Толкования на Иак. 2:15

Свт. Лев Великий

Ст. 15-16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы

Поскольку возвысится милосердие над судом и дары мягкосердечия превзойдут всякое воздаяние справедливости, вся жизнь смертных и разнообразие всех действий будут оцениваться при условии одного правила: чтобы там, где труды сострадания будут обретаться исповеданием Создателя, не делалось никакого упоминания о каком-нибудь преступлении.

Проповеди.

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 15-16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы

[Слова Христа]: Моя справедливость сможет исполнить для тебя только то, чего достойны дела твои. Напрасно ты кричишь, погибший, находящийся в чужой власти, ибо в то время, когда ты мог, ты был слеп, видя Меня в бедности.

Проповеди.

Прп. Никодим Святогорец

Ст. 15-17 Аще же брат или сестра нага будета и лишена будета дневныя пищи, речет же има кто от вас: идита с миром, грейтася и насыщайтася; не даст же има требования телеснаго; кая польза? Такожде и вера, аще дел не имать, мертва есть о себе

Пример приводит здесь святой Иаков, по святому Митрофану, чтобы показать, что вера без дел не приносит никакой пользы. И как, говорит, нищие, нагие и голодные не насыщаются, не согреваются и никакой пользы не получают от красивых слов тех, у кого просят, а более того когда знают, что те, у кого просили - богаты, ещё больше скорбят и унывают, видя такую неподступность и немилосердие тех богатых. Так и одна только православная и истинная вера не приносит никакой славы и благоугождения Богу, когда не имеет соответственно и добрых дел[30], но более раздражается против имеющих такую отвлечённую и шаткую веру, и делает их повинными суду, Единый Всеимущий и исполненный славы Бог. Потому что они, сподобившись веровать и познать истинного Бога, презрели его живоносные и спасительные заповеди, предпочетши греховную смерть, так, что и про них скажет Бог то же, что говорил тогда про неблагодарных Евреев «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер. 2:13). И как тем - оставляющим Бога и удаляющимся от Его любви, через уклонение от правой и истинной веры, так и этим – отпадающим от праведной и целомудренной жизни, подходит пророческое «се удаляющии себе от Тебе погибнут» (Пс. 72:27).

Некоторые недоумевают, почему Павел во многих местах своих посланий пишет, что дела не спасают, но вера, здесь же брат Господень говорит обратное, что спасают дела, а не вера? Разрешает недоумение святой Феофилакт следующим разделением говоря, что именование веры имеет два значения. Верой, с одной стороны, называется простое и поверхностное сосложение души без всякого действия. Такой верой, как мы говорим, и бесы веруют во Христа, что Он есть Сын Божий. С другой же, верой называется от любви сердца деятельное последование, с твёрдым и непоколебимым согласием. Такую веру Павел называет: от произволения, т. е. любовью действующая: «О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема» (Гал. 5:6), которая не лишена дел, потому что не даётся такая вера как награда, человеку упразднённому от дел. Так и дела имеют два значения. Означают как дела ветхого закона, т.е. субботы, обрезание, новомесячия, телесные очищения и прочие соблюдения[31]. Означают также и дела, последующие вере Христовой, утверждающие и оживляющие её, а именно – хранение Христовых заповедей.

Когда же говорит Павел, что дела не спасают, но вера, с одной стороны он имеет в виду дела соблюдения ветхого закона, без которых и Авраам оправдался и все во Христа верующие христиане. С другой же стороны, имеет в виду веру от произволения, действующую любовью, за которой следуют и дела. И это видно из слов самого же Павла, сказавшего: «зане от дел закона не оправдится всяка плоть» (Рим. 3:20), «мыслим убо верою оправдатися человеку, без дел закона» (Там же 28). И ещё «уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою» (Гал. 2:16). Видишь что, везде присовокупляет Павел – от дел закона, а не просто – от дел? Когда же брат Божий здесь говорит, что вера без дел мертва и не спасает, то говорит о простом и поверхностном согласии, не имеющем дел. Поэтому и прибавил «о себе». Под делами имеет в виду не дела закона, но те, которые следуют за верой во Христа - оживляющие её, т. е. заповеди. Таким образом согласуются слова божественных апостолов Иакова и Павла, и нет никаких разногласий между ними, поскольку один апостол употребил одно значение веры и дел, другой же другое, по той необходимости, которую каждый имел.


[30] Прекрасный пример приводит на это Богоносный Максим: «Как воспоминание об огне не согревает тела: так вера без любви не производит в душе света ведения» (1-я сотн. о любви 31). И ещё: «Не говорите, что вы есть храм Божий, говорит Божественный Иеремия (7, 4). Не говори и ты: одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти меня. Ибо это невозможно, если не стяжаешь и любви к Нему, делами свидетельствуемой. Что же касается до голой веры: «то и беси веруют и трепещут» (Иак. 2:19)».

