иже реша: да наследим себе святилище Божие
Начальники, следовательно, не столько по достоинству, сколько по нечестию; потому они и мечтают сделать святилище Божие своим достоянием, чтобы пользоваться святыней для приобретения богатства, и божественным для получения личных выгод. Это делают не только те, кто похищает священные сосуды и продает святыню, но и те, кто торгует божественными вещами, продавая их и покупая, и совершая незаконные мены. Таков был Симон, желавший приобресть благодать за деньги, почему Петр и признал его недостойным дара Святого Духа.
Беседа на псалом 82.
Иже реша: да наследим себе святилище Божие
Хвалятся своим мужеством, и дерзко мечтают овладеть посвященным Тебе храмом. Ибо святилищем Божиим Пророк назвал храм. А Симмах слово: святилище перевел: жилище. Из сего явным делается все содержание псалма. Поелику Иудеи возвратившись создали храм, и при нем совершалось все подзаконное Богослужение (без храма же по закону служить Богу было не возможно); и по причине сообразной с законом жизни Иудеев враждовали на них ближние соседи: то все устремление их направлено было на храм, чтобы с ним вместе истребить и народ и Богослужение по закону.
Иже реша: да наследим себе святилище Божие
Ассур, Моавитяне и Аммонитяне, завидовавшие возобновлению Иерусалима, сказали: возьмем в наследство, т. е., завладеем святилищем, иначе храмом Божиим, в котором Бог освящает народ, не из чести и уважения, но из желания похитить священные сосуды, редкости и находившиеся в нем драгоценные пожертвования.
иже реша: да наследим себе святилище Божие
Сими словами Пророк обвиняет нечестивых людей в святотатстве, потому что разбойническим образом напали на достояние Божие. И хотя устами таких слов не произносили, но понеже внутренно презирали Бога, Израильским народом почитаемаго, как известно было им: сего ради достойно и праведно обвиняет их в том, что они хотели отнять у Бога достояние Его. Но нельзя сомневаться, чтоб и поносными словами не коснулись священнаго имени истиннаго Бога такие люди, кои служили ложным богам. А хотя бы и удержались от богохульных слов, но поелику всякое оскорбление, причиняемое благочестивым, прямо относится к оскорблению самого Бога, восприявшаго их под покровительство Свое, сего ради прилично глаголет инде: касаяйся вас, яко касаяйся в зеницу ока Моего (Зах. 2:8). Не малое содержится утешение для благочестивых и в том, что Пророк нарицает Иудею жилищем Божиим. Ибо с тем намерением избрал Иудейскую церковь, дабы иметь в ней достояние Свое: сего ради так возлюбил ее, как любит домовладыка наилучшия стяжания свои.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
иже реша: да наследим себе святилище Божие
Святилище Божие может означать не только храм, как жилище Божие, но и страну, как обиталище народа Божия; Палестина, в сравнении с языческими странами, была страна священная, святилище.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
иже реша: да наследим себе святилище Божие
«Возьмем себе во владения селения Божии» - завладеем и поселимся в стране народа, которому покровительствует Бог. Богатая добыча, которая досталась Иосафату после гибели врагов, указывала, что движение их на Иудею было переселением со всем своим имуществом и семьями. Очевидно, враги были уверены в победе и стремились не только к завоевательным целям для расширения своего политического влияния и обогащения, но и к полному уничтожение Иудейского царства.
иже реша: да наследим себе святилище Божие
См. Толкование на Пс. 82:12