Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит
Да поженет убо враг душу мою. Слова эти имеют такой смысл: пусть впаду в руки диаволу, если я сделал что-либо из сказанного выше! И если сделал то или другое, то пусть не буду освобожден от греха прежде смерти.
Толкование на псалмы.
Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит
«Я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, – то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах». Видишь ли дерзновение праведника и чистейшую совесть его? Если бы он не был совершенно уверен в себе, он не обрекал бы себя на такие бедствия.
Смысл слов его следующий: если я обижал, если я мстил, то пусть случится со мною то и то. Он сам на себя произносит приговор и просит судить его и наказать не по мере, но гораздо больше заслуженного, обрекает себя на наказание, какого и закон не назначал ему. Посмотри, каково это наказание: «то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах» т.е. пусть погубит меня с бесславием и бесчестием, пусть истребит вместе с жизнью моею и славу мою. Что значит: «славу мою повергнет в прах»? Это значит: пусть унизит, пусть попирает ногами, пусть я сделаюсь добычей врагов. Кто может быть нечестивее Авессалома, бесстыдного и необузданного оскорбителя, который преследовал отца своего, притом такого отца, такого кроткого и смиренного? Что же? Воздавал ли Давид злом – делавшим ему зло? Помнил он зло? Никогда. Если рассмотришь историю Саула, то такой ответ сделается для тебя совершенно ясным. В самом деле, того, который после тысячи благодеяний, трофеев, побед делал ему зло, строил против него козни, каждый день старался умертвить его, он, захватив в свои руки один, два и много раз спящим, как бы заключенным в темнице и не имевшим с собою стражи, пощадил, хотя многие советовали поразить и умертвить его, удержал свой гнев, хотя знал, что, оставляя ему возможность избежать смерти, он сохранит себе неприятеля и непримиримого врага. Но ни воспоминание прошедшего, ни страх будущего, и ничто другое подобное не побудило его решиться на убийство. Он руководился любомудрием, удерживал свою руку, обуздывал свой гнев и предпочитал лучше подвергаться опасностям и козням, лишиться отечества и свободы, чем поразить и умертвить врага, который враждовал против него напрасно и без причины, который после бесчисленных благодеяний угрожал ему смертью. И из многого другого можно видеть любомудрую его душу. Потому-то он и обрекал себя на многие и тяжкие бедствия, как то: остаться без успеха, быть побежденным врагами с великой для себя опасностью, подвергнуться бесславной смерти, и притом – что ужаснее самой смерти – испытать это от врагов; потому он и употреблял все меры, чтобы после смерти оставить о себе добрую память. Между тем, смотри, на какие бедствия он обрекает себя: трудиться без пользы, предоставить победу над собою врагам, умереть, и притом не обыкновенною смертью, но так, чтобы и память о нем истребилась, – смертью бесславною. Конечно, он не обрекал бы себя на все это, если бы по совести не был совершенно уверен в себе. Если же он имел врагов, то это – не его вина; он сам не подавал к тому поводов. Какой подал он повод ко вражде сыну? Какой – Саулу? Когда сын сделал достойное наказания, он не возвратил ли и не принял ли его, подвергнув временному вразумлению? А Саула, угрожавшего ему смертью, он не спас ли, имея его неоднократно в руках своих (2Цар. 14:21; 1Цар. 24:7)? Поэтому не на то смотри, имел ли он врагов, а на то, сам ли он сделал их врагами своими. И Христос заповедал не то, чтобы не иметь врагов, – это не в нашей власти, – но не ненавидеть их; в этом мы властны, а в том – нет. Быть ненавидимыми напрасно – зависит не от нашей воли, но от ненавидящих. Так злые люди обыкновенно ненавидят добрых без причины и напрасно. Так и Христа ненавидели напрасно, как Он сам говорит: «возненавидели Меня напрасно» (Ин. 15:25). И апостолы имели врагов – лжеапостолов, и пророки – лжепророков. Не о том должно заботиться, чтобы не иметь врагов, но чтобы не иметь их справедливо, или по своей вине чтобы нам, хотя бы мы тысячекратно были ненавидимы, самим не ненавидеть и не отвращаться от других, потому что в этом и состоит вражда – в ненависти и отвращении. Когда я бываю ненавидим, а сам не ненавижу, тогда другой имеет меня врагом. а не я его. Если я молюсь за него, если желаю благодетельствовать ему, то как я могу считать его врагом? Вот почему и Павел говорит: «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).
