Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских
См. Толкование на Исх. 15:1
VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом.
Утешил еси крепостию Твоею во обитель святую Твою. Слышаша язы́цы, и прогневашася, болезни прияша живущий в Филистиме
Утешил еси (παρεχάλεσας призвал) в обитель святую Твою. Под святою обителью, т.е. обиталищем Божиим, в которое призваны Господом люди Израильские, разумеется земля Обетованная, которая есть поистине святая обитель Божия, потому что в ней Он многократно являлся Аврааму, Исааку и Иакову, в ней они созидали Ему жертвенники и приносили жертвы, в ней совершаемо было служение Ему в скинии и потом в храме Соломоновом, который поистине был местом селения славы Его, – в ней вообще. Он обитал среди избранного народа, как царь среди подданных. В эту-то святую землю Господь призовет народ Свой крепостию Своею – силою Своею. – Слышаша язы́цы и прогневашася. Слух о чудесах силы Божией, какими сопровождалось исшествие Израильтян из Египта, странствование их по Аравийской пустыне, – дойдет до языческих народов, пограничных с Ханаанскою страною, и до жителей ее, – и приведет их в негодоване. Те и другие будут озлоблены тем, что в среде одних и в соседстве других будет искать водворения народ, сопротивление которому не обещает успеха. – Болезни прияша (объяли) живущия в Филистиме. Даже Филистимляне, народ весьма воинственный, при слухе о приближении к Ханаанской земле Израильтян, испытают болезни, точнее му́ки рождения (ώδίνς), – т.е. душевную му́ку, о тяжести которой можно судить по сравнению с муками родильницы.
Толкование на паремии из книги Исход
Ст. 14-15 Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана
Впечатление, произведенное переходом через Чермное море на народы, владеющие землей Ханаанской и живущие невдалеке от нее. Песнь приписывает им те же самые чувства, которые вызвало чудо и в народе еврейском (14:31): однородные явления производят одинаковые действия. После египтян филистимляне были первым народом, которого боялись евреи (13:17); главный враг поражен, и по законам психологии мысль переходит от египтян к филистимлянам (ст. 15, ср. Нав 2:9,11).