Толкования на Пс. 14:1

Свт. Афанасий Великий

Господи, кто обитает в жилищи твоем? или кто вселится во святую гору твою

В конец, псалом Давиду

Содержание: Давид воспевает этот псалом, научая, что может привести человека к приобретению оного блаженного жребия. Посему начинает так:

Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Обитание есть временное пребывание, означающее жизнь не неизменяемую, но преходящую, на уповании перехода к лучшему. Ибо святому свойственно быть странником в жизни сей, возводиться же к жизни иной. Посему и Давид о себе говорит: пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои (Пс. 38,13). Кто же будет достоин пребывать в тех небесных селениях? Или кто вселится во святую гору Твою? Ибо кто сподобится блаженного оного селения, тот бесконечные веки насладится блаженством.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Господи, кто обитает в жилищи твоем? или кто вселится во святую гору твою

Желая явить нам мужа совершенного, чающего получить блаженство, Писание рассматривает его свойства по порядку, шаг за шагом, начав с самых наглядных и основных. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?“Пребывание” означает непродолжительное времяпрепровождение. Это не жизнь прочно устоявшаяся, а проходящая в надежде на переселение в лучшее место. Святой проходит здешнюю жизнь, торопясь перейти в иное жительство. Посему и Давид говорит о себе: …странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои (Пс. 38:13). Ведь и Авраам – странник, не владевший ни пядью земли, а когда понадобилась ему могила, он ее купил ценою серебра (Быт. 23:16; Деян. 7:16). Писание показывает, что во плоти человек живет странником, а по переходе из сей жизни упокоевается в принадлежащих ему селениях. Вот почему Авраам жизнь проводил среди иноплеменников, в собственность же себе хлопотал приобрести землю для могилы, чтобы она приняла его тело.

Кто может пребывать в жилище Твоем?Жилищем Бога называется данная Им человеку плоть как жилище для души. Кто станет относиться к этой плоти, как к чужой? Пришельцы, нанявшись работать на чужой земле, обрабатывают поле по желанию работодателя. Вот так и нам по соглашению поручена забота о плоти, дабы потрудившись над ней усердно, мы не без плода вернули ее Даровавшему. И если плоть достойна Бога, то она в самом деле становится жилищем Бога, так как Он обитает в святых. Такова плоть пресельника. [Псалмопевец говорит] поэтому: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Далее – продвижение, движение вперед к более совершенному: кто может обитать на святой горе Твоей? Земной иудей, когда слышит про гору, относит это к Сиону. – Кто может обитать на святой горе Твоей? Кто жил во плоти как пришлец, тот будет обитать на Святой горе. Гора означает место превыше небес, сияющее и светлое, о нем говорит Апостол: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму, где славословие Ангелов и Церковь первенцев, написанных на небесах (Евр. 12:22).

Кто беспристрастным пребывает в своей плоти, небрежет о ней как о чужой и не привязан к ней как к собственности, тот, умертвив земные члены свои (см. Кол 3:5) и достигши освящения, достоин обитать на Святой горе. Стремясь к сему псалмопевец восклицал: пойду я в место селения дивного (Пс. 41:5) и как вожделенны жилища Твои, Господи сил!(Пс. 83:2) Туда вселяет нас и та любовь к ближним, которая есть условие обитания на этой горе, и та, которая происходит от богатства неправедного. Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк. 16:9). Об этом местопребывании Господь говорил молясь: Отче Святый! Дай, чтобы там, где Я, и они были (Ин. 14:3). Редко кто пребывая во плоти пребывает на горе. Вот почему Писание как бы недоумевая говорит: Кто может пребывать..? Кто может обитать..? Равно как: Кто познал ум Господень? (Ис. 40:13) и Кто возвестит вам, что огонь возгорелся? (Ис. 33:14) и Кто возвестит вам о месте вечном? (Ис. 33:14) и Кто верный и благоразумный домоправитель? (Лк. 12:42) Возможно, что кто? – это вопрос в ожидании ответа от Святого Господа, с Которым беседует [псалмопевец].

Беседы на псалмы. Беседа на псалом четырнадцатый.

Блж. Феодорит Кирский

Господи, кто обитает в жилищи твоем? или кто вселится во святую гору твою

«Псалом Давиду». Поелику предыдущий псалом предрек спасение живущим во Иерусалиме, и предвозвестил возвращение взятым уже в плен; то в настоящем псалме Пророк кстати предлагает увещание и представляет образ жизни, какую должны вести благопокорные Богу и сподобившиеся такой от Него помощи; располагает же речь свою в виде вопроса и ответа.

