорят: «Фаран». «Быв послан от Саргона, царя Ассирийского». Акила и Симмах говорят: «от Саркуна». «И воевал против Азота, и взял его, в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой». Зачем пророк называет даже время, когда показывает осаду города? Затем, чтобы научить иудеев относительно времени осады города, так как они не верили одним словам, а также – научить словами и египтян, – убедить их, что им не дается более времени. Так как они, будучи неверующими, не имели никакой веры в минувшие события, то пророк приводит, как ясный признак, поражение города. Если ты, египтянин и пустословец, считаешь одно заслуживающим презрения, то веруй другому, и признай совершившееся. Они должны были скоро верить наставлению, хотя бы и малейшему, слыша таковое, тем более – теперь, когда он присоединяет исполнение, т.е. разоблачение пророка. Если бы произнесенные слова не исполнились, то напрасно и тщетно возлюбленный покрылся бы срамом. Что удивительного, если пророк, говоря неверующим и иноплеменным, показал такого рода действие, когда этим самым он подтверждал свои слова, возвещая единоплеменникам не только о том, когда был послан, но и – когда победил (Тартан)? Видишь ли, какова польза от времени? Мы не напрасно и не тщетно читаем Писание, и не тщетно здесь всегда упоминается время, но для научения чрез времена большему. «Пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих». Такую одежду и такое одеяние употреблял пророк. Почему же он получил повеление сбросить таковую одежду, облекши в которую свои члены, он оплакивал наступающие бедствия, и – показаться нагим? Подобно тому, как Даниил постилал пепел, как постель (Дан.9:3), так и этот пророк, видя их неизлечимый порок, облачался в такой траур. Не видишь ли ты женщин, как они, видя своих мужей при смерти, покрывают голову и ноги черными одеждами и, если возможно, готовы употреблять все черные одеяния? Так и этот пророк, сознавая, что не будет никакой пользы от пророчества, услышав от Врача душ, что государство прекратит свое существование, и для него нет никакой помощи или лекарства, видел евреев бесчувственными, наподобие больного, не воспринимающего боли, и потому плакал. Одинаковый с этим плач обнаруживал и Иеремия. Но смотри: хотя Исаия и был удручен сетованием, но он не проявлял его, когда это было ненужно, так как это делалось не по тщеславию, а по причине великой заботливости, чтобы грядущие на них вскоре (бедствия) не обнаружились неожиданно. Обрати также внимание на то, какое пророк показывает повиновение. Этот постоянный муж, сетующий таким образом, лишь только получил повеление сложить одежду сетования и печали, тотчас послушался сказанного. А зачем одевался в верблюжью кожу Иоанн? Не затем, чтобы показать людям сетование, но – причину многих даров, именно, пришествие Проповеданного; кроме того, мне кажется, он оплакивал Иерусалим, который имел не принять Христа, о чем плакал и Господь, также и затем, чтобы подтвердить слова образно. Вы знаете, что, когда больной не воспринимает болей и каждый из близ стоящих может понять близкий конец жизни, врачи приказывают, чтобы они, движимые любовью, не плакали и не смущали души больного, чтобы тем не увеличивать все более печали. Что ты, скажут, врач, говоришь? Ужели я слезами убью? Конечно, скажет тот, слезы показывают ему близкую смерть. Итак, пророк увещевал будущих (слушателей) не только слезами, но и образами. Тоже делал и Давид, но – вследствие своих грехов. Другие делают тоже теперь, оплакивая впрочем, не завоевание города в скором времени, как – тогда пророк, и не предугаданный плен, но злые времена. Ныне, когда возмущена вселенная, подобно Иерусалиму того времени, они постоянно и везде видят смятение, оплакивают погибших, не сознающих своей погибели, вследствие чего, оставив города, они, не так как Иона, но иным образом убегают в пустыни.
