Толкования на Иез. 40:44

Свт. Григорий Двоеслов

Снаружи внутренних ворот были комнаты для певцов; на внутреннем дворе, сбоку северных ворот, одна обращена лицом к югу, а другая, сбоку южных ворот, обращена лицом к северу

Пророк, по внушению Святого Духа, мудро разумея таинственные смыслы Св. Писания, говорит: дивни откровения Твои, посему хранит их душа моя (Пс.118:129, по русскому переводу). Опять он же говорит: открой мне глаза, чтоб я видел чудеса закона Твоею (Там же, ст. 18, по тому же переводу). Ибо кто еще не разумеет сокровенного из открытого, тот имеет глаза закрытые. А кто уже разумеет, тот открытыми очами видит чудеса от закона Божия; потому что, духовно растрясая слова буквы, он уразумевает, какое величие скрывается внутри. Не дивно ли то, когда одно звучит в ушах, а другое, что не звучало, приходит на мысль? Поэтому, чему я уподоблю слово Св. Писания, если не тому камню, в котором скрывается огонь? Камень, который холодным держится в руке, ударенный железом, рассыпает искры, и производит огонь воспламеняющий то, что прежде было в руке холодным. Ибо так, именно так бывает с словами Св. Писания; они хотя по повествованию буквы держутся холодными, но если их, по внушению Господню, ударит кто-либо напряженным вниманием, то произведет огонь о таинственных смыслах его, так что после душа, которая прежде холодно слушала буквальный смысл, разгорается от духовного. Ибо вот Пророк говорит: и вне ворот внутренних сокровищницы певцев в притворе внутреннем, который был с боку ворот, обращенных к северу; и лице их против пути южного одного, с боку ворот восточных, которыя имели лицевую сторону к пути севера (по буквальному переводу с Латинского подлинника).

Чья душа воспламенится любовью к Богу от буквального смысла этих слов, чтоб не оставаться ей более теплою от самого их чтения? Но если добьемся мы до духовного смысла, скрывающагося в букве, то от этого явятся искры разумения, и зажгут то, что прежде холодно звучало в ушах сердца. Впрочем нам для того чтобы при помощи Господней открыть внутренний смысл, надобно прежде рассмотреть самое повествованиe по буквe. Ибо (Пророк) говорит, что были вороты внутренние, и вне их притвор, который называется внутренним; и потом описываются другие вороты, то есть, северные, южные и восточные, для того, чтобы показать, что самый притвор, о котором сказал, что он находится вне ворот внутренних, находится внутри от ворот внешних. Следовательно, этот притвор и вне, и внутри: вне потому, что вне ворот внутренних; а внутри потому, что внутри ворот внешних. Повествуется еще, что в этом же самом притворе были сокровищницы певцев, о которых говорится, что они были помещены сбоку ворот, обращенных к северу. Но эти же самые сокровищницы обращены были к пути южному. И присовокупляется: с боку ворот восточных, которыя имели лицевую сторону к пути севера. Из этих слов ясно видно, что сокровищницы певцев были помещены между стороною ворот обращенных к северу, и стороною ворот восточных, которые ворота были обращены именно к пути севера. Итак лицевая сторона сокровищниц была против пути южного, но положение (их) было между воротами восточными и северными. Следовательно внутренние вороты имели с одной стороны ворота к северу, а с другой стороны ворота к югу. Но фронтоном преддверия восточные ворота были выше, и притвор, который был вне ворот внутренних, был в таком положении, что он же был и внутренним; ворота совне обымали его.