«Господи, кто обитает в жилищи Твоем? и кто вселится во святую гору Твою?» Кто достоин, Владыка, всегда быть при храме Твоем? Каким надлежит ему быть? и в каких занятиях проводить время? Ибо жилищем Божиим Пророк называет храм, а святою горою – Иерусалим; и предложив этот вопрос, получает он ответ.

Евфимий Зигабен

В конец, псалом Давиду

Словом «в конец» псалом этот надписан потому, что он изображает, каково должно быть совершенство человека в добродетели (потому что греческое τελος значит не только конец, но и совершенство).

Господи, кто обитает (будет пребывать) в жилищи Твоем, или кто вселится во святую гору Твою

При слове жилище Божие и гора святая, иудей тотчас обыкновенно переносился мыслью к храму иерусалимскому и к соседней с ним горе Сиону. Должно однако же заметить, что во времена Давида храм этот не был еще построен и гора Сион еще не была освящена, ибо все это совершилось уже после его смерти. Впрочем, сказанное должно быть понимаемо так по наведении. Итак Давид дает своей речи вопросную форму, спрашивая: кто может сделать то и то? Господи, кто будет пребывать в жилищи Твоем? Обитателем же обыкновенно называется тот, кто временно поселяется в чужом доме; так, тело наше есть обиталище души, в котором она живет. Итак пророк спрашивает, желая познать: кто считает жизнь в теле временным обитанием, и пользуется им, как чужою собственностью, не заботясь много о нем. Говорит же: в Твоем жилищи для того, чтобы показать, что это жилище создано Богом — Словом и назначено Им для обитания души. Или же так сказано для обозначения того, что и Сам Он некогда имел обитать в нем, сделавшись ради нас человеком. Или кто вселится во святую гору Твою? Выражение вселится значит отдохнуть после трудного путешествия. Под святою же горою нужно разуметь место превыше небес, возвышающееся над людьми, находящимися как бы внизу, т.е. в этом мире. Ибо говорит апостол: Приступисте к сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12,22). Итак говорит пророк: кто же именно, быстро пробежавши поприще настоящей жизни, поселится в небесных и в вечных жилищах?

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В конец, псалом Давиду. Господи, кто обитает в жилищи твоем? или кто вселится во святую гору твою?

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском: Песнь Давидова.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом научает, на каком основании Бог избрал Себе в достояние народ Иудейский и Свое святилище поместил посреде его, а именно: дабы Израиль праведным и благочестивым житием своим засвидетельствовал, что он достоин именоваться посвященным Ему народом. Но как многие из Иудеев поставляли всю святость свою в наблюдении одних наружных обрядов и жертвоприношений, и чрез то одно надеялися получить себе вечную награду на небеси: сего ради псаломник предлагает здесь благонадежныя средства к достижению неба, и показывает путь к вечной жизни.

ТОЛКОВАНИЕ

По писмени, сие глаголет относительно к вещественной горе Сиону и к Скинии Божией, которая была устроена на горе той; в смысле же высочайшем, чрез сии имена означает горний небесный Иерусалим, идеже есть Скиния Божия нерукотворенная. Ибо Пророки обыкновенно проповедывали царствие небесное чрез вещественныя прообразования. Чему последуя, и блаженный Павел часто воспоминает о Скинии и о горе Сионе (Евр. 8:9, 12:22). И святый Иоанн Богослов в откровении нередко также упоминает о горе Сионе и о той же Скинии (Откр. 14:1, 21:3), разумея чрез гору Сион небо, а чрез Скинию жилище небесное. Господи, кто обитает в жилищи Твоем? или кто вселится во святую гору Твою? Аки бы сказал: Господи, многие собираются в Скинию Твою святую, сущую на земли, и тамо упражняются во внешнем Богослужении, принося Тебе тучныя жертвы, состоящия в тельцах, волах и овнах: но все ли таковые обитать будут в Скинии Твоей, сущей на небеси, недоумеваю. Молю убо, возвести мне чрез откровение Твое, кто будет достоин обитать в Скинии оной небесней, или кто взыдет на верх высочайшия горы тоя, на которой оканчивается всякий труд восхождения, и выше которыя нет ничего? Ибо здесь на земли невозможно обрести ни твердыя обители, ни истиннаго покоя. На сей вопрос Бог ответствует ему следующее за сим:

