Толкование на Ис. 6:6

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 6-7 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

Некоторые говорят, что это – прообразы будущих таинств: и этот алтарь, и разложенный огонь, и служебная сила, и прикосновение к устам, и очищение грехов; но мы пока будем держаться истории и скажем, для чего это происходило. Пророк имеет быть послан к народу иудейскому – возвестить нечто страшное и невыносимое. Потому посылаются серафимы, чтобы исполнить его страха и дерзновения. И чтобы он не ссылался, – подобно тому, как Моисей ссылался на свою гугнивость и Иеремия на свою молодость, – на то, что он имеет нечистые уста и не может служить проповеди, приступают серафимы, очищающие грехи его не собственной силой – ведь это принадлежит только Отцу и Сыну и Святому Духу, – но повелением Божьим и прикосновением угля. Потому он и не сказал: вот я очищу, но: «и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен», по повелению Пославшего. Но почему серафимы взяли уголь клещами? Бестелесная сила, конечно, не должна была обжечься углями. Почему же так было? По великому снисхождению. Потому и взял он это с жертвенника, где приносились жертвы и совершались очищения грехов. Если же ты спросишь: почему уста пророка не были обожжены, то, главным образом, потому, что в этом явлении не было огня чувственного; а с другой стороны, когда что делает Бог, то не исследуй и не любопытствуй.

Впрочем, иногда и действительный и чувственный огонь, касаясь тел, не обнаруживал действий огня. Если там, где были хворост и смола, пламень забывал собственную природу, то удивительно ли, что в настоящем чудном событии этот огонь очищал, но не жег?

Толкование на пророка Исаию.


Тот алтарь есть образ и подобие этого алтаря, тот огонь – этого духовного огня. Но серафим не смел коснуться его рукою, а коснулся клещами; ты же принимаешь рукою. Итак, если посмотришь на достоинство предложенных даров, то они гораздо выше прикосновения серафимов; а если представишь человеколюбие твоего Владыки, то благодать предложенного не стыдится низойти до нашего уничиженного состояния. Потому, представляя это и помышляя о величии дара, человек, восстань когда-нибудь, отступи от земли, взойди на небо.

Беседа 6-я. О Серафимах.

Свт. Василий Великий

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника

И послан бысть ко мне един от Серафимов. Что Серафим есть некоторая Премирная Сила, которая очищает беззакония и которой вверено служение, сие видно из написанного. Посему посылаются сии служебнии дуси к нам, хотящим наследовати спасение (ср.: Евр. 1:14). Но они приходят посещать нас не по своей власти и воле. Ибо главная и сообразная с естеством цель их жизни - погружать взор свой в красоту Божию и непрестанно славить Бога. Обращение же с нами, человеками, и попечение о нас есть некоторое побочное для них дело. Посему сказано: послан бысть ко мне един от Серафимов. Кажется же, что Пророк, когда увидел занятие Серафимов, которые ничего иного не делают, а только славословят Святаго Бога, тогда пришел в сознание нечистоты уст своих, потому что он говорит человеческое и нередко оскверняет язык свой речами о мирской суете. Посему умилившись при сравнении себя с Серафимами, которые ничего не говорят, а только провозглашают святость Божества, между тем как сам он по большей части упражняет глас свой делами человеческими,- по тому самому говорит: О, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреде людий нечистыя устне имущих аз живу. Так и Моисей не сознавал до времени, что он худогласен и косноязычен (см.: Исх. 4:10), хотя был наказан всей премудрости Египетстей и всех египтян превосходил дарованиями и смыслом; когда же услышал говорящего с ним Бога, тогда узнал свою немощь. И Авраам, когда явился ему Бог, назвал себя землею и пеплом. Подобно им и Исаия, когда увидел Седяща на престоле высоце и превознесенне, Славу, исполнившую весь дом мира, окрест Его Серафимов, с изумлением возносящих оный глас, тогда наименовал себя окаянным, тогда познал нечистоту уст своих, за что и удостоился очищения от Серафимов. Заметь же, что его поступки разлились не на все его действия и не на всю деятельность, но ограничились только устами и словами.