«И сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой»: это служит признаком великого повиновения. Пророк не сказал: что Ты, Господи, говоришь? Ты повелеваешь шутить, осмеивать, презирать, глумиться, насмехаться? Будут говорить, что я – безумный и глупый. В законе определяется, что даже в банях родителям неприлично быть нагими пред сыновьями и сыновьям – пред отцами, а Ты повелеваешь мне быть нагим? Мы будем бесчестными пред женщинами и постыдными пред отроками. Однако пророк не осмеливается не только говорить, а даже помышлять таковое, так как позор и бесчестие является только тогда, когда человек делает то, что запрещает Бог. А то, что Бог повелевает, не позорно, и – при послушании – служит людям даже на пользу. Что ты говоришь, человек? Сам Господь не счел недостойным для себя воспринять недостойный образ (человеческий), принять то, что неприличествовало Ему, чтобы освободить тебя от бесчестия. Ты же, напротив, отвергаешь его, и тебе неприятно терпеть его ради твоих соработников. Он, неизреченный и непостижимый умом, сердцем и помышлениями, – говорится, – сидит на облаках, и, что особенно важно, Ему приписывается гнев, хотя Он менее всего подвержен этой страсти, – часто говорится: прогневался Господь; а ты ради своих соработников отвергаешь и медлишь? Обрати внимание на то, от чего произошло бесчестие наготы? – От грехов. Бесчестие есть грех, оно было причиной наготы, вследствие которой все подвергаются презрению. Но если кто показывается нагим по повелению Божию, то это – не есть бесчестие. Не видел ли ты борцов нагими и готовыми к бою? Здесь для видящих это не бывает никакого вреда, напротив – прибыль и великая польза.
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 1–4 В лето, в неже вниде Танафан во Азот, егда послан бысть от Арны, царя Ассирийскаго, и воева на Азот и взя его, тогда рече Господь ко Исаии сыну Амосову, глаголя: иди и сверзи вретище со чресл своих, и сандалия твоя иззуй с ног твоих, и сотвори сице, ходя наг и бос. И рече Господь: якоже ходил раб мой Исаия наг и бос, три лета будут знамения и чудеса Египтяном и Ефиопляном: яко такожде отведет царь Ассирийск плен Египетский и Ефиопский, юноши и старцы, наги и босы, откровены во стыдение Египту
Прекрасно закончивши речь о Египтянах и предвозвестивши о том, как они будут призваны к познанию истины, он опять заботится о том, что полезно и необходимо Израильтянам. А в чем заключалось это, об этом скажу кратко. Ибо отвергши истинное почтение к закону Моисееву и принебрегши любовью к Богу, они самым безрассудным образом стали предаваться многобожному заблуждению и служить делам своих рук, а для тех, которые раз впали в такое заблуждение, уже не было зла, которому бы они не предавались. Посему Бог всяческих часто наказывал их войнами и поражениями отчасти со стороны соседних народов, отчасти со стороны Персов и Мидян, которые, опустошивши прежде страны других народов, напали на Иудею и привели Израильтян в великий и нестерпимый ужас. И хотя им следовало умилостивить Бога всяческих, отказаться от нечестивых дел и обратится к совершению того, что угодно Ему, оправдаться пред Оскорбленным ими чрез обращение от постыдных дел к добрым, и таким образом у Него одного искать спасения и верной и несомненной поддержки; но они, несчастные, не сделали этого, а искали помощи у людей, призывали на помощь то некоторых из соседей, то пограничных Египтян, прилагая беззаконие к беззаконию своему, как написано, и этим самым вызывая на гнев всемогущего Бога. Посему чрез одного из святых пророков и говорит: и бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и во Ассирианы отъидоша (Ос. 7:11). И чрез того же самого Пророка Исаию (говорит): горе сходящим во Египет помощи ради, уповающим на кони и на колесницы: суть бо многа, и конническое множество много зело, и не беша уповающе на Святаго Израилева, и Бога не взыскаша. Тойже премудре наведе на них злая, и слово его не отринется (Ис. 31:1-2). Итак, когда Танафан, военачальник царя Ассирийского, осадил Азот и взял его (он был в соседстве с страной Ассирийской); то