[31] Отмечаем здесь, что эти дела закона, называются, законом священнодействия, по Клименту автору Стромат, и поэтому нет нужды, чтобы соблюдаться Христианами. Разделяется ветхий закон, как говорит премудрый Платон митрополит Московский, на три части: Священнодейственную, Гражданскую и Нравственную. Священнодейственная, содержала богослужебные обычаи Иудейской Синагоги, которые Павел называет делами закона, как мы уже сказали. Они же были образом и руководителем к Новому Завету, и должны были упраздниться, поскольку пришёл Христос. Гражданская, содержала то, что должно было сохранять Иудейский народ обособленно. Нравственная, содержала те обязанности, которые надо было исполнять соответствующим образом, в отношении к Богу, к ближнему и к самому себе, что и называлось Десятисловием. И эта часть должна соблюдаться Христианами и сейчас, так как сей есть закон вечный и неизменяемый, который и до написанного закона, был запечатлён в естестве и поэтому называется естественным законом, и после закона уже написан в Новом Завете Евангелия. Так дела этой части, т.е. заповеди, не должны быть преступаемы. Поэтому и говорит здесь брат Божий, что без сих дел и заповедей, вера мертва.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 15-16 Аще же брат или сестра нага будета и лишена будета дневныя пищи, речет же има кто от вас: идита с миром, грейтася и насыщайтася: не даст же има требования телеснаго: кая польза

Примечай духовный смысл. Не сказал только: «если имеешь веру», но - «что пользы?» Говорит как бы так: покажи мне дело, по которому я придал бы тебе название верующего, ибо в этом дело веры. Слова же его значат: если кто делом не докажет, что он верен Богу, то такого не нужно и называть верным, ибо не тот верен, кто просто называет себя Господним, но тот, кто любит Господа так, что за веру в Него готов и на смерть. А что такая у него мысль, это видно из примеров, ибо он говорит, что Авраам делом показал, что верен Богу, когда первородного своего принес во всесожжение; подобно и Раав, веруя, презрела смерть.

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Иларий Арелатский

Ст. 15-16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы

Эти слова веры для знающих, что один Бог - Отец всех сынов Божиих. Одна половина любви - в пище, питье и одежде; другая - в помощи душ. Потому же сказал, что телесное - это половина, что возвещает богатым, а не мудрым.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Беда Достопочтенный

Ст. 15-17 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе

Естественно, одними благочестивыми словами не поможешь нагому и голодному; если не оденешь его и не накормишь, слово веры не будет иметь своей спасающей силы. Оно мертво без дел любви, любви возрождающей и животворящей.

О Послании божественного Иакова.


Вполне понятно: как для нагого и голодного бесполезны одни лишь благочестивые слова, если при этом ему не дают пищу и одежду, точно так и вера, соблюдаемая только на словах, не спасает. Ведь она мертва сама по себе без дел любви, которые и делают её живой. Этот стих не противоречит тому, что сказал Господь: кто уверует и будет крещён, тот спасён будет (Мк. 16:16). Ибо здесь подразумевается, что истинно верующим является только тот, кто на деле показывает свою веру. А поскольку вера и любовь не могут быть отделены друг от друга, по свидетельству Павла, который говорит о вере, действующей любовью (Гал. 5:6), то и апостол Иоанн говорит о любви то же самое, что Иаков сказал о вере: кто имеет достаток в мире и видит брата своего в нужде, и затворяет от него сердце своё, то как пребывает в том любовь Божия? (1 Ин. 3:17).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Валериан

Ст. 15-16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы

Кто не ненавидит такой род милосердия, где праздное благочестие утешает малодейственной красотой речей, а бесполезные слезы простираются к небу? К чему оплакивать чужое кораблекрушение, если ты не оказываешь помощи выброшенному за борт телу, или способствовать истязанию духа болью чужой раны, если отказываешь в чаше здоровья?

Гомилии.

Лопухин А.П.

Ст. 15-17 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе

Указанную (ст. 14) бесполезность одной бездеятельной веры для оправдания и спасения человека св. Апостол теперь, ст. 15-16 (как и выше ст. 3-4), разъясняет на конкретном примере благожелательного и сочувственного, но не выражающегося ни в каком добром деле, отношения человека к нуждающимся в предметах первой необходимости - одежде и пище; как такое, словесное лишь, сочувствие к беде ближнего не приносит пользы ни последнему, ни человеку, выражающему свое сострадание лишь словесным участием, так и вера, не сопровождающаяся добрыми, отвечающими природе веры делами, бесполезна, как лишенная внутренней жизненной силы, как вера призрачная, мертвая: ἡ πίστις, ἐὰν μὴ ἔχῃ, νεκρά ἐστι καθ᾿ ἑαυτήν. Из последнего выражения ст. 17 καθ᾿ ἑαυτήν, слав. о себе, равно и из всего контекста речи Апостола очевидно, что, по воззрению его, дела (добрые) стоят в органической связи с верою, вытекают или возрастают из веры, как плоды от жизнеспособного корня. Коль скоро нет этих плодов веры, необходимо ожидаемых по роду дерева веры, это - верный знак того, что самый корень дерева сух, лишен жизненных соков. Таким образом, дела суть доказательства жизненности веры (ст. 17, см. 20 и 26).