И в руце имяше угль горящь, егоже клещами взят от олтаря, и прикоснуся устнам моим. По-видимому в буквальном смысле, речь идет об алтаре в Храме, где Серафим взял в руку свою горящий уголь с алтаря всеплодий; но в действительности, поскольку иудейское богослужение образу и стени служит небесных (ср.: Евр. 8:5), должно разуметь какой-то пренебесный алтарь, то есть место очищения душ, откуда освящаемым Силам посылается очистительный огнь. Таковым огнем горело сердце у Клеопы и Симона, когда Господь отверзал им Писания (см.: Лк. 24:32). Таковым огнем согревается сердце у тех, которые горят духом (ср.: Деян. 18:25). Таковой огонь приял Иеремия, почему и сказал: И бысть огнь во утробе моей, и разслабех отвсюду (ср.: Иер. 20: 9). Выражает же великое уважение и благоговение к алтарю тем, что Серафим не дерзнул прикоснуться собственной своей рукой, но употребил клещи, как бы некоторое посредство. Посему под горящим углем будем разуметь истинное Слово, которое, разжигая и обличая, очищает ложь в тех, к кому будет принесено действенной силой, ибо под рукой Серафима должно разуметь деятельность, готовую подавать блага.

См. также Толкование на Ис. 6:1

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника

Итак, да будет в устах наших Божественный уголь, сжигающий греховный кал и истребляющий нечистоту беззакония и делающий нас духом пламенеющими (Рим. 12:11). Если же говорится, что он клещами взят, то ты превосходно уразумеешь это, когда будешь понимать так, что веру в Него, а также и познание о Нем мы принимаем как бы с помощью некоторых клещей, посредством заключающихся в законе и пророках наставлений и предсказаний. Ими и слово святых апостолов повсюду запечатлевается в своей истинности, ибо, пользуясь свидетельствами из закона и пророков, они убеждают слушателей и как бы и сами подносят угль к устам их, уготовляя их к исповеданию веры во Христа.

Комментарий на пророка Исаию.


Ст. 6-7 И послан бысть ко мне един от Серафимов, и в руце своей имяше угль горящь, егоже клещами взят от олтаря, и прикоснуся устнам моим и рече: се, прикоснуся сие устнам твоим, и отимет беззакония твоя и грехи твоя очистит

Божественный Павел пишет о святых ангелах, что они вси суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1:14). И это не представляется неясным; ибо все у вышних сил находится в подобающем порядке, и меры чести или служения положены для них, равно как и пределы славы каждой из них, от Бога, все распределяющего согласно воле своей. Впрочем, для всех их одно иго, и они служат мановениям Владычним, не почитая для себя недостойным этого служения, но считая за честь и славу искреннее усердие в сем деле. Итак, пред очами пророка предизображается таинство Христово, чему весьма хорошо служили вышние силы. Именно посылается один из Серафимов, имеющий уголь, который он клещами взял от жертвенника. Это было знамением Христа, Который ради нас и за нас принес Себя Самого Богу и Отцу в жертву духовную, чистую и нескверную и в воню благоухания. Поэтому-то, и весьма естественно, что уголь берется от жертвенника. Необходимо также сказать, по какой причин уподобляется Он углю. Богодухновенному Писанию обычно уподоблять естество Божественное огню. Так Бог явился Израилю на горе Хорив или на Синае в день собрания. Так и самому блаженному Моисею, пасшему стада в пустыне, Он явился в известное время под видом огня в купине и говорил с ним. Посему как уголь по природе есть дерево, но только весь и всецело наполнен огнем, и имеет его силу и действие: таким же, думаю, образом может быть разумеем по справедливости и сам Господь наш Иисус Христос. Ибо Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1:14). Но хотя Он и был видим, как подобный нам человек, по домостроительству, однако в Нем живет всяко исполнение Божества (Кол. 2:9), по образу единения, говорю. Поэтому Он представляется совершающим боголепнейшие действия и чрез самую свою плоть. Так прикоснулся Он к одру, и воскресил умершего сына вдовицы; и плюновением подавал слепым зрение, помазуя очи брением. Итак, углю весьма хорошо можно уподобить Еммануила, Который, если бы был некоторым образом и в наших устах, то совершенно и всецело снял бы грехи и очистил беззакония. Но каким образом Он будет в наших устах? – В том случае, когда мы исповедуем веру в Него. Так и Божественный Павел пишет: Близ ти глагол есть, во устех твоих и в сердцы твоем, сиречь глагол веры, егоже проповедаем: яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердцы твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10:8-10). Итак, да будет в устах ваших Божественный угль, сожигающий греховный кал и истребляющий нечистоту беззакония и делающий нас духом горящими (Рим. 12:11). Если же говорится, что он клещами взят, то ты превосходно уразумеешь это, когда будешь понимать так, что веру в Него, а также и познание о Нем мы принимаем, как бы с помощью некоторых клещей, посредством заключающихся в законе и пророках наставлений или предсказаний. Ими и слово святых апостолов повсюду запечатлевается в своей истинности: ибо, пользуясь свидетельствами из закона и пророков, они убеждают слушателей, и как бы и сами подносят угль к устам их, уготовляя их к исповеданию веры во Христа.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Григорий Палама