Израильтяне ожидали, что и они в скором времени и без особенного труда подвергнутся тому же самому. Поэтому, нанявши Египетское войско для помощи себе, хотели воспротивится войскам ассирийским. Но Бог делает надежду их напрасною и ясно предсказывает, что и они сделаются добычею ассирийского могущества, по прошествии некоторого времени будут покорены и сделаются военнопленными. Говорят, что и Египет по прошествии некоторого времени был под властью царя ассирийского, который, окончивши войну с ним в продолжении трех лет, овладел им всем и, сопровождаемый большим числом пленных, возвратился в свою страну. Посему Бог повелевает пророку, чтоб он имел наружный вид, свойственный и обычный пленникам, то есть, чтоб ходил без одежды и обуви, ибо победители не слишком уважают пленников. Те, которые подвергаются такому бедствию, будут ли они благородного, или простого происхождения, испытывают одинаковое страдание; не берут одежды, или иного чего, необходимого им для украшения или удобства, но вынуждены бывают идти, совершенно не заботясь обо всем этом, предоставленные на произвол пленивших их. Итак, пророк, как я сказал, получает повеление снять вретище с чресл твоих и иззут сандалия и ходить по улицам Иерусалима нагим и босым. Он и исполнил это, нисколько не заботясь о благоприличии и ничего не прибавив (от себя) к распоряжению Божию, хотя в нем заключалось нечто тягостное и позорное. Но может быть кто-нибудь скажет: почему он не предвозвестил Израильтянам (только словами) о том, что со временем случится с Египтянами, но славный пророк еще ходил совершенно нагой и босой, пренебрегши подобающим ему благоприличием? На это мы отвечаем, что (Израильтяне) не внимали речам пророков, и даже высказывали укоризны тем, которые хотели предрекать им будущее, говоря: иное говорите нам и возвещайте нам иное заблуждение. Посему-то муж, несомненно отличавшийся благоприличием и скромностью, исполненный всякой добродетели, увенчанный благодатью пророчества и отличавшийся воздержанием, снимает с себя самое вретище, не изысканное, но грубое и самое дешевое облачение, снимает также с ног своих сандалии и в этом виде ходит (по городу), дабы видящие его и удивленные его поведением спросили о причине его поведения и, спеша узнать, почему он это делал, получили полное убеждение в том, что суетна надежда на людей, что им напротив надлежало ожидать содействия свыше и стараться приобрести любовь помощника, всегда спасавшего – Бога. Итак когда блаженный пророк ходил по Иудее нагой и босой и когда в видящих его пробуждался немалый страх, то Господь говорит: яко же ходил раб мой Исаия наг и бос, три лета будут знамения и чудеса Египтяном и Ефиопляном. Ибо, как я сказал выше, царь Ассирийский, в продолжении трех лет опустошивший землю Египетскую и Ефиоплян, живущих близ нее и соседних с землею Фиванцев, увел большое число пленных и радовался бедствиям Египтян. И потом в славе опять возвращается домой.
Толкование на пророка Исаию.
В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его
В лето, в неже вниде фараон, во Азот, город Филистимский, егда послан бысть от (Арны) Саргона, царя Ассирийскаго, и воева на Азот и взя его. Царь Ассирийский Саргон был предшественником Сеннахирима.
Толкование на книгу пророка Исаии.
В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его
Исаия не стыдится ходить нагим, прообразуя будущее пленение Израиля.
Послания.
Ст. 1-6 И вошел в меня дух, и поставил меня на ноги мои, и Он говорил со мною, и сказал мне: Иди и запрись в доме твоем (Иез. 3:23). Не будучи в состоянии вынести стоящей славы Господа, пророк пал на лицо свое, чтобы поднял его входящий в него дух. Этот дух поставил его на ноги его, и говорил с ним и сказал: Иди и запрись в доме твоем. Так как ты укрепился видением величия Господня, то никого не бойся, ни пред кем не страшись, но возвратись в дом свой или ради телесных нужд, как полагают некоторые, или в знак будущей осады. И как Исаия, босой и нагой, прорек трехлетнее пленение и наготу народа, так и ты, запершись в доме, этим делом предрекай осаду города Иерусалима.
