Толкования на Иак. 2:13

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Милосердие - прекрасное дело и защита занимающихся им; оно приятно Богу и всегда близ Него. Оно, когда хочет, легко испрашивает милости, только не совершалось бы нами несправедливо; а совершается несправедливо, когда делаем это из похищенного, как будто это чисто. Оно дает большое дерзновение оказывающим его; оно нужно и для оскорбленных - такова его сила, и для согрешивших. Оно разрывает узы, рассеивает тьму, погашает огонь, умерщвляет червя, удаляет скрежет зубов.

Фрагменты.

Свт. Браулио Сарагосский

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Да не рассеет Он нас повсюду судом Своей строгости. Но пусть милость превознесется над судом и с привычным благочестием, лишь бы Ему было благоугодно, Он соберет нас в прохладе обители Своей.

Послания.

Прп. Никодим Святогорец

Суд бо без милости не сотворшему милости; и хвалится милость на суде

Если мы прощаем здесь прегрешения тех, кто согрешили против нас, толкует Феофилакт с Икумением, и если здесь мы даём милостыни бедным и нуждающимся от того что имеем, то конечно и Бог хочет помиловать нас в тот страшный день суда, потому что воистину, велика эта добродетель, чтобы прощать прегрешения брата своего и быть милостивым к нищим. Как и наоборот, тяжкого и великого осуждения достойно то, чтобы закрыть своё благоутробие от братий своих, имея одно человеческое с ними естество. Потому что те, которые явятся не сострадательными и не простят прегрешений своих братий, примут осуждение того лукавого раба, имеющего долг в тысячи талантов и прощённого, но не простившего брату своему долг в сто динариев.

И не может исполниться на таковых воздаяние, которое просят у Бога говоря в молитве Отче наш «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Матф. 6:12), поскольку они не оставили долги братий своих, то и Бог не оставит долги их. Для тех же, которые оказались жестокими и немилостивыми к имеющим нужду бедным, суд Божий окажется жестоким и без милости. Как говорит Нисский Григорий «праведный суд Божий для нас, есть подобие нашего внутреннего устроения» (Слово о Маккавеях).

«Хвалится милость на суде» потому что Господь сказал о милостивых, что они будут помилованы в день суда, «блажени милостивии яко тии помиловани будут» (Матф. 5:7).

И если милостыня к нищим ходатайствует оставление грехов для идолослужителей, как читаем у пророка Даниила, который сказал царю Навуходоносору: «Сего ради, царю, совет мой да будет тебе угоден, и грехи твоя милостынями искупи и неправды твоя щедротами убогих» (Дан. 4:24), если, говорю, милостыня прощает грехи идолослужителей, насколько более она прощает грехи верных христиан?

А ещё милостыня делает следующее дело: как те, которые борются, перед борьбой намазывают себя маслом чтобы ускользать от рук и захватов противника, так и в день суда, милостыня которую даём сейчас нищим, даст нам выскользнуть от рук и захватов демонов[29].

Подобает же знать и ещё, что милостивым называется не только тот человек, который делает семь дел телесной милостыни, т.е. накормить голодных, напоить жаждущих, позаботиться и ввести странников, одеть нагих, посетить болящих, позаботиться о заключённых и погребать умерших, но тот, кто делает семь дел душевной милостыни, т.е. приклонить грешников оставить грех, научить незнающих тому что сам знает о Боге и вере, дать правильный совет тому кто нуждается в совете, просить Бога за брата своего, утешать скорбящего, терпеть безропотно неудачи и скорби и прощать прегрешения брату своему.

И ещё скажу кратко, что милостивым называется, имеющий сердечную и истинную любовь к своим братьям, и любовью приклоняется миловать и быть благоутробным к ближнему, так чтобы носить бремена его и долготерпеть о нём, как говорит Соломон «милостив муж долготерпит» (Притч. 19:11). Таковой милостивый конечно будет помилован у Господа в день суда, как говорит здесь божественный Иаков.


