Внушите и слышите глас Мой, внемлите и слышите словеса Моя
В этих словах опять вводится лице самого Спасителя, как бы восторгающего Израильтян песнию и с полною очевидностью убеждающего принять слово евангельской проповеди и гласа Его не отвергать ради заповеди Моисея. А что не должно небрежно и нерадиво приступать к божественным и евангельским словам, это показывает, говоря: внемлите и слышите словеса Моя; ибо внимание, равно как и послушание, необходимы тем, которые достигли такой высоты благих помыслов, что стараются всю широту ума своего наполнить изучением закона, конечно, христианского. А что после явления Христа опасно и вредно кому бы то ни было держаться служения законного, в этом удостоверит Павел. Тем, которые после веры во Христа и после очищения чрез святое крещение, вследствие крайней глупости, возвратились к Моисееву или законному служению, он говорит: упразднистеся от Христа, иже законом оправдаетеся: от благодати отпадосте. Мы бо духом от веры упования правды ждем (Гал. 5:4-5). Вероятно, и на нечто иное дается намек в словах Христа: внемлите и слышите словеса Моя. Если хотите, говорит, направить свой тонкий ум к сеням закона, и удостоить должного внимания типы, то слышите всячески словеса Моя: ибо описуюсь в типах Я, и сила Моих откровений не ввела ничего нового, если только понимать закон духовно: аще бо, говорит, бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа (Ин. 5:46).
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 23-29 Внемлите ушами, и послушайте голоса моего; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. Целый ли день пахарь будет пахать для посева, разрыхлять и выпалывать землю свою? Уравнявши поверхностъ ея, не будет ли он сеять чернуху, разбрасывать тмин, размещать рядами пшеницу, ячмень и просо, и дикий горох в пределах своих? И учит его такому порядку Бог его; Он вразумляет его. Ибо не будут молотить чернуху катками зубчатыми, и колеса молотильни не будут ходить по тмину; но палкою будут выколачивать чернуху и тмин тростию; хлеб же будут перетирать. Но не во веки молотящий будет молотить его и молотильныя колеса не разотрут его и зубцами своими не раздавят его. И это вышло от Бога воинств, чтобы сотворить совет дивный и возвеличить правду
Я хвалю брак, хвалю супружество, но потому что от брака рождаются девственные люди. Я отделяю розу от шипов, золото от земли, жемчужину от раковины. Неужели пашущий всегда будет пахать? Неужели не насладиться плодом трудов своих? Более почитается брак, когда более любится рождаемое от него.
Зачем ты, мать, завидуешь дочери? Она воспитана твоим молоком, она рождена твоим чревом, она выросла у твоего лона. Ты сохранила ее в девстве своим благочестивым старанием. Неужели ты негодуешь, что она захочет быть супругой не воина, а Царя [Христа]? Она сделает тебе великое благодеяние. Ты стала тещею Божьею.
Послания.
Ст. 23-29 И теперь говорит тем же, коим выше говорил: слушайте слово Божие, мужи посмевающиеся, властвующие над народом Моим, который в Иерусалиме (Ис. 28:14), и повелевает им послушать голоса Его и тщательно внимать речи Его. Всегда ли, говорит, земледелец будет пахать для посева? Не взрыхлит ли он сначала землю, не проложит ли сохою борозд, не разобьет ли поднятых глыб земли граблями и бороною, чтобы, уровнявши поверхность земли и разрыхливши жесткие прежде поля, разбрасывать затем чернуху или тмин, и сеять пшеницу, ячмень, просо и всякий зерновый хлеб в пределах своих, по различию земли и времени года, ибо не все сеется вместе. Вместо полбы, что Греки называют ζέα, некоторые разумеют дикий горох. И самого земледельца, т. е. сеятеля, естественно учит определению своему сам Бог, и вразумляет его, какую обработку должно давать известному посеву. И когда наконец наступит время жатвы, то чернуха и тмин,— эти наиболее мягкие семена — вымолачивания не молотильными железными колесами, которые подобно пилам катают кругом и передвигают по сжатым снопам, но выколачиваются палкою и тростию, которые в народе называются цепами (flagella).
