В конец, о точилех сыном Кореовым. Псалом
Содержание: И в этом псалме идет опять речь о церквах; откуда и видно, почему надписывается он о точилех.
Толкование на псалмы.
В конец, о точилех, сыном Кореовым, псалом
Точило есть орудие виноделия; из выжимаемых в нем гроздов выходит вино. Но если вино вытекает из гроздов гнилых или незрелых, то оно скоро портится и делается негодным к питью, прелагаясь в какое-то зловонье, или в нечто качеством подобное уксусу, и при другой какой-либо порче изменяется в служащее к зарождению червей. Но если в точило вложен грозд доброго качества и зрелый: то из грозда потечет вино сладкое и благовонное, в котором с продолжением времени возрастать будут добротность и благоуханье. Посему, о чем же внушает нам, сколько можно, наипаче заботиться эта загадка о грозде? О том, чтобы обогащалась наша сокровищница человеческого ума, а эта сокровищница есть надежда; в ней хранится всякий запас для нашей жизни. В таком же случае свойство гроздов сделается для нас известным, если будут видимы сперва ветви, а потом виноградная лоза, держащая на себе грозды и ветви. А сие соделается по словам Господа, изрекшего: «Аз есмь лоза, вы же рождие» (Ин. 15:5). Ибо если, действительно, и плодонося и возрастая, как говорит Апостол, «в Нем» пребываем «укоренены» (Кол. 2:7); то уразумеем из сказанного, что от нас, созданных в Нем, и без Него недостойных питающей нас влаги, требуется грозд дел, который не окислен и не доведен до терпкости гневом, не дошел до гнилости и не распался от какого либо сластолюбия. В точиле каждой души (а точилом служит совесть) грозд дел дает нам вино на последующую жизнь, и каждому по всей необходимости должно вкушать от собственных своих трудов, какие бы они ни были.
Посему блаженны те делатели, которых вино, вкушенное ими, веселит сердце; напротив того, жалки и достойны слез те, у которых «вино», по выражению Моисея, делается «яростию змиев» – (Втор. 32:33), преложившись в ядовитое качество и от розги содомской принося плод в пагубу. Посему, если имеешь в виду осмый день; то помни, говорите Пророк, о точилах в добродетелях; да «точила, – по слову притчи, – источают тебе вино» благовонное (Притч. 3:10).
См. также Толкование на Пс. 4:1
О надписании псалмов.
В конец, о точилех, сыном Кореовым, псалом
Что сыны Кореевы, подобно Асафу, были псалмопевцами, получавшими от Давида пророчество для пения под звуки псалтирей, об этом мы сказали раньше, ровно как и о том, что под точилом разумеются тайны страданий Христа, Который, перенося их, как бы топтал точило, и попранием смерти как бы наполнил его. Поэтому другие переводчики перевели надписание этого псалма так: победная песнь о точилех. Но хорошо перевели и семьдесят: «в конец», так как Христос, о котором сказано это, – конец закона.
Беседа на псалом 83.
О точилех, сыном Кореовым
Пророчество псалма двоякое; ибо предвозвещает не только призвание Иудеев, но и спасение целой вселенной. Точилами же, как говорили мы уже прежде, Пророк называет церкви; потому что в них, и духовный виноград приносит плод свой, и мы приуготовляем спасительное вино, подлинно веселящее сердца верующих.
В конец, о точилех. Сынам Кореовым
И восьмой и восемдесятый, а равно и сей псалом имеют одну надпись, все три надписаны о точилах, о христианских церквах, находящихся во всяком месте; о чем и смотри оныя надписи.
В древности как один был виноград Израиль, так и точило было одно, и в одном храме был поставлен один жертвенник и один был двор—в Иepyсалиме: а теперь много точил, находящихся по всей вселенной церквей Спасителя нашего. По словам Феодорита, этот псалом сказывается от лица порабощенных Вавилоном Евреев. Посему, находясь вдали от Иepyсалимского храма, они желают его и называют счастливыми живущих при нем. Ибо в сем псалме содержится двоякое пророчество—не только о возвращении иудеев, но и о спасении всей вселенной.
И так о сих то точилах церквах упоминает Давид и здесь.
В конец, о точилех, сыном Кореовым, псалом
Надписание в еврейском тексте: Начальнейшему певцу на мусикийском орудии гагифиф.
Содержание: Давид, будучи во изгнании, 1) сетует, что для него нет ничего прискорбнее, как быть удалену от скинии Божией и от сонма людей благочестивых, призывающих Бога. 2) Что усердию верных ничто не может препятствовать искать Бога и прибегать к Нему. 3) Просит о возвращении из изгнания и свидетельствует, что для него лучше един день препроводить в скинии Божией, нежели продолжить долговременную жизнь между неверными.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
В конец, о точилех, сыном Кореовым, псалом
Все древние и многие из новейших толковников признают этот псалом по содержанию и по форме сходным с пс. 41. На основании этого сходства естественно заключать, что он, как и псалом 41-й, произошел во время Авессаломова гонения, и написан, как показывает надписание псалма, одним из потомков Корея. Представляемый говорящим в псалме есть помазанник Господень, есть царь; он теперь находится в печальном положении (во юдоли плачевней), из которого взывает о помощи Божией; он разлучен с местом богослужения, не может созерцать Бога богов на Сионе и жить в доме Его; но в сознании своей невинности он исполнен спокойной уверенности, что Бог скоро снова возвратит его на Сион. Все это не соответствует ни положению народа израильского в вавилонском плену или период Маккавеев, ни положению пленного царя, например, Иехонии, но вполне приличествует положению Давида во время его бегства от Авессалома. Приближенный к Давиду один из потомков Корея, в сердечном участии, переносясь в душевное состояние Давида, выразил в этом псалме испытываемые Давидом чувствования.
