Ст. 7–12 Восплачется вино, возрыдает виноград, возстенут вси радующиися душею. Престало есть веселие тимпанов, преста высокодерзость и богатство нечестивых, престал есть глас гуслей. Усрамишася, не пиша вина, горька бысть сикера пиющим. Опусте всяк град, заключит храм, еже не внити. Плачитеся о вине всюду, престала есть радость вся земная, отиде вся радость земли. И останут гради пусти, и домове оставлени погибнут
Бог всяческих часто обвинял потомков Израиля, тяжко согрешавших, за то, что они, зная, что будут наказаны, не старались однако ж отвратить гнев Божественный подвигами покаяния. Ибо говорил: и призва Господь Саваоф в той день плачь и рыдание, и острижение и препоясание во вретища, тии же сотвориша радость и веселие, закалающе телцы, и жруще овцы, яко ясти мяса и пити вино, глаголюще: да ямы и пием, утре бо умрем (Ис. 22:12-13). И чрез другого пророка говорит: спящии на одрех от костей слоновых, и ласкосердствующии на постелех своих, ядущии козлища от паств, и телцы млеком питаемы от среды стад … пиющии процеженое вино, и первыми вонями мажущиися, и не страдаху ничесоже в сокрушении Иосифове (Ам. 6:4-6). Итак, уклонившись в весьма великую распущенность, они неблаговременно предавались роскоши, когда бы должны были орошать ланиты неудержимыми слезами и просить прощения грехов. (Посему) несчастие войны справедливо послано на них, и те, которые некогда предавались роскоши, сверх чаяния подверглись бедствиям. Возрыдал виноград, – не самое растение, но те, которые пьют от плода его: те, говорит, которые некогда увеселяли свою душу, восстенают и вопли будут для них постоянным занятием; ибо престало есть веселие тимпанов, преста высокодерзость и богатство нечестивых. А высокодерзостью называет чрезмерное высокомерие или гордость. Престает, говорит, и то, что доставляется богатством, и звуки гуслей, и сикера становится горькою для тех, которые некогда роскошествовали: опустели города и домы, ибо прекратилась всякая радость земная. Если же кто будет, разуметь (здесь) и самую кончину века, когда настанет время суда; то опять скажет, что исчезнет всякая роскошь мирская, напротив будут стон и зубовный скрежет тех, которые пойдут во ад. И не принесет богатство никакой пользы темь, которые стяжали его, исчезнет всякое наслаждение и престанет все телесное. и вожделенное некогда плотоугодие приведет напротив к горькому концу тех, которые были преданы греху: ибо они отдадут отчет Судии всех, как пишет премудрый Павел: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5:10).
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 7, 9-10 Восплачется жито (вино), возрыдает виноград. Этим пророк указывает на то, как поступил Сеннахирим с нивами и виноградниками в земле Иудейской, ибо он повелел все истребить и предать огню, когда пришел на брань с Езекией.
Пророк представляет жито и виноградные лозы говорящими и плачущими о тех, которые сеяли, насаждали и трудились в возделывании, но не получили за труды утешения, потому что все истребил Сеннахирим, а то что осталось после него, истреблено Салманассаром. Возстенут вси радующиися душею, воздыхают радовавшиеся в прежние мирные времена, какими наслаждались Израильтяне. Душа полна была прежде радости, а теперь будет воздыхать, потому что все исполнены скорби. Горька бысть сикера пиющым. И сикера сделается горькой. Опусте всяк град, заключились все хранилища. Обитатели оставят разоренный город, а у домов двери будут казаться как бы запертыми, потому что некому входить в них.
Толкование на книгу пророка Исаии.
Ст. 7-12 Возстенал виноградник, уныла виноградная лоза, возплакали все радовавшиеся сердцем. Прекратилось веселие с тимпанами, умолк шум веселящихся, затих приятный звук гуслей: с песнею не будут пить вина, горек будет напиток для пьющих его. Сокрушен город суеты, заперт всякий дом, и никто не входит. Будет плач о вине на улицах, оставлена всякая радость, изгнано веселие земли. И оставлено в городе запустение, и бедствие стеснит ворота
В кончину мира воспоминание о прежних наслаждениях будет причиною мучений. Поэтому и оный богач, облекавшийся на пиршестве в порфиру, получивший благое свое в жизни своей, возведши глаза свои из ада, видит Лазаря на месте покоя (Лк. 16). И Господь, обличая богатых утопающих в удовольствиях и смеющихся, говорит в Евангелии: горе вам богатым, ибо вы получили утешение ваше. Горе вам, которые ныне насыщены, ибо вы взалчете. Горе вам, которые ныне смеетесь, ибо вы восплачете и возрыдаете.
Итак, когда будет воскресение здравых и настанет день суда, тогда восплачет вино и виноградник, о котором Моисей говорит: от виноградов содомских виноград их, и розга их от Гоморры: гроздь их — гроздь желчи, гроздь горести их. Ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна (Втор. 32:33).
Тогда всякий напиток, или как говорится сикер, т.е. опьянение, которое извращает состояние ума и не позволяет людям бодрствовать, заменится горечью, которая употребляющим ее ложно представляется медом, а потом окажется горче желчи. Тогда всякое приятное пение веселящихся и звук тимпанов и гуслей превратится в плач и стенание. Укажем на это свидетельство тем, кои на пиршествах предаются наслаждениям не только сластолюбия и опьянения, но и слуха, чтобы крепость души ослаблять посредством всех чувств.
Сокрушится город суеты, — или всякий город, или духовный Вавилон, который восседает в порфире на семи горах, о наказаниях которого читаем в Апокалипсисе Иоанна (Откр. 18). И прекрасно сказал: город суеты, Ибо если о небе и земле и о всем земном говорится: суета сует и всяческая суета (Еккл. 1:2), то не тем ли более следует сказать это об одном городе, который составляет малую часть всего мира? Тогда дома, у которых теперь позолоченные потолки, стены которых одеты мраморною инкрустациею и блестят лоснящеюся резьбою из слоновой кости.
Тогда как бедняки умирают от холода без крова и хижины, эти дома останутся пустыми. Плач будет на улицах о вине, — не на узком и тесном пути, ведущем к жизни, а на широком и пространном, ведущем к смерти (Мф. 7). О вине и опьянении заблуждения тех, кои уснули сном своим, и ничего не нашли все мужи богатства в руках своих (Пс. 75:6).
Ибо перенесена на небеса радость земли, и в некогда знаменитейшем городе осталось запустение, и ворота многолюдных дорог, чрез которые входили многочисленные толпы народа, угнетен бедствие жителей. И чтобы мы ясно видели, что возвещается о погибели всего мира, присовокупил: это будет среди земли, среди язычников или народов (Ис. 24:13).
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.
Ст. 7-13 Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем. Прекратилось веселье с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей; уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих ее. Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти. Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли. В городе осталось запустение, и ворота развалились. А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, когда кончена уборка
На земле прекратилось всякое веселье и оставшиеся в небольшом числе жители, при виде своих опустошенных городов, могут только плакать. Виноград, из которого можно приготовлять прекрасное вино, пропадает даром - никто не хочет уже заниматься этим делом!
Плачет сок грозда, т. е. созревшие ягоды виноградные обламываются, падают и сок течет по земле.
Болит, т. е. пропадает.
Толковая Библия.