Толкования на Чис. 26:55

Блаж. Феодорит Кирский

по жребию должно разделить землю, по именам колен отцов их должны они получить уделы

Для чего повелел Бог разделить землю по жребию? Чтобы все споры и состязания прекратить тем, что земля разделена по жребию самим Богом, а не судьбе какой-то поверено дело. Так поступили и божественные Апостолы до сошествия на них Всесвятого Духа; потому что, бросив жребий, помолились все премудро Ведущему, показать достойнейшего. Так и божественный Павел сказал о нас: «в Нем же и наследницы сотворихомся, прежде наречени бывше по прозрению… вся действующаго по совету воли Своея» (Еф.1:11).

Толкование на книгу Чисел.

Прокопий Газский

по жребию должно разделить землю, по именам колен отцов их должны они получить уделы

Земля разделяется по жребию: для того, чтобы устранить распри и сохранить большую определенность и ясность, бросают жребий. А предпринято это по замыслу Божию, поскольку благочестивые люди не поручают дел слепой судьбе, на что указывает апостол Павел, говоря: «В каком жребии мы были взяты, в том и предназначены по воле Движущего всем, согласно замыслу воли Его, в жребии показующего благодать, ибо и словом воздается по вере». С этим согласны и другие апостолы, когда говорят: «Господи Сердцеведец, укажи на одного из двух, которого нам избрать». Итак, известно, что жребий выпадает не случайно, но по суду Божию. Следовательно, когда он в этом месте говорит, чтобы все определил жребий, - он имеет в виду божественный жребий, а не случайный, по которому у греков если кто получал должность, то не избегал осуждения. После того как они были исчислены, разделяются части священной земли у Иордана. А исчислены молодые люди, свободные и крещеные, которые удерживают престолы Израилевы, назначенные через Халева и Иисуса Навина. Впрочем, под сынами Писание понимает молодых людей: тех, которые вышли из возраста юношей и силами духа устремлены к войне, хотя военного жребия ни разу не испробовали. И через сынов тех, которые были под Законом, образовался новый народ, который считается достойным занесения в книгу жизни: все они исчисляются по счету добродетелей, они наслаждаются землей кротких, что может показаться слишком щедрой мерой. Мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше (Лк 6:38), - говорит Господь. «Поэтому, - говорит, - каждый получит долю свою во много раз большую, чтобы каждому жребий выпал в соответствии с переписью». Поэтому книг, о которых говорит Даниил, было много, и он показывает, что меры описания различны. Поэтому они записываются также по коленам и именам, хотя Бог и приказал описать родство. Наконец, кажется, что то же самое означают блаженства, провозглашенные Христом: награды там распределяются за добродетели, и особенно за те, которые выказывают люди чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5:8). А те, о ком Он приказывает, чтобы они были святого удела, имеют определенное описание, однако никакой доли на земле. И кто бы мог сказать: «В Твоих руках удел мой, часть моя - Господь»? Поэтому нет в них маленького мальчика, что означает чистоту и скромность. Считает же их Христос, изображенный под видом первосвященника и законодателя, Который не дал удела неверным. Ибо Писание говорит: Да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся (Пс 68:29).

Комментарии на Книгу Чисел.

Лопухин А.П.

по жребию должно разделить землю, по именам колен отцов их должны они получить уделы

Жребий должен был указать местность оседлости колена. Определение же ее количества должно было обусловливаться численностью людей, вошедших в коленное исчисление (ст. 54).