Ибо раб твой хранит я: внегда сохранити я, воздаяние много
Ибо раб Твой хранит я. Новый народ, сподобившийся тайноводства евангельских законов и давший обет хранить истинные суды, воссылает молитву, чтобы оказаться ему чистым и в помыслах ума, а также избавиться от демонов, нападающих отвне. Внегда сохранити я воздаяние много. Ибо наградою за сохранение будут блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2,9).
Толкование на псалмы.
Ибо раб твой хранит я: внегда сохранити я, воздаяние много
«Ибо раб Твой хранит я». Какое же от сего приобретение? Скажи яснее. «Внегда сохранити я воздаяние много;» то есть, решившимся хранить их предлежит самое великое воздаяние. И поелику сказал о себе, что хранит судьбы Божии; то, приведя себе на мысль человеческую немощь, и размыслив о чрезмерной силе сего изречения, немедленно присовокупил…
Ибо раб твой хранит я: внегда сохранити я, воздаяние много
Ибо раб твой хранит я
Давид говорит это о себе. Или сказал это потому, что и всякий человек, сделавшись рабом Божиим, побуждаясь расположенностью и любовью к добродетели и Богу, необходимо хранит и заповеди Божии, а «хранит» употребил вместо: любит сердцем и исполняет оные делами.
Ибо за сохранение их бывает награждение теми благами, которых око не видело, и ухо не слышало и которые на сердце человека не восходили, по Ап. Павлу.
Внегда сохранити я, воздаяние много
Кто, говорит, сохранит заповеди Бога, тот получит великую награду от Него, не только в будущей, но и в настоящей жизни.
Ибо раб твой хранит я: внегда сохранити я, воздаяние много.
Хотя слова сии вообще ко всем благочестивым относиться могут, однако приличнее о самом Давиде берутся, который свидетельствует здесь, что он собственным опытом дознал на себе истину всего вышереченнаго. Притом заметить должно, что Давид вдруг, обращая слово к Богу, делает Его свидетелем словес своих, дабы удостоверить нас, что он чистосердечно и от внутренняго движения сердца сие глаголет, аки бы сказал: не точию де частные люди имеют отсюду способ, как учреждать свою жизнь, но и аз раб Твой (особенно глаголю в разсуждении звания моего), царь и пророк, какую токмо имею способность благоучреждать мою жизнь и самое царство, признательно исповедую, что приобрел оную от закона Твоего. Ты, о Боже, буди мне в том свидетель. Подобное сему изречение находим во втором послании Апостола Павла к Тимофею: всяко писание Богодухновенно и полезно есть ко учению, еже в правде, да совершен будет Божий человек (2Тим. 3:16–17). Во втором члене показывает, что все те, которые прилепляются к хранению правды, предписанныя законом, не погубляют мзды своея: внегда, глаголет, сохранити я, воздаяние много. Сия похвала закона не есть обыкновенная, или простая и маловажная: ибо Господь делает в ней договор с нами, и некоторым образом как бы обязывает себя вознаграждать нас за сохранение Его закона. Мог бы Он и по праву Своему требовать от нас всего того, к чему закон нас обязывает; однако действуя по милости Своей, обещает рабам Своим щедрую награду, еюже не должен.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Ибо раб твой хранит я: внегда сохранити я, воздаяние много
«Раб твой» - Давид; «охраняется ими» - старается согласовать свои действия с указаниями откровения и оберечь себя от уклонения к греху.
Ибо раб Твой хранит я: внегда сохранити я, воздаяние много
Под рабом Божиим, который хранит оправдания, заповеди и судьбы Господни, Давид разумеет, без сомнения, себя самого; потому что собственным опытом познал, какое благо заключается в том, чтобы соблюдать заповеди и оправдания Господни; а хранить или соблюдать их значит любить и исполнять их самым делом (Рим. 2:13). Потому и говорит, что за соблюдение заповедей и оправданий Господних уготована от Господа великая награда: внегда сохранити я, воздаяние много.
Объяснение священной книги псалмов.