Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси
Сотвори со мною знамение во благо. Как древле в Египте Бог дал знамение сынам Израилевым, чтобы не потерпели они вреда от погубляющего, так просить и ему дать знамение, чтобы охраняться тем и постыдить врагов.
Толкование на псалмы.
Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси
Не просто просит он знамения, а «во благо», т.е. для благодеяния роду человеческому. Таково знамение, которого велел Исаия просить у Бога Ахазу, говоря: «проси себе знамения у Господа Бога твоего», вслед за чем сказал: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:11, 14); таково же знамение, о котором говорит Сам Господь: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39–40). Этими знамениями посрамлены все ненавидящие нас демоны. «И Ангел лица Его спасал их», как говорит Исаия (Ис.63:9), помог нам, но Сам Господь, родившись от Девы и ради нас сделавшись человеком; Он же и утешил нас, плакавших о своем смертном осуждении, воскресши из мертвых и тем показав, что смерть есть только сон.
Беседа на псалом 85.
Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси
«Сотвори со мною знамение во благо». Из знамений, одни служат наказанием, как явленныя на Египтянах, а другия – спасением, как явленныя на Евреях. Посему-то Пророк ввел в речь сие разделение, и испрашивал не просто знамения, но знамения благаго, как бы говоря: сотвори мне знамение, приносящее спасение, знамение, которое бы чудодейственно доставило мне обилие благ.
«И да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты Господи помогл ми и утешил мя еси». Ибо неприязненные, увидев промышление о мне, исполнятся стыда, и всеми будут поносимы.
Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси
Сотвори со мною знамение во благо
Положи, говорит, Господи, на мне некий знак и отличие на добро и в спасение, как Ты положил в знак на домах еврейских кровь агнца, когда истребляемы были первородные египетские, по словам Афанасия и Феодорита. Сказал: знак во благо, поелику есть знак и во зло, каков был тот, который положен был на Каине, как говорит Евсевий. Знак, положенный на домах еврейских, был знаком во благо и в спасение, по которому не входил в оные всегубитель для умерщвления первородных их, знак же, положенный Богом на Каине, был знаком во зло; потому что означал гнев Божий против него.
Слова Феодорита: В собственном смысле во благое знамение для язычников даровал Бог от Бога крест, которым победил общего врага и водрузил сие победное знамение против демонов и страстей.
И да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя ecи
Здесь вид переложения, которое исправляется так: и да увидят ненавидящие меня, что Ты, Господи, помог мне и утешил меня и постыдятся, т. е., пусть видят, говорит, Господи, ненавидящие меня демоны данный мне Тобою знак в помощь и утешение мое, и таким образом да посрамятся и устыдятся, как побежденные, ибо увидали, что меня хранит благодать и Промысл Твой, по словам Феодорита.
Толковая Псалтирь.
Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси
В сем последнем стихе паки подтверждает, что он как бы оставлен от Бога: ибо не просил бы некоего знамения Божией милости, ежели бы не принужден был крайностию и ежели бы Бог для испытания терпения его не сокрыл от него благоволения Своего. Но сражаться с таковым искушением было не последним знамением твердости и постоянства Давидова, когда он и в самом густейшем мраке бедствий не отчаивался видеть света. О врагах же того ради просит, да видят, и да постыдятся, понеже ругалися простоте его, аки бы всуе надеялся на Бога. Здесь встречается вопрос, какое бы то было знамение или тот признак, котораго у Бога просит Давид? Многие различным образом толкуют сие. Нам же мнится, что под именем знамения разумеется здесь оное духовное веселие, котораго выше просил Давид, глаголя возвесели душу раба Твоего. Ибо сие веселие в человеке праведном, и в гонении сущем, есть пресветлое знамение Божией милости, на которое взирая не токмо враги и гонители, но и самые беси постыждаются и посрамляются. Приняв в сем означении слово: знамение, разум стиха будет следующий: Господи, даждь ми благодать духовнаго веселия, которое бы на самом лице моем видимо сияло, дабы ненавидящии мя, видя сие знамение, постыдилися, и призналися, яко Ты помогл ми еси страждущему, Ты утешил мя еси скорбящаго и печаль мою во внутреннюю радость обратил.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси
Да явит над ним знамения Своея милости, чтобы враги увидели, что Бог с ним, и что они таким образом будут постыждены. Знамение – дело, из коего враги могли бы увидеть, что с угнетенным ими Бог; это дело будет спасением, во благо псалмопевцу.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси
Знамение – по-русски: «знак», а в переносном смысле означает «чудо». В заключение всех своих молений и благодарений, пророк присовокупляет и это последнее прошение, чтобы Господь Бог сотворил, или показал, над ним Свое чудо, не какое-либо чудо страшной кары Божией, грозной для врагов его, а чудо благости (знамение во благо) и милости Божией, чтобы все ненавидящии его увидели, сколь благ и многомилостив Господь, – как Он помог страждущему псалмопевцу и утешил его в скорби, – чтобы они видели и устыдились своих беззаконных дел.
Псалом сей, по уставу нашей Святой Православной Церкви положенный для прочтения на 9-ом часе нашего ежедневного богослужения, может и должен служить образцом усердной высокой молитвы христианина среди скорбей и бед. Молитва наша должна быть усиленною и непрестанною и должна быть проникнута духом глубокого смирения. Непрестанно и усердно молясь Богу, мы не должны вменять себе это в какую-либо заслугу; по примеру пророка, мы должны ожидать спасения не как награды за свою усиленную молитву, но единственно как милости Божией. Псалмопевец непрестанно (весь день) взывал к Богу, устремляясь к Нему всею душею своею (ст. 3 и 4), и при этом однако же взывал к милосердию Божию: помилуй мя, Господи, яко благ и кроток и многомилостив (ст. 5). Такова по характеру должна быть наша молитва. Затем пророк Давид указывает нам и то, о чем должны мы молиться. Был он величайшим праведником, но сознавал себя не умеющим жить согласно с волею Божией и молился о том, чтобы Бог научил его жить по заповедям Божиим (ст. 11). Был человеком богобоязненным, но молился о том, чтобы Бог вселил в сердце его страх Свой Божественный и чрез это самое дал ему истинную радость, которая происходит от благоговения пред Богом. Не столько радость избавления от несчастий, сколько радость благочестия и добродетели, радость вечного спасения должна быть предметом наших желаний и молитв.
Объяснение священной книги псалмов.