Что лучше устроих яко глину скудельничу? еда оряй орати будет землю весь день? еда речет брение скудельнику: что твориши, яко не делаеши, ниже имаши рук? еда отвещает здание создавшему е
Эти слова Он говорит тем, которые обвиняют долготерпение Божие, говоря: Богу следовало это сделать, а то оставить. Нет более нечестивого слова, как предписывать закон судье и судить по человеческому разумению о Законодателе природы. В великом деле Он пользуется малым примером. Художник не есть творец брения, но только виновник формы его, да и то, – насколько он может. Бог же есть виновник не только твоей формы, но и материи, из которой ты сотворен. Брение получает от художника не бытие, а только форму, и однако оно не противится и не противодействует ему. Напротив ты, который совершенно был сотворен Богом, садясь пред судилищем, призываешь Бога на суд. Брение не противится, так как оно не имеет ни слова, ни уст. Ужели ты потому противишься, что получил от Него дар слова? Ужели ты будешь пользоваться тем даром против Щедродателя, чтобы вести с Ним войну? Почему ты не вспоминаешь о тех причинах, по которым тебе невозможно вести войну против Бога? Не затем Он даровал тебе слово и разум, чтобы ты, имея эти преимущества, противился ему, но чтобы ты прославлял и благословлял Его, – не затем, чтобы ты судился и спорил с Ним. Ты получил язык для превозношения Его, а ум для благодарения и веры, как мы и читаем у Иисуса сына Сирахова: добровольно Я дал тебе язык; а указывая на причину, говорит: чтобы ты благословлял Его и прославлял Его (ср. Сир. 51:30). Брение совершенно лишено речи. Если ты познаешь (Творца), то поймешь, что ты ничтожнее брения и лишен дара слова.
Так как Он принимал участие в том, чтобы освободить их, и хорошо знал, что они будут Его злословить за минувшее время, в которое они подвергались притеснениям, по написанному: «едва не пошатнулись ноги мои» (Пс.72:2); и потом: ««как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (Пс.72:11–12), а также: «почему прогневался на нас вот уже семьдесят лет?» (Зах.1:12). Многие намерены были обвинять Его подобными словами, – а поэтому Он заключает их уста словами: «скажет ли глина горшечнику»? Смотри на благоприятность времени, т.е. на то время, когда они уже имели получить свободу. Чтобы они не думали, что Бог не может совершить такие дела, Он и приводит эти слова. Если бы в то время, как Он употреблял эти слова, они оставались все еще в притеснениях, то они могли подумать, что Он обманул их этими словами, так как не мог освободить их от наказаний. Но Он заключает их уста временем освобождения, чтобы они знали, что то отпущение есть дело неисследуемой и неиспытуемой премудрости, и никому не позволительно обвинять, говорить зло, или исследовать. Когда Он обращается к противникам, то заимствует выражение из быта возделывающего землю: «Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою?» (Ис.28:24). Когда же он говорит тем, у которых не было никакой надежды на освобождение, то Он пользуется подобием брения и художника. Вы, говорит, не знаете, что все это Я совершил для вашего научения; все это Я предсказал, а вы не слышали. Если вы не слышали и сами себя подвергли наказанию, то вы и обвиняйте в этом не Меня, а себя.
Между тобою и Богом существует не только различие, но это различие таково, как между брением и художником: художник не есть творец брения, но только формы; однако один весьма близок к другому, так как и брение, и художник суть творения; твой же Творец не сотворен, а ты – Его творение. Так как между тобою и Богом весьма большое различие, то и говорится: «скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?»« Оно не будет отвечать ни тогда, когда оно брение, ни тогда, когда оно – выделанный сосуд: «когда мне лучше бы было быть брением, зачем ты меня превратил в форму?» или: «когда мне лучше быть обработанным, почему ты допустил мне пребывать брением»? Это говорится многими бесстыжими философами, которые служат предметом посмеяния и срама для всех. Они желают своим умом исследовать неизмеримую премудрость Божию, потому они отвратительны и ненавистны, за свои болтливые речи, которые они бесполезно повторяют каждый день, не переставая: если творение было добро, то почему оно не изначально? Если же оно зло, то почему оно совершается впоследствии? Что иное должно отвечать на это, кроме следующего: «скажет ли глина горшечнику», или творение Творцу своему? Он один знал все, знал также время, когда должно творить. Если, говорят, хорошо творение, то почему не творится каждый день? Но разве ты можешь теперь положить Богу закон? О, гордость и жалость червя, земли и праха! Он спрашивает таким бесстыдным образом основания у природы столь несказанной и неисследуемой, по обычаю развращенных и пустых детей, которые, будучи лишены ума, иногда оскорбляют мудреца. Что сказал пророк, для них не велико, кажется им даже ничем.