Мы кратко проследили этот буквальный смысл для того, чтобы не кратко отыскивать в нем таинственные смыслы. Но в первой части описаны трое ворот, то есть, восточные, северные и южные; и тотчас же сказано о трех других внутреннего притвора, то есть, южных, восточных и северных, а затем сказано о воротах притвора внутреннего, где упоминается о столах, устроенных из квадратных камней; и о воротах, обращенных к северу, в которых были столы для жертвоприношения, а не для всесожжения. Поэтому мы сказали, что внутренним означается Церковь, а внешним Синагога. Но после того, Пророк опять начинает описывать внутренние ворота, и трое других, то есть, северные, южные и восточные, и рассказывает, что во внутреннем их притворе, который был вне ворот внутренних, были сокровищницы, певцы, священники, храм, алтарь, жертвоприношения. Поелику (Пророк) в этих словах начал повествовать о различном от того, что прежде говорил об устроении святой Церкви: то очевидно, что он переменил смысл ворот внутренних. Ибо, если б он говорил обо всем в одном смысле, то не стал бы повторять в новом порядка того и другого. Как можем мы сказать, что вне ворот внутренних есть притвор, сокровищницы, певцы, священники, храм, алтарь, жертвоприношения, если в этом месте чрез эти самые внутренние вороты означается святая Церковь? Когда все это внутри ее, то каким образом оно вне ворот внутренних, если не вне Церкви? Итак под внутренними воротами можно разуметь те, о которых мы уже сказали далеко впереди, о которых говорится, что они имеют лицевую сторону к воротам севера и востока, которыми, по нашему объяснению, означается вход, ведущий ко внутренним радостям небесного отечества, так что и здесь теми воротами, о которых говорится, что они около входа, означается святая Церковь, а воротами внутренними – вход в царство небесное. Но дабы кто-нибудь не подумал, будто я слова Св. Духа насильственно склоняю к своему разумению, и не сказал, что я не должен изменять того значения внутренних ворот, т.е. святой Церкви, о котором я сказал однажды, мы удержим то, что начали, так что и внутренние ворота будут означат Церковь, которая доводит нас до внутренних радостей; и сокровищницы, певцы, священники, храм, алтарь, жертвоприношения, останутся в притворе, который вне ворот, и однако же не вне Церкви. Ибо, если мы тонко разберем, то ничто не будет нам препятствовать под внутренними воротами, как сказано, разуметь святую Церковь. О ней теперь говорится: и вне ворот внутренних сокровищницы певцев в притворе внутреннем. Ибо два предмета, о которых говорится: вороты внутренняя, и вне их притвор внутренний; поколику этот самый притвор есть и внутренний и внешний, – в отношении к воротам внешний, а внутренний, как мы впереди сказали, в отношении к тем воротам, о которых в повествовании (Пророк) сделал присовокупление.

Ибо святая Церковь имеет две жизни: одну, которую проводит она во времени, другую, которую получает она в вечности; одну, в которой она подвизается на Земле, другую, в которой она получает воздаяние на небе; одну, в которой она собирает награды, а другую, в которой она радуется уже о полученных наградах; но в той и другой жизни она приносит жертву. Здесь жертву сокрушения, а там жертву хвалы. Об этой то жертве говорится: жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50:19). А о той написано: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая (Там же, ст. 21). И еще о ней (Псалмопевец) говорит: яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся (не умолкнет) (Пс. 29:13). Но в той и другой жертве приносятся мяса; потому что приношение мяса здесь состоит в изнурении плоти, там приношение мяса состоит в прославлении Бога за славу воскресения. Потому что там плоть будет принесена как бы во всесожжение тогда, когда она, получив вечную невредимость, не будет иметь ничего противоречащего, ничего смертного, так как она всецело проникнутая огнем любви к Нему (Богу), бесконечно пребудет в прославлении. Итак эти внутренние вороты: т.е. в святой Церкви, имеют свою внутренность, именно ту жизнь, которая сокрыта еще от очей наших. Они имеют вне себя внешний притвор, т.е. жизнь настоящую, в которой все доброе делается для того, чтобы достигнуть блага бесконечного.