Комментарии на пророка Иезекииля.
Ст. 1-6 Мы изложили все содержание этой главы, чтобы все рассмотреть по частям. Азот, называемый по еврейски Ezdod был самым значительным из пяти городов Палестины; этот город взял и овладел им Оаргон царь Ассирийский, называемый семью именами, пославши для этого полководца своего по имени Тартама. Итак, в то время, когда был взят соседний город, Исаии повелевается, снявши одежду из вретища (ибо такова была одежда пророка оплакивавшего грехи народа) и обувь с ног своих, которую LXX называют калигами, ходить нагим и босым, представляя прообраз пленения Египтян и Эфиоплян, которые были союзниками Египтян, — что как Исаия ходил нагим и обнаженными чреслами служил для зрителей предметом омерзения, так и весь Египет и Эфиопия при опустошении Ассирийском будут обнажены и в земле не останется совершенно ничего. И пусть не подумает кто-либо, что это противоречит выше обещавшемуся Египтянам благоденствию, так как там предсказывается о благоденствии имеющем наступить после бедствий, а здесь говорится о предстоящем пленении, когда царь Ассирийский, покорив Израильтян, Дамаск и Филистимлян, прямою дорогою направился в Египет и покорил и Египтян равно как и Эфиоплян. Чтобы это кому либо не показалось сомнительным, представим свидетельство самого Исаии: и возвратися Рабсак, и обрете царя Ассирийска воюющее на Ловну: услыша бо яко отступи от Лахиса. И слыша о Фараке царе Ефиопстем, глаголя: се изыде ратоватися с тобою (4 Цар. 19:8-9). И вместе мы научаемся послушанию пророков, — что муж благородный (ибо Евреи передают, что Исаия был тесть Манассии сына Езекии, царя Иудейского) не постыдился ходить нагим, но не признавая ничего почтеннее заповедей Божиих, снял вретище, и сбросивши его был нагим, хотя и прежде имел одну одежду, и то власяницу. Слова же: три года в указание и предзнаменование о Египте и об Эфиопии означают то, что Египет и Эфиопия будут опустошены Ассириянами в течении трех лет. Тогда, говорит, скажет житель острова того, т.е. Иерусалима, о который ударяются волны соседних народов: не он ли был надеждою нашею?
Не к ним ли прибегали мы за помощию, не к ним ли, которые не смогли избавиться от бедствия плена? Итак здесь — устроение Промысла Божия, по неизреченному суду Своему управляющего родом человеческим. Вопреки гневу Божию Израиль полагался на Дамаск, — и город, оказывавший помощь нечестивым вопреки воле Его, будет разрушен. Иуда надеялся на Египтян — и Египет будет разрушен. Египтяне полагались на Эфиоплян, — и Эфиоплияне также будут побеждены Ассириянами. Ассирияне возгордились считая победу делом своих сил, а не Божиим, — и они будут побеждены Вавилонянами. Вавилон поднял голову против Бога, — и он будет побежден Мидянами и Персами. Персы и Мидяне отчасти преследовали народ Божий, свирепейший овен разсеял все народы на востоке и западе; — придет козел Александр и сокрушит его ногами своими. И этот последний, поднявшийся чрезмерно, погибнет от яда, и царство его разделится на части, и долго ослабляемое междуусобными войнами, будет разрушено победоносными Римлянами. И сами Римляне железными зубами и когтями и кровожадною пастью терзали телеса святых: отсечен будет камень от горы без помощи рук, и прежде могущественнейшее и железное, потом слабое и хрупкое царство сокрушит как черепок (Дан. 2).
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.