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника

Исаия видел, что Серафим не непосредственно взял уголь с жертвенника, но взял при помощи клещей, при помощи которых коснулся и уст пророческих, дая (ему) очищение; сие видение клещей тождественно с тем великим зрелищем, которое видел Моисей: – купину огнем горящую и неопалимую. Кто же не знает, что Сия Девственная Матерь является и оной купиной и этими клещами, неопально зачавши Божественный Огонь, зачатию Которого служил Архангел, который посредством Нее сочетал с человеческим родом Этот Божественный огонь и этим отъял грех мира, и силою сего неизреченного соединения очистил нас? Итак, Она единая является границей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, если только чрез Нее не был бы истинно озарен истинно-божественным озарением; ибо говорится: «Бог посреде его, и не подвижится» (Пс.45:6).

Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Прп. Ефрем Сирин

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника

См. Толкование на Ис. 6:5

Прп. Иоанн Дамаскин

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника

И приложив глаза и уста, и чело, причастимся Божественного угля, чтобы огонь находящейся в нас любви, приняв воспламенение от угля, сжег наши грехи и просветил наши сердца и чтобы присутствием Божественного огня мы возгорелись и обожились. Исаия увидел уголь, но уголь - не просто дерево, а соединенное с огнем; так и Хлеб приобщения - не простой хлеб, но соединенный с Божеством; тело же, соединенное с Божеством, не одна природа, но одно - тело, а другая - соединенного с ним Божества. Так что оба они - не одна природа, а две.

Изложение веры.

Прп. Исидор Пелусиот

Прозорливейший Исаия клещами взял от алтаря угль, явственно созерцая вочеловечение нашего Господа. Углем представлялась ему Божественная сущность, а клещами — соединенная с нею, от нас заимствованная, безгрешная плоть. Прикоснуся же угль устам Исаии и очистил грехи его, то есть грехи всего человеческого естества. Потому что неизреченное единение Слова с человечеством боголепно подъяло грехи всего мира.

Творения. Книга I.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 6-7 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

Один из серафимов, который значит: воспламеняющий, прилетел, или послан был, очистить нечистые уста пророка и выжечь их нечистоту горящим углем или камушком, принесенным с жертвенника. Многие думают, что было два серафима, потому что взывал один к другому; но и более многочисленные могут взывать один к другому, и издание LXX, которые перевели: серафимы стояли окрест Его, скорее разумеет очень многих, а если бы говорилось о двух, то они сказали бы не окрест, а по обе стороны. Это соответствует и множеству ангелов, предназначенному на служение Богу, и seraphim есть множественное число, а единственное — seraph, как cherubim и cherub.

Что жертвенник, под которым находятся души мучеников, видится на небе, об этом и Иоанн говорит в Апокалипсисе (Откр. 6:9); камушек же, который одними LXX переведен: ἀνθρaξ то есть, карбункул, может означать не уголь, угасший или горящий, как очень многие думают, а ἄνθραχα, то есть, камень карбункул, называемый огненным по сходству его цвета с пламенем. Из этого уразумеваем, что жертвенник Божий полон карбункулов, то есть, раскаленных камушков и угольев, очищающих грехи.