Итак пусть во внутреннем притворе, который впрочем вне ворот, будут сокровищницы певцев; потому что все избранные и совершенные, которые живут еще в смертном теле, находятся и внутри лона святой Церкви, и еще вне сокровенных радостей внутренней жизни. Пусть сокровищницы певцев остаются внутри и во вне; потому что сердца святых, которые по великой любви воспевают свое желание к всемогущему Богу, и внутри суть, и еще не внутри; потому что, находясь в лоне святой Церкви, они и видят духом тo, что внутренно сильно любят, и еще не вполне видят то, что любят. Итак пусть остаются сокровищницы во внутреннем притворе, но вне ворот, так чтоб они и внутри уже были чрез желание, и еще не были внутри чрез полное исполнение. Что же значат сокровищницы певцев, если не святые желания любящих? Эти последние берегут в душе Божественные заповеди, как некие сокровища; они блюдут их с пением, потому что исполняют повеления Божии не по страху, а из любви; и для них самих заповеди священного Писания служат песнями, потому что они исполняют их не с прискорбием, а с удовольствием. Хотите ли слышать о сердце праведника, как бы о сокровищнице какого-либо певца? – Пета бяху мне оправдания Твоя, на месте пришельствия моего (Пс. 118:54). Оправданиями Божиими мы называем Божественные заповеди потому что они нас оправдывают, если мы исполняем их. Они на месте пришельствия нашего бывают петы тогда, когда мы в этом странствовании настоящей жизни любим эти самые заповеди, и с удовольствием исполняем. Поэтому-то тот же Псалмопевец еще из сокровищницы певцев говорит: милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100:1).

Милость Господню, которою отпущаются грехи, должен воспевать даже грешник, т.е. говорить о ней с радостью и надеяться на нее. Но кто праведен настолько, чтобы представлять себе вечный суд Господень, и не трепетать, а решаться скорее идти на этот суд толикого Судии, поспешать и радоваться? Кто таков, тот велик; потому что, воспевая милость и суд Господа, он всею полнотою души любит всемогущего Бога, Который милосердо отпущает ему грехи, и потому не боится суда Его. Ибо совершенная любовь, как говорит Апостол Иоанн, изгоняет страх (1Ин.4:18). Поэтому он воспевает тот суд, на который предстать не боится. Итак пусть будет душа его сокровищницею певцев, чтоб она, радуясь богатству милосердия, которое получает, продолжала путь на тот суд, которого уже не боится. Посмотрим, возлюбленнейшие братие, и на другую сокровищницу певца, если угодно. Быть может, и он воспевает суд. Ибо что он говорит? Аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста. Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судья (2Тим.4:6-8). Кто, припоминая о своих подвигах, о борьбе, которую выдержал, о вере, которую сохранил, говорит, что ему на суде готов венец, который надеется получить более в воздаяние в оный день, нежели в подарок: о том решительно можно сказать, что он воспевает суд, на который желает явиться. Поэтому он и еще присовокупляет: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его. Ибо никто не любит пришествие судии, если он не уверен, что имеет решительное оправдание на суде. Итак сердца тех, которые любят пришествие Судьи, суть сокровищницы певцов; потому что предварительною благодатью и жизнью, подвигами святого усилия праведники воспевают тот суд, которого страшатся все нечестивые.

Но любовь ваша помнит, что в предыдущей беседе мы сказали, что восточными воротами означается вера, северными надежда, а южными любовь. Итак об этих сокровищницах говорится, что они находятся между воротами восточными и северными и обращены лицевою стороною к пути южному; потому что сердца святых, находясь между верою и надеждою, обращаются лицом к пути южному, так как они горят огнем святой любви. И о самых восточных воротах говорится, что они обращены к северному пути; потому что, хотя чрез веру отпущаются нам в Kpещении все грехи, однако же, пока мы живем еще здесь, даже после веры часто наклонны бываем к грехам. И когда жизнь наша после принятой веры цепенеет еще некоторым образом от холода виновности, тогда как бы восточные вороты обращаются к пути северному. Ибо кто может прожить в этой жизни, по принятии веры, без греха, когда Иоанн говорит: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас (1Ин. 1:8)? Согласно с этими словами Иаков говорит: много бо согрешаем вси (Иак.3:2). Но если прежние грехи отпущены в принятии веры, и по принятии веры мы еще чувствуем наклонность к грехам: то какое будет для нас упование на оправдание, какая надежда на жизнь вечную, если не то, чтобы ныне, когда еще находимся между воротами востока и севера, возвышали взоры душевные к пути южному, поколику жар любви освободит нас, разогретых святою любовью, от греха холода и мороза? Итак пусть сокровищницы будут между воротами восточными и северными; но пусть, как сказано, они будут обращаемы лицевою стороною к пути южному, для того между прочим, чтобы мы, рожденные в вере, и noсле того падшие во грехи, имея надежду на милосердие, упражняли самих себя в разогрении любви, и сердечные взоры устремляли туда, откуда мы воспламеняемся огнем любви.

