Ст. 10, 12 Вси языцы обыдоша мя… Обыдоша мя, яко пчелы сот: и именем Господним противляхся им
Народ Божий призывает единого Бога, и произнося Его имя, отражает тем видимых и невидимых врагов, злоумышляющие же против него люди надеются на одни начальства и власти человеческие. Выражение: вси языцы — употреблено гиперболически: всю Иудею окружали все народы. Это подобно сказанному: воутрии избивах вся грешныя земли (Пс. 100,8), именно — страстные помыслы, наводимые демонами, и софистические доводы, ими внушаемые, ибо этих язычников он будет сокрушать. Иногда он уничтожает их призыванием Бога, искореняя страстные стремления и разрушая хитрые доводы. Трутни, настолько подобные пчелам, что люди незнающие даже не замечают их, не имеют жала и не выделывают меда, но, имея тело большее, они поедают труд пчел; их-то пчелы, сплотившись друг с другом, истребляют. Итак, Церковь есть пчела, делатель меда — она же, предпочитающая всему божественную мудрость. Ее труды употребляют во здравие цари и частные люди, хотя она и несильна, по сказанному: не в препретельных человеческия премудрости словесех заключается проповедь (1 Кор. 2,4). Однако, имея слово веры, она имеет жало в явлении Духа и силы Божией, так что уничтожает ереси, как бы трутней, рассекая их показанием истины. Одна только пчела почтившая мудрость Божию; многие же отступили от Божественной мудрости, конечно — не пчелы, но похожие на пчел трутни, желающие пожирать мед единой пчелы: как огнь в mepниu, они разгораются. Ибо приверженцы ересей возжигают постыдный огонь страстей, как и говорит Павел: бываемая бо отай от них срамно есть и глаголати (Еф. 5,12). Под тернием же Евангелие разумеет страсти, доводы которых опровергает призывающий Бога: оружия бо его не плотская, но сильна Богом, разоряющие всяко возношение взимающееся на разум Божий (2 Кор. 10,4–5).
Толкование на псалмы.
Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им
В тяжкой борьбе с невидимыми врагами спасения нашего превосходнейшим оружием служит молитва Иисусова. «Вси языцы» – язычниками названы многоглаголивые и многокозненные демоны – «обыдоша мя», – говорит Давид, – «именем Господним противляхся им».
Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.
Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им
Псалмопевец, и желая показать, что сила Божия может спасти впадших даже в самые крайние бедствия и погибающих, а не только в начале бедствий, послушай, что прибавляет: «все народы окружили меня, но именем Господним я воспротивился им». Видишь ли неизбежную опасность? Он вел войну не с отдельным отрядом, не с врагами, прямо стоящими против него, но окружен был со всех сторон, как бы опутан сетью и как бы охвачен тенетами, не от одного, двух или трех, но от всех народов, и, однако, все эти узы расторгнуты надеждою на Бога.
Беседы на псалмы. На псалом 117.
Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им
На Церковь нападали все народы, а на Иерусалим не все, только некоторые. Посему об Иудеях слово сие произносится преувеличенно, о Церкви же истинно; потому что во всяком народе уверовавшие терпели от неверных возстания и беды. Впрочем и Иудеи и уверовавшие, возложив упование на Бога, препобеждали сопротивников.
Ст. 10-11 Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Обышедше обыдоша (обходя окружили) мя, и именем Господними противляхся им
Все, говорит, живущие в Палестине народы, согласившись между собою, окружают меня со всех сторон, как рыболовы окидывают сетями рыб; но я именем Господним наказал и победил их. Или народами называет различные полчища демонов; ибо бесы, часто собираясь все, окружают и подвергают брани праведника, то устрашая его, то всеми способами искушая. А повторяя слова: окружили меня и я сопротивлялся им, Давид сим показывает сколь великую и удивительную силу имеет имя Божие, которое избавляло Давида от неизбежной и неминуемой беды со стороны окружавших его врагов, а самых врагов чудным образом поражало и наказывало.
Исихий под народами разумеет различные образы человеческой жизни; так как у язычников различна нравственность. Итак, праведника окружают и злые, и сребролюбцы, и завистливые, и гордые, и лицемеры, почитая его общим своим врагом по той причине, что добрая жизнь его обличает их. Но он сопротивляется множеству их именем Божиим: имя его Христос, которое сильно к сопротивлению всякому умыслу, так как оно бывает для именующегося им и оружием, и щитом, и крепостью. Феодорита: Церковь встретила нападения всех народов, а Иерусалим не всех, но некоторых. Итак, сии слова существенно относятся к церкви. Ибо верующие из каждого народа переносили возмущение и бедствия со стороны неверных; но надеясь на Бога, они победили противников.
Ст. 10-14 Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение
Все народы теснили меня, но я низложил их именем Господним, Которому - и песнь моя
Плодотворность такой веры оправдалась и при настоящих обстоятельствах построения храма. - «Все народы окружили меня». Известно, что постройке храма, кроме бедности возвратившихся евреев, много мешали и самаряне, представившие пред персидскими правителями сооружение храма, как сооружение цитадели, крепости, с целью отложиться от персов и вести с ними войну. Только проповедь пророков, воодушевлявшая строителей, и вера в свою правоту и защиту от Бога поддерживала строителей и увенчалась успехом. - «Сильно толкнули меня, чтоб я упал» - всеми оставленный евр. народ считал себя близким к гибели, но Господь спас его, как из плена, так и помог в настоящем случае построения храма. Поэтому писатель и говорит: «Господь - сила моя и песнь».
Ст. 10–13 Вси язы́цы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя
Царствование Давида было воинственное; со всех сторон нападали на него враги, и потому он справедливо мог жаловаться, что все народы окружили и обступили его (обышедше обыдоша мя) и угрожали покорением его царства; особенно так было в начале его царствования, по той причине, что предшественник его, оставленный Богом Саул, довел до расслабления царство Израильское, и на Давида часто нападали соседние враждебные народы. Но Господь видимо помогал Давиду, и с этой помощью Божией он покорил своей власти моавитян, сирийцев, аммонитян и другие народы и отнял несколько городов у филистимлян. Вспомоществуемый силою Божией, он необинуясь мог говорить: «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их. Обступили меня, окружили меня; но именем Господним я низложил их» (пер. с евр.). Сознание помощи Божией, которую пророк непосредственно получал от Самого Бога и о которой он говорит выше (ст. 6–10), глубоко проникало все существо его, и потому последнее выражение о сопротивлении всем врагам своим ничем иным, как только силою Божией, он повторяет здесь до трех раз. Выражение: именем Господним противляхся им, – конечно, не то означает, чтобы самое имя Божие противодействовало врагам Давидовым, как лжемудрствуют новейшие еретики Афона, а то, что всемогущая сила Божия, на которую Давид надеялся и которую призывал во всякой скорби, не оставляла его без своей помощи и способствовала ему покорять и низлагать врагов. Он сравнивает силу и ярость врагов его с множеством пчел, окружающих пчелиный сот, и с огнем горящаго терновника, но и в таких случаях, когда враги его казались особенно сильными и яростными, он с помощью Божией отражал и низлагал их. Доходило иногда до того, что он казался уже низриновенным и близким к падению (превратихся пасти), но и тогда, говорит, Господь прият мя, т.е. поддержал и спас меня.
Объяснение священной книги псалмов.