Толкование на пророка Исаию.
Что лучше устроих яко глину скудельничу? еда оряй орати будет землю весь день? еда речет брение скудельнику: что твориши, яко не делаеши, ниже имаши рук? еда отвещает здание создавшему е
См. Толкование на Ис. 45:8
Ст. 9-13 Горе тому, кто препирается с образователем своим: черепок из черепков земных. Скажет ли глина горшечнику своему: «зачем ты делаешь»? и твое произведение: «он без рук». Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты рождаешь»? и матери: «мучишься родами»? Так говорит Господь, Святый Израиля, образователь его; спросите Меня о будущем сыновей Моих и укажите Мне в дел рук Моих. Я создал землю, и человека на ней Я сотворил; руки Мои простерли небеса и всему воинству их Я дал заповедь. Я воздвиг его в правде, и все пути его сделаю прямыми. Он построит (или построил) город Мой, и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь воинств
Желающие отнести сказанное к лицу Кира так объясняют это место. Так как Я обещаю великое, и именно, — что вследствие возвращения народа Моего в Иудею Я все царства повергну пред Киром: то горе тому, кто не верит и думает, что не сбудется то, что Я говорю, подобно тому как если бы глина и разбитый черепок винил своего горшечника за то, что он сделан или что он так сделан и если бы произведение стало говорить против рук художника и сын обвинять отца и мать за то, что он произведен на земле по закону природы.
Итак, поелику Я, Господь Святый Израилев, образовал Кира и он родился по Моему повелению; то для вас совершенно излишне сомневаться относительно будущего, напротив, вы должны знать, что Я управляю сыновьями Моими, народом Израильским, и делом рук Моих не по вашему решению, а по Моей воле, что Я, производивший для них прежде тьму и бедствие, теперь даю им свет и мир. Ибо Я — Бог, который не сотворил землю напрасно, чтобы она была пустою и невозделанною, но чтобы люди обитали на ней. Я распростер или утвердил небеса, чтобы они служили местопребыванием для ангелов, и украсил их разнообразными звездами, и повелел каждой из них, чтобы они двигались по порядку и определяли различную продолжительность и дней, и месяцев и годов. Итак, если Я создал небо и землю, то что великого в том, если Я создал одного царя, который будет исполнять Мои заповеди, и если Я сделаю прямыми все пути его? Ибо он повелит, чтобы был построен город Мой, Иерусалим, и чтобы пленные возвратились в Иудею,— не за выкуп и не за дары, но по Моей воле, говорит Господь Бог воинств.
А кто относит начавшуюся мысль ко Христу, тот так излагает свое толкование: горе тем, кои препираются с Богом и думают, что Христос не прийдет, подобно тому как если бы глина и черепок из черепков стал препираться с своим горшечником. Горе тому, кто говорит всемогущему Отцу: зачем ты рождаешь Сына? и жене, Святой Марии: зачем ты разрешаешься от бремени? о ней и апостол пишет, что Христос родился от жены и подчинился закону new:gal:04:04|(Гал. 4:4). Поэтому так говорит Господь Святый Израилев, который образовал Спасителя во чреве девы, говоря чрез Гавриила: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя: тем же и рождаемое свято, наречется Сын Божий (Лк. 1:35): пусть спрашивает Меня черепок и исследует тайны будущего, и пусть указывает Мне, как Я должен возрождать усыновленных сыновей, которые уверуют в Сына Моего. И евангелист Иоанн говорит: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1:12). Если же Я создал землю, чтобы она была населена людьми, и распростер небеса сверху, и украсил их разнообразными звездами, чтобы на земле жили чтители Бога: то что удивительного, если Я послал в мир, или воздвиг из преисподней Сына Моего, царя праведного, все пути которого правы? Ибо Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1 Пет. 2:22). Он построит на скале город Мой, которого не одолеют врата ада (Мф. 16:18) и который, стоя на горе, не может укрыться (Мф. 5:14): и всех, которые прежде были связаны узами демонов, Он отпустит на свободу, не за выкуп и не за дары, ибо вы даром спасены, так как апостолы слушали и исполняли [заповеданное]: туне приясте, туне дадите (Мф. 10:8). Некоторые относят это к Зоровавелю, который вывел пленных из Вавилона и построил город и выстроил храм, как пророчествовали Аггей и Захария и говорили: руце Зоровавелевы основаша храм сей и руце его совершат его (Зах. 4:9). Но мы правильнее и ближе к истине говорим, что Кир и не построил города, который впоследствии был выстроен при Неемии, и не все были прямы пути его, которому выше было сказано: Я принял и препоясал тебя, но ты не познал Меня, и что все то, что говорится, не соответствует положению Зоровавеля, который находился в зависимости и под властию мидян и персов. Ибо Зоровавель и не построил город, и не отпустил пленных и не может быть назван царем, так как он, живя под властию других царей, не имел этого имени.