Впрочем можно разуметь под северными воротами язычество, под южным путем Иудею, а под восточными воротами самого Господа. Севером не несправедливо образно представляется язычество, которое обдает холодом тот властитель, который сказал: сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу (Ис.14:13). И под южными воротами справедливо можно разуметь Иудею, в которой духовные отцы горели небесной любовию. Один из них говорит: возврати, Господи, пленение наше: яко потоки югом (Пс.125:4). Хотя она имела плотской народ, в котором носила как бы холод севера, но в святых своих учителях и Пророках она горела огнем любви к Богу и ближнему. А восточные вороты справедливо означают Того, о Ком написано: се, муж, восток имя Ему (Зах.6:12), и о Котором Захария говорит: посетил есть нас восток свыше (Лк. 1:78). Итак пусть остаются сокровищницы певцов на стороне ворот северных; потому что, не только в Иудеи сердца святых духовно пламенели, но и во множестве язычества, обратившегося к таинствам святой веры, горят сердца святых любовью к небесному отечеству, стремятся к вечным радостям, напрягают усилия к сообществу своих сограждан на небе: однако же примеры этой ревности, которую они получили в дар от Духа Святого они заимствуют от духовных отцов Синагоги. Поэтому и самые сокровищницы, устроенные на стороне севера, имеют лицевую сторону к пути южному. Ибо вот мы пришли из язычников; но в том, что мы пламенем любовью Св. Духа, мы взираем на отцов Иудеи, которые в своих изречениях ежедневно доставляют нам примеры святого стремления.

Не полуденным ли как бы жаром горел тот, кто жаждал, говоря: имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе, Боже; возжада душа моя к Богу крепкому живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? (Пс. 41:2-3). Он же еще говорит: пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне (Пс.100:2). Этим же самым пламенем горел тот, который говорил: ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое (Лк.2:29-30).

   Итак, поелику мы пришли из язычества, но святых отцов из Иудеи считаем за образцы для себя в подражании их любви Божественной, то мы как бы некие сокровищницы певцов сбоку ворот, устроенных на пути к северу, но лица обращаем к пути южному.

И замечательно, что о тех же самых сокровищницах говорится, что они находятся между воротами северными и восточными; потому что, именно после воплощения Господня, множество язычников обратилось к вере, и между этими самыми верующими народами и таинствами Господня воплощения, которое они сердечно любят, возвышаются сердца любящих. Итак пусть святые сокровищницы имеют с одной стороны восточные вороты, а с другой северные; потому что между самыми таинствами их искупления, которые они принимают, и некоторыми плотскими людьми, которых терпят даже внутри святой Церкви, многие преуспевают в крепкой любви к Богу, отличаются доблестями, желают пришествия вечного Судьи и между тем, что они любят, и тем, что они переносят, служат как бы некоторыми сокровищницами, вмещающими в душе богатство духа. Между таинств, которые любят, и некоторыми неприятностями, которые переносят, они не ослабевают, потому что устремляют взоры к пути южному. Ибо что такое мы терпим, чего прежде не претерпели отцы наши из любви ко Господу?

