В конец, псалом Давиду
Содержание. Давид воспевает этот псалом от лица святых Апостолов, которые молятся об избавлении от врагов евангельской проповеди, и ясно изображает, что Апостолам уготовано было начальниками народа иудейского, и что сами они, т.е. упомянутые выше начальники, потерпели за нечестие против Христа.
Толкование на псалмы.
В конец, псалом Давиду
См. Толкование на Пс. 4:1
В конец, псалом Давиду
И сей псалом имеет тоже содержание. Описывает же злоумышления Сауловы, и предсказывает избавление от оных.
В конец, Псалом Давиду
И этот псалом одного содержания с предыдущим; поелику, по словам Феодорита, излагает наветы врагов Давида и пророчествует о будущем его освобождении от них, почему и в надписи его содержится: в конец.
Псалом сей, по словам Афанасия, сказывается от лица Апостолов, молящихся об освобождении их от врагов, противившихся их проповеди.
В конец, псалом Давиду
В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу песнь Давидова.
Срдержание: Сей псалом содержит жалобу, растворенную молитвами. Давид, чтоб лучше преклонить Бога на милость, жалуется Ему то на жестокую лютость своих врагов, то на их злыя коварства и козни. Потом, обращая очи к Богу, ободряет себя лучшим успехом. Некоторые псалом сей относят ко Христу, Котораго образ носил на себе Давид, також к мученикам и к другим праведным мужам. Здесь предлагается толкование буквальное, а таинственное изволяяй да чтет в первом издании.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
В конец, псалом Давиду
Основная мысль этого псалма следующая: «где больше всего опасность, там ближе всего и помощь Божия; поэтому не должно унывать». Эту истину Давид часто испытывал на себе во время Саулова гонения; поэтому и происхождение этого псалма можно относить ко времени Саулова, а также и Авессаломова гонения.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
В конец, псалом Давиду
Псалом можно считать писанным Давидом в начале восстания Авессалома до бегства из Иерусалима, когда Давид видел те средства, которыми пользовались его враги для своей цели. Они, как возмутившиеся против помазанного и восседавшего на престоле царя, были «мятежниками» (ст. 3); главным их орудием было не внеш нее насилие, но «язвительное слово, распространяемое втайне» (ст. 4-5), и хотя они «утвердились в намерении» низложить царя, однако поступали еще «скрыто» (ст. 5).
Такая картина неприязненных действий против Давида отвечает началу возмущения и подготовки мятежа до открытого его обнаружения.
В конец, псалом Давиду
В конец, псалом Давиду – таково надписание этого псалма. Оно хотя и не дает никакого указания ни на какое время, ни на случай к написанию псалма, но судя по содержанию самого псалма, которое имеет немалое сходство с предыдущим псалмом (62), можно думать, что и этот псалом составлен Давидом во время гонения Саулова и развивает ту основную мысль, что коварные клеветники будут посрамлены, а праведные будут иметь похвалу и возвеселятся о Господе.
Опасаясь за свою жизнь со стороны своих злобных врагов (от страха вражия), Давид молится Богу о помощи, просит Его всесильной защиты, в которой он сильно нуждается (ст. 1-3), потому что враги его в высшей степени опасные люди, подобные разбойникам, которые в тайном месте предусматривают путешественника и внезапно нападают на него, чтобы умертвить его, это люди, не имеющие страха Божия, твердо установившие свои пагубные планы и ни о чем более не говорящие, как только о том, как бы хитростью погубить невинного псалмопевца (ст. 4–6). Они исследовали всю область человеческой злобы, чтобы осуществить свой пагубный план, который они приготовили на погибель ему. Вот они уже приближаются, как бы так говорит он, с этим глубоко задуманным планом против меня, но вместо торжества надо мной, которого они с уверенностью ожидали, Бог показывает Свою высоту, наказывая их и спасая меня. Стрелы, которые они направляют против меня, оказываются безвредными, детскими стрелами, и клеветливые языки их притупились, сделались безвредными (ст. 7–9). Весь злокозненный план врагов псалмопевца Промыслом Божиим обращен им же в наказание, которое имело самые благодетельные последствия, страхом объяты были все видевшие это и должны были признать во всем происшедшем перст Божий и праведное наказание Его; праведники же, видя торжество веры и добродетели над злобой и нечестием, возымеют большую надежду на Бога и похвалу от Него, что и послужит для них причиной всегдашней радости о Господе (ст. 9–11).
Объяснение священной книги псалмов.