Но что имели в виду Семьдесят, которые в начале этого отдела перевели: Что лучшее Я устроил, нежели глину горшечника? Не будет ли пашущий пахать землю? Этого я не в состоянии знать, — разве только последовать изданию Феодотиона, который вместо этого поставил: горе тому, кто препирается с Создателем своим, паша пашущих землю, то есть раня чрез покаяние сердца людей и, подобно бороздам, подкапывая и опрокидывая их. Но и это объяснение нелепо. Далее, о том, что горшечником, то есть Творцем нашим и Создателем называется Бог, говорит и апостол Павел в послании к Римлянам: еда речет здание создавшему е: почто мя сотворил еси тако? Или не имам власти скуделник на брении, от тогожде смешения сотворите ов убо сосуд в честь, ов же не в честь (Рим. 9:20—21)? И более подробно пишется у Иеремии, который между прочим сообщает: И снидох в дом скуделничь, и се той творяше дело на каменех. И разбися сосуд, егоже той творяше от глины руками своими: и паки той сотвори из него иный сосуд, якоже угодно во очию его. И бысть слово Господне ко мне рекущее: Еда, якоже скуделник сей, не возмогу сотворити вас, доме Исраилев? рече Господь: се якоже брение в руку скуделника, тако вы есте, доме Исраилев, в руку Моею (Иер. 18:3—6). И оное написанное: Я всем звездам дал заповедь дает некоторым повод [думать], что звезды разумны и что они имеют душу и чувство. Ибо, говорят они, Он мог заповедывать только разумным [существам], не припоминая того, что написано у Ионы: «заповедал Господь ветру знойному» (Ион. 4:8), и опять: »заповедал червю утреннему» (Ион. 4:7), и что Спаситель в Евангелии запретил ветрам и морю (Лк. 8:24-25), которые, очевидно, не имеют чувства и разума.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.
Ст. 9-10 Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?» Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?», а матери: зачем ты родила меня
С 9-13 включительно разбираются возражения или, точнее, предусматриваются сомнения, которые могли у кого-либо зародиться относительно точного исполнения всего того, что только перед этим было предсказано; а также б. м. здесь опровергается и недовольство только что возвещенным путем спасения.
Горе тому, кто препирается с Создателем своим… кто говорит отцу… матери: зачем ты родила меня… Кому возвещается это горе? Кто осмеливается жестоко препираться с Творцом и выражать такое безрассудное недовольство своей участью? Очевидно, не кто иной, как тот же «жестоковыйный» Израиль, который не раз и раньше, как от пророка Исаии (Ис. 29:16; Ис. 40:27), так и от других пророков (Иер. 18:1-2) уже получал подобные же уроки за этот упорный свой недостаток. Можно думать, что пленные иудеи, переживая тяжелые бедствия, уже потеряли веру в возможность избавления, как это вытекает из известной нам жалобы Израиля: «путь мой сокрыт от Господа; и дело мое забыто у Бога моего» (Ис. 40:27). Но есть также основания предполагать, что иудеи, как кичливые националисты, выражали еще и недовольство, слыша пророчество о восстановлении их города и храма не каким-либо великим иудейским вождем (напр., Мессией), а совершенно чуждым для них царем язычником. На это, по-видимому, намекает конец 11-го стиха: »вы… хотите Мне указывать в деле рук Моих«?
Толковая Библия.