Толкования на Пс. 31:9

Свт. Афанасий Великий

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Не будите яко конь и меск, имже несть разума. Учит грешников – не предаваться неразумным страстям. Браздами и уздою челюсти их востягнеши. Речь обращена как бы ко Господу, а смысл сказанного таков: тех, которые не хотят принести покаяния, обрати к Себе как бы некоею уздою.

Толкование на псалмы.

Свт. Кирилл Александрийский

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Тем, которые не обращаются от своеволия к Богу и не имеют расположения исполнять угодное Ему, напротив упорно преданы любезному, не знаю почему, для них злу, назначается взыскание и наказание. Какое? А именно: к чему было лучше устремляться по своей воле, к этому-то самому они, наконец, обращаются как бы по необходимости и из-за страха. Как тяжелые и трудно излечимые телесные раны, если они не уступают силе лекарств и не обнаруживают никакой перемены к лучшему, или вырезываются железом, когда опытные врачи присоветуют этот способ врачевания, или уничтожаются прижиганием; так и душа человека, в котором обнаруживается большая наклонность к удалению от добра, если не подчиняется словам убеждения, побеждается наказаниями и уловленная сетями взысканий по необходимости обращается. Об этом и говорится у Иеремии: немощию и язвою накажешися Иерусалиме (Иер. 6, 8). Нечто подобное воспевает и божественный Давид о тех, которые имеют сильное стремление ко греху: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе. Как укротители зверей при помощи удил подчиняют своей воле тех из бессловесных животных, которые оказываются упрямыми и необузданными; так и Бог с людьми, преданными греху, для их пользы обращается подобным же образом.

Толкование на пророка Осию.

Прп. Максим Исповедник

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Не будите яко конь и меск, имже несть разума

Здесь «конем» называется навык ржания, [присущий] страстным наслаждениям, а «мском» – навык, не зачинающий и не рождающий благо. И Писание запрещает иметь оба эти навыка тем, кто добивается спасения, поскольку один производит порок, а другой бездейственен в отношении добродетели.

Вопросоответы к Фалассию.

Прп. Анастасий Синаит

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Случается, что грешащего и не кающегося Бог ввергает в искушения, а через искушения он приходит к смирению, а посредством смирения и исповедования [своих грехов] он спасается и без подвижничества, [пример чему] мытарь и разбойник (см. Лк. 18:13, 23:43).

Вопросы и ответы.

Прп. Марк Подвижник

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Не внимающий наставлению заповедей и учения, изложенных в Священном Писании, будет погоняем бичом, которым погоняют коня, и рожном, которым погоняют осла. Если он не очувствуется и от этого, – востягнуты будут челюсти его браздами и уздою, приведен будет он при посредстве их.

К тем, которые думают оправдаться делами, 226 глав.

Прп. Нил Синайский

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

«Браздами и уздою челюсти их», как у скотов, «востягнеши, Боже» (Пс. 31:9), – взывал Давид, играя на гуслях. Ибо мы уздою укрощаем коня против воли его не по ненависти к нему, но чтобы заставить его идти чинно, чтобы привести в порядок беспорядочные его порывы и безобразные и неловкие скачки обратить в стройный ход. Так и Бог, если видит, что душа порывается и туда, и сюда, приводить ее в благопристойное положение, хотя бы она и не хотела сего.

Письма на разные темы. Генефлию.

Блж. Феодорит Кирский

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе

См. Толкование на Пс. 31:8

Евфимий Зигабен

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Не будите яко конь и меск (полуосел) имже несть разума

Сии и следующие слова говорит Давид от лица своего: он в них дает совет из того, чему сам подвергся; не будьте, говорит, братья, женонеистовы, как кони, и неподвижны к добродетели, как мулы. Ибо вы не бессмысленны и не несведущи в добре и зле, как они, но вы почтены от Бога разумом и рассудительностью.

Григорий Нисский: Надобно знать, что другие животные иногда принимаются в похвальную сторону в св. Писании, а иногда в предосудительную, но полуосел (мул) всегда в худую. А причина тому та, что это животное не есть из числа бывших в начале, но после присоединилось к творении чрез вымысел и любопытство людей; потому и принимается для изображения зла, которого Бог не сотворил, но которое после приключилось нам за нерадение.