Некоторые толковники признают этот псалом молитвою ушедшего с Давидом и единомысленного с ним потомка Корея, молитвою за Давида, а не от имени Давида.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
В конец, о точилех, сыном Кореовым, псалом
Надписание приписывает псалом сынам Кореевым, левитам, в согласии с чем находятся З и 11 стихи, где писатель выражает желание быть не в самом святилище, куда имели доступ только священники, но во дворе храма, забота о котором лежала на левитах. Псалом указывает на вынужденное удаление от храма вместе с левитами и помазанника Божия (10 ст.). Под последним можно разуметь царя, так как со времени помазания Саула на царство термин «помазанник» стал преимущественно прилагаться к царям (1 Цар. 12:3, 5; 26:9; 2 Цар. 1:14; Пс. 17:51; Пс. 19:7). Царь по изображению псалма, благочестив, принадлежит к числу «ходящих в непорочности» (12 ст.). Таким царем нужно считать Давида, а обстоятельствами написания псалма - бегство его из Иерусалима во время гонений от Авессалома, когда Давида сопровождали любившие его и сочувствовавшие ему левиты. Последние хорошо понимали состояние Давида в его удалении от скинии, что и изобразили в псалме. - «На Гефском орудии», т. е. инструменте, заимствованном из филистимского города Гефа. Содержание псалма представляет изображение тяжелого душевного состояния праведника, вынужденного жить вне привычной и излюбленной им сферы близкого единения с Богом в месте особенного Его присутствия, т. е. в скинии.
Толковая Библия.
В конец, о точилех, сыном Кореовым, псалом
Оно сходно с надписанием псалмов 8 и 80, а потому и должно быть объясняемо так же, как объяснено надписание означенных псалмов. Именно, в конец значит то, что псалом сей назначен для исполнения на «Гефском инструменте», как переведено с еврейского слово о точилех (см. объяснение 80 псалма) и принадлежит сынам Кореевым, т.е. составлен одним из потомков Корея, составлявших при Давиде и после него семейство певцов (из колена Левиина), называвшихся кореянами, или сынами Кореевыми, по происхождению от Корея, сына Иссахарова, известного по возмущению, которое он произвел вместе с Дафаном и Авироном при Моисее.
Так как псалом сей весьма близко сходствует с псалмами 41 и 42 не только по содержанию, тону и характеру его изложения, но и по самому образу выражения, то он бесспорно принадлежит одному и тому же певцу-левиту из племени сынов Кореевых, который здесь заметно намекает на свое левитское служение во дворе святилища (ст. 3 и 11), а не в самом святилище, и на самое призвание сынов Кореевых быть стражами у порога дома Божия (1 Пар. 9:19). Предметом псалма служит глубокая скорбь об удалении от Сионского святилища и горячая молитва о скорейшем возвращении к нему. И хотя здесь не указывается, как указано в 41 псалме, место удаления благочестивого изгнанника, зато дается более ясное и определенное понятие о лице его, которое прямо названо помазанником (Христом, ст. 10). А так как имя помазанника в прямом и ближайшем смысле означало царя, и в таком именно смысле почти исключительно употреблялось со времени помазания первого израильского царя, а в одном из псалмов подобного же содержания оно прямо заменено именем «царя» (Пс. 60:7), то это название удаленного от святилища раба Божия, в связи с другими указанными признаками времени происхождения рассматриваемого псалма, представляет новое свидетельство об отношении его к царю Давиду, во время его бегства от Авессалома. И тем более это несомненно, что история израильского народа не знает, кроме Давида, другого благочестивого царя, который бы находился когда-либо в насильственном удалении от святилища.
Прежде всего, псалмопевец, представляя собою лицо Давида, изливает чувства глубокой скорби по случаю удалению от дома Божия (ст. 2–4) и называет блаженными тех, которые имеют возможность постоянно пребывать в нем и непрестанно прославлять Бога (ст. 5–7). Хотя псалмопевец не может теперь испытывать этого счастия, но он в другом отношении признает себя счастливым именно за то, что ему, в разлуке с местами богослужения, осталась, по крайней мере, безусловная надежда на Бога и Его помощь. В этой надежде он предусматривает возможность для себя снова возвратиться в Иерусалим, опять посещать дом Божий и созерцать Бога на Сионе. О чем Он и выражает далее искреннюю и горячую молитву к всесильному Богу, в которой, напоминая о своем царском достоинстве, просит защитить это достоинство и выражает, что величайшее счастие для него состоит с том, чтобы посещать дом Божий, находиться вблизи его (ст. 8–11). Основывая эту надежду на помощь Божию на том убеждении, что Бог исполнен милости и верен Своим обетованиям, псалмопевец находит сладкое утешение в сем убеждении, и поэтому за такую надежду считает блаженным и себя, и всякого, кто может иметь ее (ст. 12–13).
Объяснение священной книги псалмов.