введу я в гору святую Мою и возвеселю я в дому молитвы Моея: всесожжения их и жертвы их будут приятны на требнице Моем: дом бо Мой дом молитвы наречется всем языком
См. Толкование на Ис. 56:6
введу я в гору святую Мою и возвеселю я в дому молитвы Моея: всесожжения их и жертвы их будут приятны на требнице Моем: дом бо Мой дом молитвы наречется всем языком
См. Толкование на Ис. 56:6
Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов
Господь сказал устами Пророка: Дом Мой дом молитвы наречется. Какие утешительные мысли о храме дает нам сие изречение Господне!
Храм есть дом молитвы. Молитва живет в нем. В иных местах она странствует, иные посещает, иные с трудом ищут ее, от иных и призванную удаляют житейская молва и суета; здесь, в храме, она живет, здесь всякий может обрести ее, и если та молитва вожделенна, которая доходит до Бога, то молитва в храме преимущественно вожделенна, потому что здесь преимущественно приближается она к Богу, поелику дом молитвы есть вместе и дом Божий.
Если помыслим, что Бог живет в вышних, превыше небес, то придем в недоумение, возможен ли для Него дом на сей униженной пред небом земле. Если помыслим о величии Творца мира и о Его вездесущии, то найдем непонятным, как мог бы для Него быть возможен где-либо какой-либо дом. Но нет места сомнениям, когда Господь Сам глаголет: дом Мой.
Беседа на обновление храма на месте погребения усопших. 1857 г.
Ст. 7-9 Приведу их на гору святую Мою и обрадую их в доме молитвы Моей; всесожжения их и жертвы их будут угодны Мне на жертвеннике Моем; ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов, говорит Господь Бог, собирающий разсеянных Израиля: еще соберу к нему собранных у него. Все звери полевые, приходите есть, все звери лесные
Относительно разности жертв и всесожжений мы очень подробно научаемся в книге Левит. Всесожжения,—что те, которые целыми сожигаются на жертвеннике. Очистительные и благодарственные жертвы (victimae et hostiae) — те, из которых часть приносится на жертвеннике, часть передается священнослужителям. Следовательно, не следует думать, будто от иноплеменников и евнухов требуются жертвы по обряду иудейскому. Но мы должны знать то, что всесожжения приносятся теми евнухами, которые всецело посвящают себя Богу, а жертвы—теми иноплеменниками, которые [лишь] некоторое время упражняются в молитве, о которых Бог говорит: жертва хвалы прославит [или прославила] Мя (Пс. 49:23), и в другом месте: пожри Богови жертву хвалы (Пс. 49:14). Об этих жертвах и всесожжениях Господь говорит чрез Осию: милости хочу, а не жертвы, уведения Божия, нежели всесожжения (Ос. 6:6), которые приносятся на жертвеннике Господнем. Об этом [жертвеннике] свидетельствует Иоанн в Откровении, что он видел его на небе и что под ним были души мучеников (Откр. 6). С него один из серафимов взял клещами уголь и поднес к устам Исаии для очищения их (Ис. 6:6). Это тот жертвенник и та скиния, к образу которой относится все устроенное [по свидетельству] книги Исход (Исх. 38), при посредстве чего приносились духовные жертвы Богу. Также выше о телесных жертвах и всесожжениях тот же [или чрез того же, т. е. пророка] Бог свидетельствует: что Ми множество жертв ваших! глаголет Господь. Исполнен есмь всесожжении овних и тука агнцов, и крове юнцов и козлов не хощу (Ис. 1:11).
Ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов,—не для одного народа иудейского и не на одном месте Иерусалима и города, но во всей вселенной, и не волов, и козлов и овнов, но молитвы. Этим свидетельством пользовался Господь, когда говорил против тех, кои под именем Духа Святого продавали в храме дары из голубей и сидели на седалищах развращения и имели столы меновщиков (Мф. 21; Ин. 2), все делая ради постыдной прибыли, не зная написанного: туне приясте, туне дадите (Мф. 10:8). Исполнение же этого обещал Господь, собирающий рассеянных Израиля, к которым и апостол Петр пишет послание. О них евангелист говорит: сего же от себе нерече, но архиерей сый лету тому прорече, яко хотяте Иисус умрети за люди, и не токмо за люди, но да и чада Божия расточеная соберет во едино (Ин. 11:51-52), и чтобы исполнилось написанное: сонм людей обыдет тя: о том на высоту обратися (Пс. 7:8). По собрании же остатков Израиля апостолами и по возвращении в одно стадо тех, которые прежде были рассеяны, призываются все звери, чтобы приходили и пожирали Израиля, то есть тех, которые не восхотели уверовать, о которых апостол [говорит]: «ибо постигнет их конец» (Фил. 3), и Господь в Евангелии: егда же узрите обстоим Иерусалим; тогда разумейте, яко приближися запустение ему (Лк. 21:20). Или же то следует сказать, что они преданы на пожрание тем зверям, которых отвращает от себя пророк, говоря: не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе (Пс. 73:19). В переносном смысле [это говорится] о тех зверях, которые пожрали некий удел Господень, и выше мы читали (9) о Сирии с востока и греках с запада, которые пожирают Израиля полным ртом. И у Иеремии: овча зоблуждающее Исраиль, львов изнуриша e: первее ядe его царь Ассур, сей же последний и кости оглода ему Навуходоносор, царь Вавилонский (Иер. 30:17). Можно и то сказать, что вместе с народом Израильским призываются к вере язычники, бывшие прежде хищными, чтобы, оставив леса, которые погубили весьма многих из войска Авессаломова, прийти в церковь, и есть небесный хлеб и насыщаться плотию Агнца.
См. также Толкование на Ис. 56:6
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.
Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов
См. Толкование на Ис. 56:6