Но надобно заметить, что между воротами южными и северными описываются ворота восточные; потому что Господь и Искупитель наш родился в Иудеи, и скоро устроил на вере в Него Церковь из язычников. Ибо Он явился как бы между южными и северными воротами; потому что из той пришел Он, а этих обратил к служению Себе. Поэтому и хорошо говорится, что эти же восточные вороты обращены к пути севера; потому что родившийся Господь оставил Синагогу, и собрал множество язычников. И надобно заметить, что когда о сокровищницах было сказано: и лице их против пути южнаго, тогда прибавлено – одного, для того, чтоб именно мы ясно знали, что не другой путь к небесному отечеству для нас, пришедших из язычества, и не другой для тех отцов, которые были в Иудее: но для нас и тех один и тот же путь есть тот, который ведет нас к вечным радостям, который чрез Евангелиe говорит нам: Аз есмь путь, истина и живот (Ин. 14:6). О нем Псалмопевец говорит: познати на земли путь твой, во всех языцех спасение твое (Пс. 66:3). Ибо что по-еврейски называется Иисусом, то на Латыни называется Спасением. Следовательно, путь на земле познается потому, что Иисус, Бог прежде веков, и человек на конце веков, явился язычникам. Итак один есть путь и для тех, которые от юга, и для тех, которые взирают со стороны северной; потому что для избранных Иудеев и язычников Господь и Искупитель наш, по уничтожении наказания страха, соделался путем любви к Отцу, и помощью в шествии к Нему. Далее следует: и сказал ко мне: эта сокровищница, которая обращена к пути полуденному, есть тех жрецов, которые стоят на страже храма. И тотчас присовокупляется: далее сокровищница, обращенная к пути северному, будет тех жрецов, которые стоят на страже олтаря (Иез. 40:45-46, по буквальному переводу с Латинского подлинника).

Беседы на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П.

Снаружи внутренних ворот были комнаты для певцов; на внутреннем дворе, сбоку северных ворот, одна обращена лицом к югу, а другая, сбоку южных ворот, обращена лицом к северу

Стих по евр. т. говорит о комнатах для певцов, которые могли бы указывать на то, что в описываемое время все будет петь и ликовать. Но ввиду того, что эти комнаты в ст. 45 и 46 оказываются предназначенными уже для священников, которых Иезекииль также строго, как и Моисеев закон, обособляет от левитов (певцов и стражей) и в виду других шероховатостей в этом стихе евр. т., ныне толкователи единогласно следуют здесь LXX, которые вместо шарим “певцов”, читали шетаим, две (комнаты). - “Снаружи внутренних ворот”, каких не сказано; между тем из дальнейшего видно, что описываемые комнаты находились подле северных и южных ворот. Понятнее - LXX: “и введе мя во двор внутреннейший”. - “Комнаты” евр.. лишкот (от корня схватывать, вмещать), греч. exedpaι - у клас. крытые ходы пред домом, снабженные сидениями; слав. “преграды”, непроходные комнаты в отличие от фей, проходных. (Фартусов. Планы и фасады Ноева Ковчега, Скинии Моисеевой, 1 и 2 Иерус. храмов и дворца Соломона. М. 1909, 4); Вульг. gazophylacia (кладовые для драгоценностей). След., эти комнаты были совершенно другого рода, чем воротные ст. 7 и д. - таим, фее. Был и третий род комнат - в XIII:5 см. объяснение там. - “Сбоку” слав. “противу задней стране врат”, т. е. у части ворот, вдающейся во внутренний двор. Как видно из дальнейшего - у восточной стены тех и других ворот. См. план No 3 - С и D. - “Одна обращена лицом к югу” - (евр. - явная ошибка: “к востоку”: гаккадим вместо гаддаром, может быть, это остаток указания на вост. стену ворот, у которой находились комнаты), а другая, “лицом к северу”; таким образом комнаты были обращены лицами, т. е. фронтонами, дверьми своими, друг к другу и на середину внутреннего двора, к жертвеннику (ср. ст. 46). Слав. “зрящих же к северу” (т. е. южных ворот) обращенных в северу входом в комнату.