[29] Святой Митрофан говорит, что божественный Иаков говорит здесь эти слова, чтобы напомнить нам, решение Господа, которое он произнесёт на немилостивых в день суда: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его: взалкахся бо, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене: странен бех, и не введосте Мене: наг, и не одеясте Мене: болен и в темнице, и не посетисте Мене» (Матф. 25:41-44), и почти то же самое как бы говорит Христианам брат Господень: братья Христиане, любите братьев ваших, посещайте вдов и сирот, милуйте имеющих недостаток и бедных, и притесняемых избавляйте от неправедных рук, дабы и вы были помилованы в день суда, как говорит божественное Евангелие, т.е. закон свободы. Потому что, если вы не будете миловать нуждающихся, тогда и вы не будете помилованы. Что же хочет сказать фразой «хвалится милость на суде»? То, что милостыня будет иметь похвалу, и как бы противостанет суду Божию, как некая победительница, и явится сильнее его, явно показывая недейственным то решение, которое будет произнесено на грешников. Так как она освободит возлюбивших её грешников, от вечных мук, хоть они и имели грехи, но ради неё, успели отступить от греха и покаяться до смерти. К таковым скажет Судья: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира: взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне» и проч. И как же не хвалиться милости, когда она побеждает Божий суд, и освобождает от страшных мучений, поистине достойных этих мучений грешников, за содеянные ими грехи? «будет побеждено (дословно говорит святой Митрофан), всякое слово Божественной справедливости, объявляемое против всякого греха, когда в верных найдётся ходатайствующая милость». Поэтому сказал Сирах: «милостыня очистит грехи» (Сир. 3:30), и Товит: «милостыня бо от смерти избавляет» (Тов. 12:9), и Соломон: «Избавление мужа души свое ему богатство» (Притч. 13:8). Утвердительно об этом сказал божественный Давид, что человек который милует, будет иметь снисхождение в словах своих на суде Божием: «Благ муж щедря и дая; устроит словеса своя на суде» (Пс. 111:5), потому что будет иметь отвечающую и ходатайствующую за него милостыню. По толкованию Кирилла Александрийского смысл такой: «смотри же какие награды положены человеколюбивому, так, что пребывает и непрестанно плод, и избавляет от искушений, и во свете таковой ходит, потому что взыскал Бога. Бог же щедр, так, что, и прегрешений оставление принимает человек, и защитника себе сотворяет на будущем Суде. Это и есть «устроит словеса своя на суде», т. е. приуготовит себе защитника и отвещевателя. Не будет такому тогда уже осуждения, милостыня будет отвечать за него уже во благо» (Из неизданной серии премудрого Никиты на Псалмы). Икумений же слово «хвалится» толкует не как побеждает, но борет или притупляет. Стоит заметить что, согласно с изречением «суд без милости не сотворшему милости» говорит и Великий Василий: «ты не миловал, и не будешь допущен в Царствие; не дал хлеба, и не получишь жизни вечной» (Беседа к обогащающимся). И Богослов Григорий: «если кто не дал, да не надеется». И ещё: «Как здесь мы отмеряем другим, так даст и Великий Бог»

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Прп. Исихий Иерусалимский

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Подобно тому как елей позволяет борцу ускользать от рук соперника, так же и милосердие готовит тех, кто его практикует, ускользать и избегать демонов.

Фрагменты.

Прп. Исидор Пелусиот

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Знай, досточудный, что суд без милости не оказавшему милости - не из чужих только даров, которых лишаешь ты нищих, но и из собственных, которыми должен ты делиться добровольно.

Письма. Книга I.

Прп. Иоанн Кассиан

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Если мы хотим быть судимы милостиво, то и сами должны быть милостивы к тем, кто против нас согрешил, ибо столько отпустится нам, сколько мы отпустим тем, кто причинил нам какой-либо вред злостью. <…> но как мы хотим быть [Богом] судимы, так должны судить и братьев наших, если они в чем-либо согрешат против нас: ибо суд без милости не оказавшему милости.

Собеседования.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

См. Толкование на Иак. 2:10

Блаж. Августин

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Само волеизъявление наказывается мучением - либо духовным, либо телесным; как, например, доставляющее удовольствие при совершении прегрешений наказывается посылаемыми за это в качестве кары страданиями; и как судящий без милости без милости будет и судим. Ведь и в этом суждении мера [см. Мф. 7:2, Мк. 4:24, Лк. 6:38 - прим. ред.] имеется в виду только в том смысле, что не выказанное им не будет выказано и по отношению к нему, и притом суд, который совершается над ним, вечен, хотя тот суд, который творил он сам, вечным быть не может.

Послания.

Иларий Арелатский

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Если в суде над бедным будешь сострадающим и мягким, не устрашишься суда Божия.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Беда Достопочтенный

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

Без милости будут судить того, кто прежде, чем быть судимым, хотя и мог оказать милость, но не оказал её. Это справедливое отношение ко всем жестоким. Хорошо известно, что, чем большую милость каждый [из них] получал от Господа, тем более несправедливо он отказывал в милости нуждающемуся ближнему, и тем справедливее он понесёт наказание за своё нечестие. Потому и Господь заранее предупреждает: не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам (Лк. 6:37–38). Ибо суд без милости будет к тому, кто не оказал милости. Милосердие же превозносится над судом, ибо как не оказавший милости, осуждённый на Суде Божьем, будет скорбеть, так и оказавший милость, получив вознаграждение, будет ликовать и радоваться. По-другому: милосердие превозносится над судом. Не сказано: милосердие одерживает победу над судом. Ведь милосердие не противоречит суду, но превозносится над ним, потому что милосердие [хотя и] защищает многих, но лишь тех, кто оказал милость. Блаженны милостивые, ибо они Богом помилованы будут (получат милость – Vlg.) (Мф. 5:7). Таким образом, слова милосердие превозносится над судом означают, что милосердие ставится выше суда. У кого на Суде будет найдено [хотя бы одно] дело милосердия, [у того,] даже если будет причина для его наказания, милосердие, словно водный поток, потушит пламя греха.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

См. Толкование на Иак. 2:12