Хлеб же, т. е. пшеница, из которой делается хлеб, перетирается железными колесами и вся солома ее измельчается в мякину. Однако молотится и перетирается не всегда и не во всякое время измельчается зубцами колес, вместо которых (зубцов или копыт) в еврейском стоит конями их, чтобы, сказавши о зубцах или копытах колес, удержать метафору и в остальном. Некоторые думают, что упоминанием о копытах и конях указывается на табуны коней, которые обыкновенно выгоняются на гумна для молотьбы хлеба. И это, т. е. что чернуха и тмин выколачиваются палкою и тростию, а пшеница, ячмень и полба, или, может быть, просо перетираются железными колесами,— не есть вечное определение Бога, Который во всем являет дивный совет Свой и во всем показывает величие правды.
Это мы высказали παραφραστιχώς (перифразом), чтобы легче можно было понять смысл, в каком говорится это. Разнообразно промышляет Бог о роде человеческом — то наказывает, то милосердует, то вразумляет бедствиями, то охряняет от них, т. е. то пашет, то сеет, то пожинает созревшие плоды и сжатые молотит на гумнах и управляет миром Своим, как соизволит. Чернуху и тмин, т. е. всех язычников, не получивших познания о Нем и не имевших заповедей закона, исправляет жезлом и тростию; пшеницу же, т. е. народ иудейский, наказывает великими казнями. Ибо кому больше поручается, с того более взыщется. Раб, ведевый волю господина своего и не сотворив по воле его, биен будет много (Лк. 12:47), и в другом месте написано: сильнии сильне истязани будут (Прем. 6:7).
Однако же не будет наказывать их вечно. Ибо иное дело быть нечестивым, и иное — грешником. То, что мы истолковали в отношении к язычникам и иудеям, другие объясняют относительно народа и священников, — что в день суда непросвещенный народ, как чернуха и тмин, будет наказан жезлом и тростию, а священники, имевшие ключ знания, будут мучимы наказаниями великими, и это будет по суду Господа, который во всем проявляет дивный совет Свой и истину правосудия, так что от получивших больше и взыщется больше. Вместо переведеннаго нами: чернуха будет выколачиваться палкой и тмин тростию, LXX,— не знаю, что имея в виду,— перевели: а тмин вкушается с хлебом. И древние греческие толкователи, объясняя еврейский текст, об этих словах умолчали, может быть потому, что не имели, что сказать. А там, где мы применительно к еврейскому поставили: но не во веки молотящий будет молотить его и колеса молотильныя не разотрут его и зубцами своими не раздавят его, LXX применительно не к букве, а к смыслу перевели: ибо Я не во веки ,разгневаюсь на вас, и голос горечи Моей не сокрушит вас,— указывая на имеющие последовать для грешников облегчения после мук и показывая, что это, как чудесное и дивное, произойдет от Господа. Поэтому грешникам, которые впоследствии имеют быть наказаны, повелевается составить совет и радоваться утешению своему,— не тщетному, как прибавлено LXX, а просто утешению. Ибо Бог никогда не повелевал бы радоваться тщетному утешению Своему, которое не приносило бы им пользы.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.
Ст. 23-25 Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним
Однако пророк не хочет оставить Иудейское государство без утешения. В притче он внушает своим согражданам надежду на изменение ожидающей их тяжкой судьбы. Как земледелец не все время только пашет, но, кроме того, и сеет, а потом молотит выросший и созревший хлеб разными способами, приспособительно к свойствам каждой породы хлеба, чтобы не испортить хлеба неподходящей выработкой, - так и Премудрый Бог не всегда будет только наказывать Свой народ и притом не всех иудеев одинаково, а будет делать различение и положит конец их страданиям.
Приклоните ухо. Этот призыв ко вниманию объясняется тем, что далее идет образная речь, требующая особенно внимательного отношения к себе.
Всегда ли земледелец… Пророк, очевидно, сравнивает действия земледельца, разбивающего, разрезающего сухую почву плугом и бороздою, с карающей деятельностью Господа по отношению к очерствевшему народу израильскому.
В 25 ст. пророк имеет в виду большой земельный участок, на котором в порядке посеяны разные породы хлеба.
Чернуха (nigella saliva) - употребляется пекарями как приправа, тмин - также придает особый вкус кушаньям; пшеницу - рядами, так как у евреев пшеница сеялась с особою тщательностью и, можно сказать, даже не сеялась, а сажалась, как садовые растения.
Полбу рядом с ним (ячменем). Полба - хлебное растение, похожее на ячмень. Скот не очень любит его, и потому гряды полбы на Востоке загораживают собою участок, где посеян ячмень, чтобы скот, попробовав полбы, не шел дальше, к ячменю, который он больше любит.
Толковая Библия.