броздами (обротью) и уздою челюсти их востягнеши (свяжи) не приближающихся к тебе

Упомянув выше о коне и муле, Давид приспособительно к сему упоминает здесь об узде (и оброти), проклиная тех людей, которые удаляются от Бога, уподобляясь бессловесным животным. Свяжи, говорит, их, Господи, то есть, свороти и обуздай челюсти сих скотоподобных людей, которые не хотят приблизиться к Тебе добродетелью. Слова: оброть и узда должно понимать и в нравственном смысле, то есть, в смысле наказаний и искушений, которыми, будучи уязвляем, человек раскаивается и приближается к Богу. А челюстями он изобразил целого человека, как частью – целое. Давид проклинает их, потому что они безответны, когда делают дела бессловесных животных, после того как видели пример его. Некоторые говорят, что «свяжи» хотя имеет вид желательного, но силу и значение – будущего, так как, по мнению грамматиков, все желательные имеют значение будущего.

Толковая Псалтирь.

Евагрий Понтийский

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

См. Толкование на Пс. 81:6

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе.

Здесь увещавает Пророк всех верных людей, как добрых, так и злых, дабы от примера его научилися, какия бедствия следуют за грехом и какия милости сопровождают покаяние: ибо сам все то испытал. И первее, обращая речь к злым, глаголет: не будите яко конь и меск, имже несть разума, то есть, не управляйтеся одними токмо чувствами, будучи одарены разумом: не ржите аки кони и мски на жен ближняго вашего, как то я сделал; не дерзайте, аки необузданные и неистовые кони и мски, нищих и убогих людей угрызением и пятами бить, как я с Уриею поступил.

Предвозвещает бедствия, имеющия постигнуть тех, которые подражают коням и мскам, показывая, что принуждены будут скорбьми или к Богу обратиться, или, по крайней мере, не возмогут вредить другим столько, сколько желали бы. Но сию мысль выразил Пророк двумя преносными словами, мундштука и узды, которыми обыкновенно обуздываются кони, дабы показать те бедствия и страдания, которыя употребляет Бог для удержания людей от греха. Броздами и уздою челюсти их востягнеши: то есть, тех, которые не хотят добровольно покориться Тебе, как прилично людям, разумом одаренным, броздами и уздою, аки коней и мсков, придти к Тебе понудишь, – что яснее изображается в следующем стихе.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Далее следует увещание псалмопевца ко всем людям, особенно к грешникам, чтобы они не противились неразумно Господу, не ожидали, пока Он посредством наказаний заставит их (браздами и уздою) идти к Себе; но чтобы свободно в раскаянии приближались к Нему; грешников ожидает наказание, а тех, которые с надеждою обращаются к Богу за прощением, милостивое прощение. О такой благодати Божией – как испытал ее на себе псалмопевец – должны радоваться все праведники.

Конь и меск – образ неразумного упорства; речь обращена ко всем людям: неразумных животных, когда они не хотят приблизиться к человеку и убегают от него, привязывают насильно, обуздывают челюсти уздою и удилами, – неужели же Бог должен также поступить и с тобою, разумным существом?

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

См. Толкование на Пс. 31:8

Прот. Григорий Разумовский

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

В изречениях сего стиха псалмопевец обращается ко всем людям, особенно грешникам, с увещанием, чтобы они не противились Господу, подобно неразумным животным, не ожидали, пока Он посредством наказаний заставит их (броздами и уздою) идти к Нему, но чтобы свободно, в раскаянии приближались к Нему. Меск, по-русски – мул, или лошак, так же как и конь – оба животные неразумные. Броздами, от слова брозды, значит: «удила для взнуздывания». Коня и лошака, этих неразумных животных, когда они не хотят покориться человеку, приблизиться к нему и убегают от него, привязывают насильно, обуздывают челюсти их уздою и удилами. Увещевая грешников, псалмопевец говорит им: не уподобляйтесь коню и мулу, этим неразумным животным, которых взнуздывают, для того чтобы принудить их к покорности, а напротив, сами скорее спешите ко Господу, навстречу Его всепрощающей любви, и не оставайтесь в нераскаянности до тех пор, пока Сам Господь строгими мерами Своего правосудия заставит вас обратиться к Нему (Рим. 2:4–5).

Объяснение священной книги псалмов.