Беседы на псалмы. На псалом 7.
да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит
См. Толкование на Пс. 7:4
да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит
См. Толкование на Пс. 7:4
Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит
См. Толкование на Пс. 7:5
да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит
См. Толкование на Пс. 7:5
Да поженет (преследует) убо враг душу мою, и да постигнет (настигнет)
Да преследует говорит, Авессалом душу мою, то есть меня самого и да овладеет он ею.
И поперет (втопчет) в землю живот (жизнь) мой
Под животом или жизнью здесь должно разуметь кровь; так как она тоже есть причина жизни, как важнейший из остальных трех элементов, из которых составляется живое существо.
И славу мою в персть (прах) вселит
Славою пророк называет здесь знаменитое и всеми весьма уважаемое его тело, уважаемое за силу и за то величие, какое придавал ему сан царский. Вселит же в персть, значит повергнуть его (т.е. тело) на землю, и обратить его в прах. Приведенные выше слова можно также относить и к врагу невидимому, диаволу; в них как бы выражается желание пророка, чтобы он был гоним со стороны врага и обдержим, не будучи более в силах убегать от его нападений,—чтобы была втоптана в землю, то есть в земные дела, самая жизнь его. Это именно выражает слово попрание, когда враг наконец как бы наступает своими ногами на побежденного и дерзко топчет его лежащего. И не тело одно подвергается страданию при этом, но и слава, то есть самый разум, ибо он есть слава и честь нашей души; пророк выражает желание, чтобы разум был отвлечен к земле, чтобы он просто прилепился к земным вещам, дабы вследствие этого не мог уже более парить к Богу на крыльях созерцания.
да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит.
Присовокупляет причину, чего ради просит помощи и избавления от Бога: понеже-де Бог ведает невинность его. И тако отражает клевету Хусиа или Семеа о мнимых наветах против Саула, и о похищении царства, представляя Богу, что не токмо не воздавал зла за добро, но, напротив того, делал добро за зло. И первее глаголет о том, что не воздавал зла за добро. Потом присовокупляет, что воздавал добро за зло. Аще, глаголет, сотворих сие, еже клеветники присвояют мне, сиречь, аще наветовах царю, или аще восхитих царство коею-либо лестию, или насилием: аще есть неправда в руку моею, сиречь, аще сотворих таковую несправедливость, воздав злая за благая: аще за великую оную честь, еюже почтил мене Саул, удостоив быть зятем своим, и поставив тривуном над тысящею мужей; аще за вся сия благодеяния воздах коварством и наветами, якоже они глаголют. И паки: аще воздах воздающим ми зла, сиречь, аще царю моему Саулу, или врагу моему Семею, воздавшим мне многая злая за восприятая от Мене благая, воздах равная; убо да отпаду от враг моих тощ, сиречь, аще истинны суть глаголы их, а не ложныя клеветы, да паду от руки врагов моих тощ, сиречь, лишен Твоея помощи. Пусть они гонят меня, и да уловят аки зверя в сети. По сих да поперут в землю живот мой, да отимут жизнь, и труп мой да поперут ногами, наконец, и славу мою в персть да вселят, дабы и самая память имене моего исчезла.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит
См. Толкование на Пс. 7:4
да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит
См. Толкование на Пс. 7:4
да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит
См. Толкование на Пс. 7:4