Вместо Тартана LXX перевели Танатан и вместо Саргона Арна; но что обозначается этим, мы не можем знать, да и не можем выдумывать ложные этиологическия объяснения ложных имен. Имена же эти не еврейские, а ассирийские, из которых Тартан, как мы узнали, означает башню дал или излишний или же продолжающий, а Саргон — начальник сада. Этот царь Египетский, замышлявший, как мы выше сказали, великое, имеет весьма многих вождей, из которых один есть Тартан, напыщенный гордостью, далеко идущий по пути преступления и более знаменитый, нежели прочие: и он посылается для завоевания Азота, который по-еврейски называется Asdod, и значит огонь века, и завоевывает вождь царя Ассирийского тех, которые служат веку и похоти. И прекрасно царь Ассирийский Саргон называется начальником садов, преданным наслаждению и роскоши. И Ахав царь Израильский желал обратить виноградник Навуфея в сад (3 Цар. 21); но тот, понимая это по законам иносказательного толкования, предпочел умереть, нежели сделать это, чтобы отеческое наследство и старое владение не обратилось в увеселение нечестивого царя. Пророку же заповедуется, чтобы он, сняв вретище и обувь, ходил нагой и босой и чтобы это было указанием и предзнаменованием для Египтян и Эфиоплян, которые преследовали народ Божий и по причине гордости были унижены. Ибо Египет значит преследующий или притесняющий, а Эфиопляне — униженные и отверженные: ибо всяк возносяйся смирится (Лк. 14:11). Они будут отведены в плен и три года будут терпеть мучения, о каковых годах в Псалмах читаем: помыслих дни первыя и лета вечная помянух (Пс. 76:6). Мы не должны считать эти наказания малыми, но они будут продолжаться в течение долгого времени. При самом же пленении и переселении Египтян юноши и старики, закоренелые во зле и достигшие совершенного возраста пороков, пойдут нагими, чтобы открылись все их преступления (ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; Лк. 8:7), и босыми, так как не могли есть пасхи Господней; потому что кто ее ест, тот имеет чресла препоясанными и держит посох в руке и стоит с обутыми ногами (Исх. 12), чтобы при прохождении через пустыню века сего не быть уязвляемым змеями. Тогда обнажатся чресла их, чрез которые извергаются нечистоты, и обнаружится вся срамота Египта, так что устыдятся имевшие надежду на Египет и на Эфиопию и увидят, что слава их обратилась в стыд, и настолько, что житель этого острова, то есть века, который не был странником и пришельцем, но желал вечно владеть миром, скажет со стыдом: вот Египет и вот Эфиопия, на помощь которых мы надеялись, что они освободят нас от князя мира сего! Как мы можем спастись, когда пленены те, на которых мы имели надежду? И то следует заметить, что до взятия Азота пророк был одет во вретище и имел обутые ноги, чтобы оплакивать уязвленных огненными стрелами диавола и служащих похоти; но вместе с тем ходит обутым для того, чтобы быть в состоянии попирать змей и скорпионов и безопасно ходить по пустыне мира сего, в которой находятся змеи и скорпионы и жажда богатства. После же взятия Азота он ходит босым и нагим в образ пленения Египта и переселения Эфиопии. Ибо на святой земле, в которую он спешит войти, он не мог стоять или ходить одетый во вретище и с ногами, покрытыми кожею, как говорит Господь: иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть (Исх. 3:5).
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.
В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его
Тартан - слово ассирийское (tartanu), означающее главнокомандующего армией и занимавшего первое место после царя.
От Саргона. В 1847 г. открыты надписи царя Саргона Ассирийского (по-ассир. Саррукина), предшественника Сеннахирима. Он взял Самарию (722 г.), которую осаждал его предшественник Салмонассар IV, а в 711 г. военачальник Саргона взял филистимский город Азот, царь которого Азурри отказался платить дань ассирийскому царю и, кроме того, вошел в дружбу с фараоном. Саргон, как видно из его надписей, подозревал, что и Иудея была причастна к замыслам филистимлян.
Ст. 1-2 В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его, в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой
В год взятия ассирийцами филистимского города Азота - вероятно, за некоторое время до падения этого города - Исаия получил от Господа повеление снять свою верхнюю одежду и сандалии, что пророк и исполнил.
Толковая Библия.