Толкования на Зах. 9:11

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 11-12 И ты в крови завета испустил еси узники твоя от рова не имуща воды: сядите в тверделех связани сонмища, и за един день пришествия твоего сугубо воздам ти

Речь обращается уже к самому праведному и спасающему и в то же время кроткому царю, то есть ко Христу, и поясняет славные и достойные удивления дела Его пришествия на землю: ибо Единородное Слово Бога уничижило себя добровольно, соделавшись человеком, «претерпело и крест, о срамоте нерадив» (Евр.12:2) и поставило собственную душу выкупом за жизнь всех и стяжало Богу и Отцу вселенную кровию завета вечного, прообразом которого была кровь, кропленная премудрым Моисеем на древних, как сказано: «взем Моисей кровь и самую книгу завета, окропи весь народ глаголя: се кровь завета, егоже завеща Господь к вам» (Исх.24:7–8) Но это служило прообразом и подобием истины, а самою истиною служит Христос, купивший всех нас кровью завета; ибо мы, как говорит ученик Его, «избавихомся неистленным сребром или златом, но честною кровью яко агнца непорочна и пречиста Христа» (1Пет.1:18–19). Итак, говорит, ты, праведнейший и кротчайший царь, тех, которые кровью завета сделались твоими узниками (то есть тех, которых ты связал узами любви и которых убедил преклонить под твое ярмо и явно привязать выю ума) «испустил еси, то есть избавил или вывел, или выпустил на свободу от рова не имуща воды». Мы утверждаем, что этим Он указывает на самый ад, не имеющий жизни (ибо воду мы будем принимать образом жизни) или под адом будем разуметь, и весьма справедливо, обольщение лжеименным богами; ибо это поистине есть ров, в который если кто упадет совсем, лишается жизни навсегда. А что Христос умерши опустошил ад и находившимся под стражею духам отворил врата преисподней, – это ясно для всякого. Негде и Бог всяческих устами Иеремии сказал об Израильтянах, оставивших Его и безумно обратившихся к идольскому заблуждению: «ужасеся небо о сем и вострепета по премногу зело, глаголет Господь. Два бо зла сотвориша людие мои: мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер.2:12–13); ибо как правильное и свободное от заблуждений познание о Боге есть источник жизни и источник животворящий: так под безводными как бы сокрушенными кладенцами можно разуметь идольские изображения и заблуждения относительно Его. Потом обращается с словом к самим узникам и возбуждает их к благим упованиям, говоря, «сядите в твердели (крепости) связани сонмища». Тверделию же, как я думаю, называет церковь, как укрепленную во Христе и обладающую непоколебимым состоянием; а сидением называет твердость в вере, ибо о Боге написано, что «ты седящий во век» (Пс.28:10), то есть имеешь неизменную и непоколебимую природу. Итак, вы, узники моего сонмища, будете, говорит, в безопасности, обладая постоянством в вере. А таковым может быть святое множество оправданных во Христе. А что терпение за все прекрасное и их непоколебимая любовь к Богу не останутся без награды, на это намекает, говоря; «и за един день пришествия твоего сугубо воздам ти». Что такое Он хочет сказать этим? Пришельцы на земле и странники суть все святые и жизнь телесная всякого человека очень кратка, так что за ее совершенную незначительность ее можно, может быть, уподобить единому дню. Итак «за един день, говорит, пришествия твоего», то есть за непродолжительное и краткое время телесной жизни Я воздам сугубыми и усиленными наградами. Негде и Христос сказал: «меру добру, наткану и потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше» (Лк.6:38). И мы ожидаем наград, равномерных нашим делам, но с большим превышением; ибо Податель весьма щедр.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

И ты в крови завета твоего испустил еси узники от рова не имуща воды. Ты освободил Адама и Еву, заключенных в шеоле, где нет жизни, и пречистою кровью Твоею, истекшею из ребра Твоего на кресте завета Твоего, извел их из рова погибели.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 11–12 Ты также в крови завета Твоего освободил узников Своих от озера, в котором нет воды: возвратитесь к укреплению, узники надежды: ныне Я воздам тебе двукратно то, что возвещаю