Посему мы читаем написанное о Боге: углие возгореся от Него (Пс. 17:9), и о самом Господе говорится, что Он есть огнь поядающий (Втор. 4:24, Евр. 12:29), и Спаситель в Евангелии говорит: огня приидох воврещи на землю (Лк. 12:49), чтобы крестить Духом Святым и огнем (Мф. 3:11).

Ибо когождо дело, яковоже есть, огнь искусит (1 Кор. 3:13), и имеющий спастись спасется так, как бы он прошел чрез огонь (1 Кор. 8:15).

И то должно заметить, что к Иеремии, которому сказано: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложем, освятих тя (Иер. 1:5), поелику он не имел нечистых уст, но только сказал: не вем глаголати, яко отрок аз есмь (ст. 6), сам Господь простер руку Свою, и коснулся уст его, и сказал: се дах словеса Моя во уста твоя (Иер. 1:9); а к Исаии, который сказал: я муж нечистый устами, и среди народа, имеющего нечистые уста, я живу (Ис. 6:5), не рука Божия простирается, а посылается от Бога, или летит по собственной воле, серафим, так как он приставлен к этому служению, — и в руке своей он держит камушек, взятый им, по LXX и Феодотиону, клещем, а по Акиле и Симмаху, следовавшими еврейскому тексту, клещами, то есть, mаlсаіm, чтобы коснуться оным уст его и очистить прежние грехи.

Простирается же и от Бога и от серафима рука, — для того, чтобы пророк, видя член своего тела, не страшился постороннего прикосновения. Некоторые из наших думают, что клещи, которыми берется камушек, суть два завета, соединяющиеся между собою единством Духа Святого Поелику же Господь представляется сидящим и сидящим в храме, и дом наполнился дымом, как Иудеи думают, фимиама; то в соответствии с этим упоминаются и клещи, составляющие, как читаем, принадлежность священнического служения (Исх. 37).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Ориген

«И послан был ко мне один из серафимов, и в руке своей он держал уголь». Пророку ниспосылается уголь, дабы через прижигание огнем очистились его уста, прежде согрешавшие. Кто этот один из серафимов? Господь мой Иисус Христос: Он послан по домостроительству [во] плоти, имея уголь в руке Своей и говоря: «Огонь пришел Я низвести на землю, и если бы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49)

«И послан был ко мне один из серафимов, и в руке у него уголь, который он взял клещами с жертвенника». Не всяким огнем очищается пророк, не просто и не случайно, но тем, что с жертвенника Божия. Если ты не будешь очищен огнем с жертвенника, то для тебя останется тот [огонь], о котором сказано: «Идите от Меня в огонь вечный, уготованный диаволу (Zabulo) и ангелам его» (Ср.: Мф. 25:41). Не таков огонь с жертвенника. Все должны быть преданы огню, но не все — одному огню: одних ожидает огонь с жертвенника, других — огонь, уготованный диаволу и ангелам его. Итак, пусть обличающее слово коснется уст нашего ума и души, чтобы мы сказали: «И коснулся уст моих». Если я очищу уста мои, чтобы ничего праздного, ничего глупого, ничего постыдного, ничего шутовского, или же — чтобы назвать все одним именем — ничего запретного не говорить, тогда мы можем сказать: «Коснулся уст моих». И чем дольше уста мои нечисты, а из-за греховных слов и дела мои нечисты, тем дольше не коснется уст моих огонь с жертвенника и не будет ко мне послан один из серафимов.

См. также Толкование на Ис. 6:5

Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П.

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника

По толкованию наших церковных песнопений, огненный уголь был прообразом Господа Иисуса Христа, а клещи - рук Пресвятой Богородицы. «Огонь несешь ты, чистая; страшусь принять в объятья Младенца Бога». Так во 2-м тропаре 5-й песни канона на Сретение, говорит Симеон Богоприимец. Дальше, в 3-м тропаре, тот же старец говорит Пресвятой Деве: «ты просвещаешь меня, подавая руками, как бы клещами, Несомаго тобою».

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 6:5