Толкования на Пс. 134:13

Свт. Иоанн Златоуст

Господи, имя твое в век, и память твоя в род и род

Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «воспомина­ние о тебе» (ανάμνησίς). Здесь пророк прерывает связь речи славосло­вием, как обыкновенно делают святые. Когда они, начав говорить о чудесах Божиих, воспламеняются, то не прежде оканчивают речь, как воздадут славу Богу, произнесут сла­вословие, и тем исполнят свое желание. Так и Павел посту­пает везде, особенно в начале посланий; например, он гово­рит церквам галатийским: «благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь» (Гал.1:3–5); и в послании к римлянам: «Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим.9:4, 5); и еще в другом месте: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1Тим.1:17). Так и здесь пророк, представляя промышление Божие о всем, казни египетские, различные и раз­нообразные благодеяния, оказанные иудеям в пустыне, и события, совершившиеся в защиту их против врагов, и вос­пламеняясь неизреченным человеколюбием Божиим, произно­сит славословие и говорит: «Господи! Имя Твое – во век и память о Тебе в род и род», т.е. слава Твоя вечна; ничто не вредит ей, ничто не уменьшает ее, но она пребывает всегда, остается не­поколебимою, неизменною, цветущею и полною. Что значит: «память о Тебе в род и род»? Память о Тебе, говорит, нескончаема и беспредельна.

Беседы на псалмы. На псалом 134.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Господи, имя твое в век, и память твоя в род и род

Поколения за поколениями преходят, даже народы за народами, как будто их и не бывало, а память о Боге переходит из рода в род, из народа в народ.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Господи имя Твое в век, и память Твоя вь род и род

Величие совершенных Тобою чудес для всех соделало ведомым имя Твое, и память о Твоих благодеяниях сохранится в будущие роды.

Евфимий Зигабен

Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род

За вышеупомянутые, говорит, чудеса, сотворенные Тобою, Господи, имя Твое и воспоминание о Тебе пребудет в век и во все роды у евреев; так как они облагодетельствованы сими чудесами.

Златоуста: Здесь прерывает связь речи славословием, что обыкновенно делают святые: когда, начав говорить о каком либо из чудес Божиих, они воспламенятся; то не прежде оканчивают речь свою, как прославив и похвалив за то, о чем было говорено, Бога, и так удовлетворяют своему желанию; это и особенно делает везде и Павел. Воспламенившись неизреченным человеколюбием Божиим, (Давид) произнес славословие: Господи! Имя Твое во век, т. е. слава Твоя непрерывна: ничто не может повредить, или пресечь ее; она постоянна, неизменна, непреложна, в полном ярком свете. И память о Тебе, или память, которая у Тебя, не окончится в продолжении всех родов, беспредельна. И Феодорита: Великость сотворенных Тобою чудес показала всем Твое имя; и память о Твоих благодеяниях сохранится во все будущие роды.

Еп. Ириней (Орда)

Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род

И не только в древнее время Бог сотворил Себе имя; Он и всегда прославляет оное.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 13–14 Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род: яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится

Перечислив знамения и чудеса, сотворенные Богом для избранного народа Своего, как в Египте, так и при завоевании им Ханаанской земли, пророк прерывает начатую о том речь свою и сам переходит к восхвалению и прославлению Бога за неизреченные Его благодеяния, подобно тому, как это делали и другие пророки. Эту хвалу Богу пророк выражает теми же словами, как и выше, в Пс.101:13.

«Господи! имя Твое в век; память о Тебе в род и род». В объяснение сего св. Иоанн Златоуст говорит. «Здесь прерывает связь речи славословием, что обыкновенно делают святые: когда, начав говорить о каком-либо из чудес Божиих, они воспламеняются, то не прежде оканчивают, как прославив и похвалив за то, о чем было говорено, Бога, и так удовлетворяют своему желанию; это и особенно делает везде и Павел. Воспламенившись неизреченным человеколюбием Божиим, пророк произнес славословие: Господи! имя Твое во век, т.е. слава Твоя непрерывна: ничто не может повредить или пресечь ее; она постоянна, неизменна, непреложна, в полном ярком свете. И память о Тебе, или память, которая у Тебя, не окончится в продолжение всех родов, беспредельна» [7, с. 1060]. А блж. Феодорит выразил это так: «Великость сотворенных Тобою чудес показала всем Твое имя, и память о Твоих благодеяниях сохранится во все будущие роды» [7, с. 1060].

Далее пророк говорит о суде над людьми и рабами Своими. Смотря по контексту речи всего псалма, здесь нельзя отделять людей от рабов. Люди – это достояние Божие (как в ст. 4 и 12), избранный народ Божий, Израиль; а рабы Господа – это все те, которые служат Господу, стоят в храме Его, во дворах дома Божия (ст. 1-2), значит, те же израильтяне. Господь будет судить людей Своих, т.е., как праведный Судия, Он защитит их от врагов, не даст в обиду несправедливо нападающим на них врагам и отомстит за них; а к тем из своих людей и рабов, которые, если и окажутся виновными пред Ним, на праведном суде Его, хотя и накажет их, но явит и милость Свою к ним, быв умолен (умолится). От кого же? – пророк не досказал сего. Можно думать, что он разумел того Праведника, Который не имеет нужды молить о Себе, то есть Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Который в первосвященнической молитве Своей так молился Отцу Небесному: «Отче Святый! Аз о сих молю: не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть… Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя» (Ин. 17:9, 20).

Св. Иоанн Златоуст так рассуждает о сем: «То и другое, суд и помилование, можно относить или к одному народу израильскому в том смысле, что Бог накажет его, а потом остановится и помилует, – или раздельно можно относить: умолится – к народу (еврейскому), а судити – ко врагам, т.е. тех (евреев) помилует, ибо это и значит: «умолится», – а врагов будет судить, т.е. предаст их наказанию».

Объяснение священной книги псалмов.