После того как пророк, – т. е. Сам Всемогущий Бог Отец, возвестил Сиону и Иерусалиму, что к ним придет Царь их, кроткий и восходящий на подъяремную ослицу и молодого осленка, и что власть Его будет от моря и до моря и от рек до пределов земли, – после этого Он обращается к Самому Христу, о Котором провозвещается, и говорит: Ты также в крови завета Твоего, или: договора освободил узников Твоих от озера, в котором нет воды. Это значит: В крови страдания Твоего Ты освободил милосердием Своим тех, которые держались, как узники, в темнице ада, где нет никакого милосердия. Наконец, после воскресения Господня те, которые были связаны грехами Адама, или, – как некоторые желают, – узами врожденного греха (erroris inoliti) и смерти, воскресли с Господом и явились во святом граде. Об этой крови Завета и Сам Он говорит ученикам, показывая на будущие страдания: Приимите и пейте от нее все: это есть чаша завета в крови Моей (Мф. 26:2728). В прообраз этого озера без воды, т. е. в ров, был и Иосиф брошен братьями (Быт. 37:2425) и Даниил (Дан. 6:16), и Иеремия халдеями и народом Иудейским (Иер. 37:1718, 38:6). Также и Ванея во время снега и холода сошел в ров, чтобы там убить льва (2Цар. 23:20). Иеремию же погружают не в воду озера, а в тину и грязь, так что он скорее мог утонуть, чем освежиться, имея жажду. Поэтому в одном Псалме пишется: Я погряз в тине глубокой, и нет [для меня] опоры (Пс. 68:3). В этом углублении ада проводит время и тот некогда одевавшийся в пурпур богач, многоречивый язык которого пылал от огня наказаний так сильно, что он желал освежить его хотя бы только прикосновением омоченного в воду конца пальца (Лк. 16:24). А с другой стороны слово обращено к тем, которые были связаны и по милосердию Христову должны быть освобождены: Обратитесь к укреплению, узники надежды. Смысл такой: Вы, связанные ныне и содержимые в ужасном непрекращающемся заточении ада, ожидая разрешения уз чрез пришествие Христово, обратитесь к укреплению, или будете сидеть в укреплении, о котором написано: Крепость для святого есть страх Господень, – чтобы вы могли сказать: Будь мне Богом покровителем и местом укрепленным, чтобы спасти меня (Пс. 70:3); о вас скажет также и пророк: Вот город крепкий, спасение наше [Он] обратит в стену и вал (Ис. 31:1). А под этим укреплением, обратиться к которому Бог убеждает надеющихся узников, или пленников Церкви, мы должны разуметь ничто иное, как райское жилище, в которое первым вошел разбойник с Господом (Лк. 23:43); и вот чрез пророка Захарию они призываются к укреплению, потому что уже с того времени Господь обещал, что за краткое время испытания они получат вечную награду, или, – как читается у LXX: За один день странствования твоего Я воздам тебе двукратно. В самом деле, по сравнению с вечностью все, претерпеваемое нами в мире должно назвать одним днем и не днем пребывания, а днем странствования, ибо мы, как и все отцы наши, ничто иное, как странники и пришельцы, ибо кратковременное легкое страдание наше в настоящее время производит в нас величайшую вечную славу в безмерном преизбытке, когда мы созерцаем не то, что видимо, а то, что невидимо, ибо видимое временно, а невидимое вечно (2Кор. 4:1718).

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды. Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне

Возвращение рассеянных сынов Израиля, их победы над язычниками, при содействии Божием

При изображении падения языческого могущества и воцарения на Сионе Царя мира не забыты те евреи, которые рассеяны по языческим странам и томятся в неволе. Ради завета, запечатленного жертвенною кровью. Господь определяет вывести всех участников завета из рассеяния и освободить от бедствий плена. Из всех народов Господь заключил завет только с одним народом еврейским; в силу этого завета, те, которые теперь находятся как бы в безводном рву, будут поставлены на возвышенное и безопасное место; узники еврейские, как не лишенные надежды на освобождение, и названы в ст. 12 пленники надеющиеся. В крови завета и непреложных обетованиях Божиих лежит, следовательно, твердое основание надежды на освобождение от порабощения и плена; а за все перенесенные сынами Израиля бедствия они будут вознаграждены сугубо.