Толкования на Откр. 20:1

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 1-3 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змея древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время

Здесь рассказывает о низвержении диавола, бывшем во время страданий Владыки, когда его, считавшего себя сильным, связал всемогущий Христос, Бог наш, и, избавив от власти его нас, - его добычу, осудил ввергнуть в бездну. Сие видно из того, что бесы просили Его не посылать в бездну. А что он был связан, о сем свидетельствует уничтожение идолослужения, разрушение идольских капищ, оскудение жертвенных кровей и всемирное распространение и познание Божественной воли.

Великий Ириней говорит, что в пришествие Христово диавол в первый раз узнал, что он осужден в бездну и в геенну огненную. Посему, под сказанным выше можно, думаю, разуметь осуждение Христом диавола.

Представляя же Ангела служащим сему осуждению, показывает, что по силе диавол менее даже служебных сил, и напрасно, потому восставал против власти Владеющего всем.

Ужем, для разумения нашего, назвал действие, связующее и удерживающее силу его. Тысячу лет благоразумнее понимать не как таковое именно количество лет, но считать их или за многие годы, или за число совершенное; ибо многими только по количеству, но не удесятеренными сотнями считаются и те тысячи, о которых сказал Давид: слово, еже заповеда в тысящи родов (Пс. 104, 8). Многие годы может означать сие число, дабы Евангелие было проповедано во всем мире и укоренились в нем семена благочестия; может означать и совершенное число, потому что, оставивши в них детскую, подзаконную жизнь, мы призваны в мужа совершенна в меру возраста исполнения Христова.

Итак, тысячей лет называется время от воплощения до пришествия антихристова. Так ли сие, как истолковали мы, или сказанная тысяча лет есть десять раз сто, как думают некоторые, или даже меньше сего, сие известно одному Богу, знающему до какого времени полезно нам Его долготерпение и продолжение нашей жизни. По истечении же сего времени всю вселенную смутит антихрист, вмещающий в себе действие злоначального Велиара, изливая на людей подонки 1) его ядоносной злобы, ибо знает он о неизбежности своего наказания.

Нас же от дел его да спасет всемилостивый Бог, да избавит от уготованного ему и ангелам его наказания и да покажет причастниками вечных благ, уготованных пролившим кровь за непокорность диаволу. И Ему подобает милость к надеющимся на Него, а от всех Ангельских Святых сил и сущих на земле людей благодарение и поклонение со Отцом и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Толкование на Апокалипсис.

Сщмч. Викторин Петавийский

Ст. 1-6 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет

Все знают, что багряный дьявол и все его ангелы-отступники брошены в тартар геенны до пришествия Господа и что после тысячи лет они будут освобождены ради народов, служивших антихристу, чтобы только они погибли, ибо так заслужили. Наконец свершится вселенское правосудие! Потому Иоанн утверждает: и ожили, говорит, умершие, записанные в книге жизни (Ср. Откр. 21:27), и царствовали со Христом тысячу лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ним вторая смерть не имеет власти. Об этом воскресении он говорит: и видел Агнца стоящего и с ним сто сорок четыре тысячи (Откр. 14:1), - то есть стоящих со Христом, а именно тех из иудеев, которые собираются в последние времена уверовать через пророчество Илии, о коих Дух свидетельствует, что они не только телом девственны, но и языком (Откр. 14:4-5). Поэтому выше он упоминал, что двадцать четыре старца сказали: благодарим Тебя, Господи Боже, Который воцарился. И рассвирепели язычники (Откр. 11:17-18).

При первом воскресении этим Писанием изображен и будущий красивый город (Ср. Откр. 20:8, 21:2). О первом воскресении Павел в [Послании] к македонским церквям так сказал: ибо сие говорим вам, - обращается Павел, - словом Божиим, потому что Сам Господь, намеревающийся поднять мертвых, по трубе Божией сойдет с неба. И мертвые во Христе восстанут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:15-17). Мы слышали, что он сказал: труба. Это надо рассмотреть: ведь в другом месте апостол ведет речь о другой трубе. Ибо он говорит в [Послании] к коринфянам: при последней трубе мертвые воскреснут - станут бессмертными, - а мы изменимся (1 Кор. 15:52). Он сказал, что мертвые - это бессмертные, собирающиеся воскреснуть для несения наказания, но очевидно, что мы изменимся и покроемся славой.

Следовательно, когда мы услышали, что есть последняя труба, то мы должны понимать, что есть и первая. Это суть два воскресения. Следовательно, сколько бы они ни собирались воскреснуть при первом воскресении и царствовать со Христом над миром - над всеми народами, - они воскреснут при последней трубе через тысячу лет, то есть во время последнего воскресения, среди нечестивых и грешников, и виновников разных родов. И правильно добавляет, говоря: блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти. Вторая же смерть - это наказание в аду.

Толкование на Апокалипсис.

Апрингий

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей

В данном случае нам надлежит сугубо умолять Господа, чтобы не согласить­ся с заблуждением относительно числа тысяча, числа многих лет, и не поддержать ошибку собственным отклонением от истины. Но хранит нашу веру Он Сам, Который называет­ся Верным и Истинным. Сам Господь сказал в начале этой книги: Я есмь Первый и Последний, и живый, хотя был мертв, и имею ключи ада и смерти (Откр 1:17-18). Он говорит, что несет служение, так что может открыть кладезь бездны. Большая цепь - это нерасторжимые узы Божественного установления, которые Он в руках, то есть деятельно и действительно, держит.

Трактат на Откровение.

Беда Достопочтенный

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей

Обобщая сказанное от начала, Иоанн излагает его полнее: Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны и пойдет в погибель (Откр 17:8). Таким образом, Господь, наделенный властью Отца, нисшел во плоти, чтобы сразиться с князем мира и, связав его, освободить его пленников.

Изложение Откровения.

Примасий

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей

По нашему разумению, Ангел, сходящий с неба - это Господь Иисус Христос, Который назван [у Исайи] Ангелом великого совета и Который, посетив область смертных, как сильнейший возжелал связать сильного, чтобы сделать бывших ранее сосудами гнева сосудами Его милости, что Он осуществил свершением, которое прежде пообещал, провозгласив: как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного (Мф 12:29), то есть дьявола.

Ключ бездны есть глубина Боже­ственных судов, ибо суды Божий - бездна великая (Пс 35:7). Конечно, одному Ему известно, кто из множе­ства грешников будет назван в полном числе избранных.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей

Некоторые толкователи под Ангелом, сходящим с неба, видят Самого Иисуса Христа, но большинство считает его за обыкновенного Ангела, как вестника и исполнителя Бож. воли. И это тем более справедливо, что тайнозритель не придал ему никаких атрибутов славы и величия. Этому Ангелу в исполнении его миссии предоставляется только связать диавола и заключить его в темницу, бездну.

1) Устар. Остатки жидкости на дне вместе с осадками