Мнози изгонящии мя и стужающии ми, от свидений Твоих не уклонихся
Многими, говорит, одолеваемый несчастьями, я не сделал даже попытки преступить что-нибудь из того, что установлено Твоим законом. Приступая к объяснению этого псалма, мы сказали, что божественный Давид собрал в этом псалме все, что испытал он в своей жизни, и следовательно, одно соответствует тому, что потерпел он от Саула, другое – тому, что причинил ему Авессалом. Настоящие слова, например, очевидно, он сказал во время преследования от Саула, потому что тогда он еще не чувствовал за собой греха. Итак, многие преследовали святых и доводили их до смерти, но они не уклонялись от откровений Божиих, потому что помнили сказанное Господом: «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:10), а также сказанное апостолом Павлом: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22). Ради этого блаженные и славные мученики прошли огонь и воду и за исповедание Бога и любовь к Нему предали тела свои. Но (за свои подвиги) имеют они воздаяние, сделавшись общниками единого тела Христа Бога нашего.
Беседа на псалом 118.
Мнози изгонящии мя и стужающии ми, от свидений Твоих не уклонихся
Упование спасения дает силу к перенесению и преодолению всех противностей, встречающихся на пути спасения. Противностей этих много, внутри – от страстей, совне – от людей страстных и нечистых сил. Вот это и есть – мнози изгоняющии и стужающии. Они окружают и теснят всякого не уклоняющегося от свидений Божиих за то, что он не уклоняется от них. Но не уклоняющемуся по сему поводу от свидений Божиих от этого не беда, ибо блажени изгнаны правды ради, яко тех есть царствие небесное. И не то что будет их это царствие, а есть; и не то что будут блаженны, а суть. Прискорбности, беды и тесноты за верность свидениям Божиим сами из себя источают сладостное утешение, располагающее не чуждаться их и отревать, а скорее желать и искать, и радоваться тому, что они есть. Как иной желает горьких приправ к кушанью, так желает прискорбностей на пути спасения вкусивший сладости их. Кто испытывал, как под пластырем жгучим и рвущим приходит и чувство приятное, в силу ощущаемого целения, производимого им, тот несколько поймет, как бывает то же и при жгучих и рвущих прискорбностях на пути спасения.
Условие для этого есть неуклонение от свидений Божиих, а следствие этого есть большая ревность к такому неуклонению. То и другое питают себя взаимно и рождают плод – благодушное терпение. Терпение по видимому есть как будто нечто истощающее жизнь, а на деле оно есть ботение жизни, как ботеет древо при исходищах вод; только надобно, чтоб в основе его лежала верность свидениям Божиим. По падении Бог преисполнил жизнь нашу тем, что дает поводы терпеть. Так как не годились мы для правильной жизни в раю, то все и терпят, и никого нет, кто был бы свободен от такого присуждения Божия. Но, присудив это, Бог не отменил коренного закона жизни, свойственной человеку, – того, чтоб она была всегда и во всем сообразна с волею Божиею, выраженною в заповедях Его; напротив, строжайше подтвердил его и подтверждает, не как отяжеляющий ярем, а как средство облегчения и источник утешения в претерпевании его. Так это и бывает: кто верен заповедям или свидениям Божиим, тому утешительно терпеть, что бы он ни претерпел. Пророк и говорит: «Много стужающих; но пусть их! Я свое дело знаю, и о том только ревную, чтоб не уклониться от свидений Божиих». Видим, что все рвутся из уз того, что приходится им терпеть, а все никак не могут вырваться, даже при больших средствах. Отчего так? – Оттого, что не ту дорогу взяли. Надо вступить на путь свидений Божиих и благодушно терпеть то, что приходится терпеть. Тогда это самое претерпеваемое начнет источать утешение. Вот и рай, несмотря на противную тому внешность! Те, кои иным путем хотят водворить рай на земле, лишь попусту трудятся. Еще Премудрый сказал им: суета суетствий!
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Мнози изгоняющии мя и стужающии ми: от свидений Твоих не уклонихся
Остененный многими бедствиями, говорит Пророк, не решился я преступить что либо из узаконеннаго Тобою. И излагая содержание псалма, сказали мы, что в этом псалме божественный Давид совокупил во едино все, что было с ним в жизни: и иное приличествует скорбям, постигшим его при Сауле, а иное тому, что потерпел от Авессалома. Приводимыя же теперь слова, очевидно, сказал он, как гонимый Саулом; потому что тогда не вкусил еще греха.
Мнози изгонящии мя и стужающии ми (оскорбляющии), от свидений Твоих не уклонихся
Много, говорит, видимых и невидимых врагов, желающих овладеть мною и всяким способом искушающих меня: но я, уповая на Тебя, Господи, не удалился ни сколько от заповедей Твоих. Здесь Давид повторяет выше сказанное, что делает и в других местах в различные времена.
Другой, т. е. Никита, говорит: И новый народ (христианский) как во время мятежа и брани во всю жизнь свою гонимый врагами, может говорит, что временные начальники, враги истины и противные силы оскорбляли меня; но я, боясь Твоего слова, Владыко, ни во что ставил оскорбления их. Какого же слова как не следующего: не бойтесь убивающих тело. Написано также, что и все, хотящие жить благочестно во Христе Иисусе, гонимы будут. А гонения, по словам Дидима, одни суть внешние, которые уже кончились, а другие внутренние, бывающие со стороны враждебных сил, посредством своих, посредством сварливой жены, посредством бесчинного слуги и самых грехов. Итак, нет такого времени, когда бы праведник не был гоним, когда бы по свидетельству совести не свидетельствовал в тайне сердца о невидимых силах, но он стоит в отношении к свидетельствам Божиим, не уклоняясь и не удаляясь от них. Ибо когда я не подвизаюсь исповедовать Бога целомудрием и прочими добродетелями, то я отрекаюсь от Бога. Ибо коликократно кто рассматривает подвиги мучеников с намерением также подвизаться, толикократно он становится Божиим.
Мнози изгонящии мя и стужающии ми, от свидений Твоих не уклонихся
Упование спасения дает силу к перенесению и преодолению всех противностей, встречающихся на пути спасения. Противностей этих много: внутри – от страстей, совне – от людей страстных и нечистых сил. Вот это и есть – мнози изгонящии мя и стужающии ми. Они окружают и теснят всякого не уклоняющегося от свидений Божиих за то, что он не уклоняется от них. Но неуклоняющемуся по сему поводу от свидений Божиих от этого не беда; ибо «блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное» (Мф. 5:10). И не то, что будет их это Царствие, а – есть; и не то, что будут блаженны, а – суть. Прискорбности, беды и тесноты за верность свидениям Божиим сами из себя источают сладостное утешение, располагающее не чуждаться их и отревать, а скорее желать и искать, и радоваться тому, что они есть. Условие для этого есть неуклонение от свидений Божиих, а следствие этого есть большая ревность к такому неуклонению. То и другое питают себя взаимно и рождают плод – благодушное терпение. Терпение, по-видимому, есть как будто нечто истощающее жизнь, а на деле оно питает и укрепляет духовную жизнь, последняя питается им, как питается «древо при исходищих вод» (Пс. 1:3), только надобно, чтоб в основе его (терпения) лежала верность свидениям Божиим: кто верен заповедям, или свидениям Божиим, тому утешительно терпеть, что бы он ни претерпел. Потому пророк и говорит: Много стужающих, но пусть их! Я свое дело знаю, и о том только ревную, чтобы не уклониться от свидений Божиих.
Объяснение священной книги псалмов.
См. также Толкование на Пс. 118:153