Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея
Так как весьма многие дела утверждаются клятвою, то твердость и неизменность, с которыми пророк относился к заповедям Божиим, он назвал клятвою. Это обычно в Священном Писании. Например: клялся Господь Бог Аврааму (Быт.22:16); «клялся Господь Давиду… истиною и не отречется от нее» (Пс.131:11) в силу твердости божественного обетования. Хотя повсюду в Священном Писании клятва запрещается, и, прежде всего – в ветхом завете: «не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх.20:7); «не клянитесь именем Моим во лжи» (Лев.19:12); «не приучай уст твоих к клятве» (Сир.23:8), – но, очевидно, это относится к делам мирским, о которых Екклесиаст говорил: «собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; устроил себе сады и рощи, сделал себе водоемы, и вот, все – суета и томление духа» (Еккл.2:8, 5, 11). Кто призывает имя Божие по поводу подобных вещей, тот употребляет клятву всуе и в неправду. И далее Господь говорит: «Я говорю вам: не клянись вовсе» (Мф.5:34), а его ученик Иаков: «прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою» (Иак.5:12). Итак, подобно тому как есть заповедь: не убивай, не обижай, так есть и такая: не клянись.
Беседа на псалом 118.
Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея
Решимость угождать Богу и постоянная о том ревность есть первая дщерь веры. Что говорим мы в крещении? – Отрицаюся сатаны и всех дел его и всего служения его, и сочетаваюся Христу Господу, с обетом во всем всегда исполнять волю Его. Не то же ли повторяем мы и в покаянии, когда возымеем несчастие пасть горьким падением по крещении? Все это то же, что кляхся и поставих сохранити судьбы правды Божией.
Кляхся и поставих, то есть с клятвою положил себе закон правилом всей жизни моей. «Пророк, пишет Феодорит, клятвою наименовал твердое решение души, так как большая часть дел подтверждается клятвою». Сохранити судьбы правды Твоея: судьбы правды – присуждения, определения правды Божией, то же, что воля Божия, выраженная в откровенном слове Его. Кто скрепил себя таким решением и ревнует быть верным данному слову, тот скорее умрет, чем нарушит клятву свою. Отсюда – мученики, отсюда – подвижники и все, преуспевшие в святости жизни. Эта ревность составляет душу святой и богоугодной жизни.
Она то же, что паровоз на железных дорогах или паровик в пароходах. Пока она жива – движения жизни духовной не прекращаются и преспеяние в ней растет и растет.
Святой Исаак Сирианин во многих местах, касаясь веры, говорит, что она в первоначальном своем зарождении производит страх, напечатлевая в уме и проводя до сердца мысль, что грешнику непременно предлежит ответ пред праведным Судиею, у Которого не бывает на суде никакого лицеприятия. Страх этот пробуждает совесть и вместе с совестию приводит грешника к покаянию. Смысл же покаяния таков: согрешил – прости; не буду, хоть умереть. Это и есть решимость угождать Богу, крепкая, как смерть, с неугасающею ревностию о том. Так рождается первородная дщерь веры! Породив ревность, вера освещает потом и весь путь ревнителя. Она сказывает, что должно делать вообще, как поступить в каком-либо частном случае, когда дорога разветвляется и дает многие стези; она же внушает, как держать себя, когда все благоприятствует делу нашему; она учит, как действовать при повсюдных противлениях ему. Таким образом, кто ходит при свете веры, восприяв без размышления всю Богооткровенную волю Божию, тот ходит как при свете ярко светящего солнца и ни за что не поткнется. И мощно шествие такого человека; вера его, отревая всякое раздумыванье, сосредоточивает силы на едином и делает действующего многосильным. Вера истинная и не замечает препон; она ходит выше всего, и ничто не поражает ее страхом. Пресекла ли отрокам путь, которым они шли, пещь огненная, и Даниилу – ров, полный зверей? Возмутили ли стопы ног святых мучеников предлежащие им страшные мучения? Отклонили ли от шествия вслед Господа подвижников ужасы пустыни, воздвигаемые исконными врагами спасения? Во всех препобеждаем говорит святой апостол. Такова ревность, порождаемая и воодушевляемая верою! Хочешь ли преуспевать? – Молись: Господи, приложи мне веру, сильную, не колеблющуюся!
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея
Пророк «клятвою» наименовал твердое решение души; потому что большая часть дел подтверждается клятвою.
Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея
Зная, продолжает, из опыта пользу заповедей Твоих, Господи, я поклялся, то есть дал верное и твердое обещание хранить заповеди Твои, где поставлением означает твердость упомянутой клятвы, т. е. обещания.
Божественного Василия: Писание во многих местах клятвою уверяет в непреложности чего-либо, как и здесь, где верное и неизменное душевное рассуждение называет клятвою; так как клятвою утверждаются весьма многие вещи. Сказал: я поставил не преступать, но хранить заповеди Твои. Сии же слова могут быть полезны и для клянущихся сделать что-либо злое и думающих, что они хорошо клялись в исполнены сего. Оригена: Выражение: поставил, здесь означает твердую решимость, а: клялся—непреложность такового постановления и неизменность в исполнении на деле. Праведник говорит: я поставляю для души моей суды Божии, и когда их поставлю, тогда исполнится то, что сказано: помышление праведных—суды (Прит. 12, 5).
Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея
См. Толкование на Пс. 118:105