Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися
Онемех и смирихся, и умолчах от благ. Укоряемый, не отвечал я укоризнами, сознавая, что лишился я благ. И болезнь моя обновися. Вместо того, чтобы отвечать ругателям, приводил я себе на память грех; и припоминание греха для сердца моего было как огонь.
Толкование на псалмы.
Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися
См. Толкование на Пс. 38:2
Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися
Онемех и смирихся, и умолчах от благ
Добровольно, говорит, я сделался немым и не отвечал поносителю моему Семею, памятуя, что за грехи мои попустил ему Бог восстать на меня с ругательствами. При том сказал — я умолчал — от благ, то есть, от благости моей, ибо, имея возможность защищать свою честь и наказать Семея, я этого не сделал по благости и милосердно своему, почему, когда Авесса, сын Саруи, устремился к умерщвлению Семея, был остановлен Давидом, сказавшим ему: оставьте его и так, пусть проклинает, ибо Господь сказал проклинать Давида; и кто скажет, для чего ты так сделал? (2Цар. 16,10).
Великий Василий это изъясняет так: Когда восстал, говорит, против меня грешник, я не раздражался и не отмщевал, и не стоял наравне с поносителем моим, но молчал, потому что был вне всякого добра (т.е. я — злословимый) и, вместо мщения злословившим меня, я напоминал себе о грехе. Феодорит: Когда меня злословил он, мне пришел на память грех, на который я дерзнул. Некто другой: Когда он нападал, тогда я молчал, не почитая мщение благом. Ибо это значит — от благ, потому что терпящему обиду, мщение кажется добром. Или: когда грешник на меня восстал, то онемев на слова, я умолчал о тех благах, о которых начал речь. Или: от добрых учений о вере, потому что не должно отвечать на спорные слова. Или сказано по обычаю употребления похвальных наименований (вместо означающих худое что либо) от благ вместо — от зол. Или, по переводу Симмаха: не будучи в добром состоянии и не имея смелости, я вспоминал слова: согрешил, молчи (в изд. Своде). А иные изъясняют это так: я умолчал от благ вместо: по причине благ, которые доставляет в таковых случаях молчание. Прибавим из Oригeнa: умолчал, говорит, чтобы та болезнь, которую я имел от чувства, когда освобождался от грехов, не возобновилась чрез укоризны его. Также Григорий Богослов в слове о мире: я онемел и смирился, потому что был далек от всякого блага; почему по его изъяснению предлог — от (от благ) означает то же, что отвне.
и болезнь моя обновися
Когда, говорит, Семей меня бесчестил и проклинал, возобновилась в душе моей скорбь о грехах моих, потому что тогда стал я видеть ясно, что выполняю наказание за грехи мои.
Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися
См. Толкование на Пс. 38:2
Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися
Умолчах от благ, и болезнь моя обновися: потому что был чист в совести; Амвр. Медиол. и Иерон. - и почувствовал облегчение от болезни. Авг. Молчал. - даже и доброго не говорил, чтобы не сказать худого. От благ, которые могли произойти от молчания, ожидал себе пользы. - Феод.; он относит это к истории Семея. Обновися болезнь моя - возбудилось чувство греха моего. Ст. 6. Се пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред тобою. Ты бесконечен, а наша жизнь измеряется несколькими пядьми. Афан. Ст. 7. Образом ходит человек. По Афан. - как призрак; по Феод. - человек, как на картине. Мысль такая: человек на картине может быть облечен в богатые одежды и окружен сокровищами, но он ничем не пользуется; так настоящие блага мира бесполезны человеку. Ст. 10. Не отверзохуст моих, яко Ты сотворил еси; Я не отвечал на поношение, потому что Ты так поступил. Ст. 12. Истаял еси яко паучину душу его, то есть жизнь его так ненадежна, как паутина.
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися
См. Толкование на Пс. 38:2
Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися
Онемех и смирихся – слова эти можно по-русски выразить так: я сделался немым, смиренно покорившись воле Божией. Против слов от благ в Учебной Псалтири поставлено на поле: и о благих, а потому нужно это место читать так: умолчах и о благих, а в переводе с греческого еп. Порфирия оно читается так: «и замолчал даже о добром». Таким образом, по связи с предыдущим стихом выясняется мысль и настоящего стиха, в котором Давид, продолжая речь о принятом на себя решении молчания, говорит: решившись обуздать уста свои молчанием, чтобы не согрешить злоречием или ропотом, я как бы стал немым, и смиренно предавшись в волю Божию, я перестал говорить не только о злых делах и словах людей, но и о тех благодеяниях, какие мною сделаны были врагам моим, умалчивал и о добром. Но от этого мне не было легче: я не мог успокоиться (см. выше Пс. 37:18). Сердечная скорбь моя, постоянное сокрушение о тяжести грехов моих и сознание виновности пред Богом не только не ослабевали, а еще усиливались: и болезнь моя обновися.
Объяснение священной книги псалмов.