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Господи, кто обитает в жилищи Твоем? или кто вселится во святую гору Твою

Сходство этого псалма с Пс. 23 дает основание к заключению, что он также написан Давидом по случаю перенесения ковчега на Сион (2 Цар. 6:12 и д.); одни считают его учительным псалмом, назначенным для отправлявших при скинии свое служение священников; другие же думают, что он направлен против тех израильтян, которые воображали, что внешняя жертва сама уже по себе, без благочестия, составляет истинное богопочтение. На Сионе, в новопостроенной скинии, над поставленным теперь там кивотом, Господь присутствует особенным образом: скиния свидения есть жилище Божие, дом Его; израильтянин может приходить в дом своего Бога и Царя, где и получает от Него (в богослужении) божественные дары и милости; в богослужении на Сионе израильтянин вступает в общение с своим Богом; в доме Господа он является как гость, дружелюбно принимаемый и хорошо угощаемый. Но чтобы поистине быть гостем, духовным домочадцем Божиим, чтобы быть в собственном смысле законным участником богослужения, необходимо благочестие; потому что нечестивец не может быть гостем у Святого (Пс. 5:6); не всякий, внешним образом приходящий к скинии Господней, есть гость, с радостию принимаемый, защищаемый и угощаемый; не всякий восходящий на святую гору имеет там именно у Бога, в скинии Его, жилище. Эту важную истину и внушает псалмопевец; отсюда и его сами по себе ясные вопросы в ст. 1-м. – В ответ на них он указывает свойства, которые должны иметь истинные посетители скинии и участники в богослужении; кто имеет их, того, как не чужого Богу (Еф. 2:19), и покровительствуемого Им, не поколеблет никакая буря несчастий.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Господи, кто обитает в жилищи твоем? или кто вселится во святую гору твою

Кто может обитать около жилища Господня? Кто чист мыслями и делами,

«Жилище» Божие - скиния; «гора святая» - гора Сион.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 1-2 Господи, кто обитает в жилищи Твоем? или кто вселится во святую гору Твою? Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем

В конец, псалом Давиду (объяснение см. в Пс. 4 и 6).

Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою

Обитать значит «жить»; отсюда слово «обитель». Жилищем Божиим называется здесь, как и в других псалмах (Пс. 83:5), скиния Божия при Давиде, а после него храм Иерусалимский, построенный Соломоном; святою горою пророк называет гору Мориа, или Сион, на которой построен был город Иерусалим. Таково общепринятое значение слов сего стиха. Но, конечно, не в таком значении нужно понимать здесь эти слова. Пророк Давид, как это показывает содержание всего псалма, начертывает в нем путь благочестивой жизни, которым можно достигнуть Царствия Небесного и удостоиться вечного сожительства в нем с Самим Богом. Как другие пророки проповедовали о Царствии Небесном вообще через видимые, вещественные прообразы, так и Давид, под именем святой горы, изображает здесь небесный, горний Иерусалим (Евр. 12:22), а под именем жилища или дома Божия – скинию нерукотворенную, вечную, обители небесные (Деян. 7:47–49, Откр. 21:2–3; Ин. 14:2). Взирая на свой город Иерусалим и на устроенную в нем новую скинию, Давид как бы так рассуждает: вот, Господи, многие из иудеев собираются в скинию Твою святую, построенную на сей горе Сионской, и здесь совершают установленный Тобою чин внешнего богослужения, принося Тебе тучные жертвы, состоящие во всесожжении тельцов, овнов, волов и проч.; но все ли они, все ли эти чтители скинии земной, вступающие на Сион, святую гору Твою, удостоятся обитать в той скинии небесной, которая предназначена для вечного обитания Твоего с избранными Тобою? Все следующие стихи псалма составляют ответ на этот вопрос, предложенный в первом стихе. Ответ этот пророк получает от Святого Духа и говорит:

Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем

То есть тот будет обитать в жилище, или в дому Божием, и унаследует небесное блаженство, кто проводит жизнь беспорочную, кто идет по святому пути добродетели и делает правду, и у кого истина не на языке только, но и в сердце, – кто действительно любит истину. Достоподражаемым примером такой жизни по закону Ветхого Завета могут служить праведные родители Иоанна Предтечи Захария и Елизавета, о которых Святое Евангелие повествует: «Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна» (Лк. 1:6).

Объяснение священной книги псалмов.