Это старая версия документа.
Ст. 13-14 И будет в день он ужас Господень велий на них. И имутся кийждо за руку ближняго своего, и соплетется рука его к руце ближняго своего. И Иуда ополчится во Иерусалиме, и соберет крепость всех людей окрест, злато и сребро и ризы во множество зело
Ужасом в этих словах называет опять страх или изумление. Итак, в то, говорит, время, когда враги Церкви, подвергаясь столь ужасным наказаниям, станут собирать друг друга, они будут поражены ужасом и, наконец оставив уже дерзкое преследование святого города, уйдут беглецами и, бесполезно ища друг у друга помощи, окажутся жалкими, низверженными и в попрании у святых. А Иуда, говорит, то есть оправданные чрез веру в Христа и носящие в себе духовного Иудея и обогатившиеся обрезанием во Святом Духе (Рим.2:20) – ополчатся в Иерусалиме, то есть препобедят врагов и осилят противников, попирая их как скорпиев, «на аспида и василиска наступая, льва и змия» совершению презирая (Пс.90:13). Будут они славны и достохвальны, из таковых деяний собирая богатство себе как золото, серебро и одежду, ибо как может кто усомниться в том, что смысл этого пророчества заключается не в чувственных предметах? Ведь богатство святых – не тленное и земное, но духовное, небесное, постоянное, которое собирают своим душам учащие и другими способами прославляющиеся в Церкви. Как бы расхищают они крепость всех людей, приводя чрез веру ко Христу наилучшие народы. Так и Сам (Христос) сказал о Себе, что Он «расхитил сосуды крепкаго» (Мф.12:29). Если же кто скажет, что об Иудее, собирающем крепость всех людей кругом, золото, и серебро, и одежду, говорится для того, чтобы мы разумели, что и собирающие мирскую мудрость прославляются посредством нее, подвизаясь за догматы благочестия: то и такое разумение может иметь для себя надлежащее основание. Так, мудрые жены Израильтян обобрали некогда Египтян, заняв у соседей и сообитателей своих сосуды золотые и серебряные и одежду (Исх.3:21–22, 11:2). Итак, как в чувственных предметах и как в вещах видимых, выражается блеск духовных благ. Преимущественным же богатством учителей служат ученики. Так и божественный Павел спасенным и уверовавшим чрез посредство его провозглашал, говоря: «свидетельствуюсь вашею похвалою, братия, которую я имею во Христе Иисусе» (1Кор.15:31), и в другом месте называет их «венцом и радостию» (Флп.4:1).
Толкование на пророка Захарию.
И будет в день он ужас Господень велий на них: и имутся кийждо за руку ближняго своего от ужаса, и соплетется рука его к руце ближняго своего. Пророк возвещает Иудеям мир и спокойствие, а врагам их Грекам и нечестивым Иудеям, оставившим богопочтение отцов своих, страх и ужас, почему каждый будет держаться за руку ближнего своего, как человек, объятый ужасом, который от страха боится отпустить от себя ближнего своего.
Ст. 13–14 В тот день будет между ними великое смятение от Господа; и схватит муж руку ближнего своею и поднимется рука его на руку ближнего его. Но и Иуда будет сражаться против Иерусалима, и соберутся богатства всех окрестных народов: золото и серебро, и довольно многие одежды
Когда исполнятся те чудесные события, т. е. испарится плоть людей, высохнут глаза, и истлеет язык в устах злословящих; тогда среди них произойдет великое смятение или изумление – ведь это и значит ἔκστασις, которое LXX употребили в переводе. И схватит каждый руку ближнего своего, и соединится одна рука с другой, вследствие страха и тяжелых бедствий, которые имеют настигнуть их. Иуда также будет сражаться против родного города [или: столицы], о чем мы сказали и выше (Зах.12), и Господь даст ему победу. Соберутся богатства всех народов, которые воевали против Иерусалима – золото и серебро, и множество одежд, т. е. драгоценнейшие из вещей. Несчастный Иуда рассчитывал на это, надеясь получить золото, – те тридцать серебренников, которыми он оценил Господа. Мы же, следуя раз принятому порядку, будем относить все это к благосостоянию Церкви, потому что все те, которые будут находиться в ней, будут удивляться поражению врагов и своему счастью, и каждый схватит руку ближнего своего, чтобы соединить правые руки и сблизиться через взаимное доверие и в силу необходимости. А слова Еврейского текста: И Иуда будет воевать против Иерусалима, вместо которых LXX перевели: И Иуда приготовится в Иерусалиме, мы будем понимать двояким образом: или в том смысле, что Иуда некогда исповедал имя Господа, но, побуждаемый во время гонений преследовал народ Христов, [после] и сам обратится к веселью; или в том смысле, что Иуда, т. е. всякий верующий и надеющийся, не будет воевать против Иерусалима, но приготовится в Иерусалиме, чтобы сражаться против врагов. И сам Иуда соберет богатства всех окрестных народов: золото и серебро и чрезвычайно много одежд. Мы неоднократно говорили, что золото и серебро обозначают разум и слово, подобно этому мы должны понимать и одежды, которыми украшается Церковь Христова; о ней написано: По правую руку Твою предстала царица в золотой утвари, одетая разнообразными одеждами (Пс.44:10). Множество верующих радуется тому, что оно одето этими одеждами и восклицает: Я буду радоваться о Господе, ибо Он облек меня ризами спасения и одеждою веселия (Ис.61:10, по тексту LXX). В самом деле, Господь говорит ей: Я одел тебя тончайшими (τριχάπτοις) и полотняными (βυσσίνοις) одеждами (Иез.16:10). Под словом τριχάπτοις: мы разумеем одежды тонкие, столь прекрасные и нежные, что они кажутся подобным волоскам. Церковь собирает эти одежды, чтобы было одеяние для народа ее, которому истинный проповедник заповедует: Да будут одежды твои чисты во всякое время (Еккл.9:8).
Толкование на пророка Захарию.