Толкования на 1 Ин. 5:1

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 1-2 всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его

Сразу [Иоанн] соединил любовь с верой, потому что без любви вера напрасна. Если [поступают] по любви - это вера христиан, а без любви - вера демонов. Но те, кто не верит, хуже демонов.

Проповеди.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Ст. 1-2 всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его

Всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного, а отвергающий Рожденного причиняет оскорбление Родившему.

Огласительные слова для просвещаемых.

Прп. Иустин (Попович)

всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть и всяк любяй Рождшаго, любит и рожденнаго от Него

Вера в Иисуса как Мессию, как Спасителя мира есть вера в Него как Бога и Господа. И в такой вере находятся все слова о безмерной любви ко Христу. Так что вера и любовь в действительности есть двойственная сила, двойная добродетель. Вера во Христа как Бога и Спасителя любит Христа как Бога и Спасителя. И любовь ко Христу как Богу и Спасителю верит во Христа как Бога и Спасителя. И только это может быть названо верой во Христа, христианской верой. Итак, истинно любит Христа тот, кто любит Его как Бога и Спасителя, а не как нечто меньшее этого. Только такая любовь есть действительная любовь ко Христу. С помощью этих веры и любви ко Христу человек рождается всем своим существом от Бога, поскольку все его существо живет в Боге и ради Бога. В этом состоит благовестие святых слов Божественного Евангелиста.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

Ст. 1-2 всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его

Стало быть, кто любит детей Божиих, любит и Сына Божьего, а кто любит Сына Божьего, любит и Отца. Никто не может любить Отца, если не любит Сына, а кто любит Сына, любит и детей Божиих.

Трактат на 1-е послание Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 1-2 всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его

И это говорится в подтверждение вышесказанного. Если мы от Учителя получили заповедь любить друг друга, то, без сомнения, если веруем, что Учитель наш Иисус есть Христос, а Христос Он в том смысле, что есть Бог и вместе человек, должны соблюдать и заповеди Его, как Учителя и как Бога. Веруя же, что Он есть Бог, мы получаем имя детей Его, как и в Евангелии сказано: тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12), то есть, которые уверовали в Него, те и стали детьми Его. Если же мы родились от Него, то, без сомнения, должны и оказывать должное Родителю, то есть любить Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить и друг друга и как братья, и как рожденные от Него. В подтверждение сего апостол и говорит, что любящий родившего любит и рожденного от него; Потом опять говорит, что любовь к братьям или чадам Божиим доказывает любовь к Родившему. Выше он говорил, что любящий Бога любит и брата своего, а теперь говорит, что любящий детей Божиих любит и Бога, и любовь к брату поставляет доказательством любви к Богу.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Андрей Монах

Ст. 1-2 всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его

Творя добродетели, мы становимся рожденными от Бога и детьми и друзьями Его, как Авраам. И опять-таки Иоанн касается учения об истине, разрушая до основ зловерие еретиков.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него

Эти стихи служат разъяснением или развитием предшествующего стиха и потому тесно связаны с ним. В нем апостол кратко и выразительно сказал о любви к Богу и ближним, а в этих указывает и основания к тому, именно: поелику Бог и верующие так близко внутренно и нравственно соединены между собою, то из этого необходимо следует, что истинно любить Бога нельзя, не любя ближнего, и истинно любить ближнего нельзя, не любя Бога. — Всякий верующий правым и чистым сердцем и таковую веру исповедующий устами и всею жизнию (ср. Рим. 10:9), что Иисус из Назарета, сын Марии, есть Христос — обетованный Спаситель и Искупитель мира, истинный Сын Божий (1 Ин. 4:15; 1 Ин. 2:22; 1 Ин. 4:2-3), всякий верующий — так от Бога рожден (1 Ин. 2:29; 1 Ин. 3:9), то есть возрожден благодатию, так что стал истинным чадом Божиим (1 Ин. 3:1; 1 Ин. 2:21). Таким образом, в рождении от Бога — основание и источник веры, и верующими в Сына Божия могут быть только дети Божии. Вера во Христа и сыновство Богу — понятия соотносительные и одинаковые в своем соотношении. Нельзя веровать во Христа как истинного Сына Божия и Спасителя мира и исповедовать Его, не будучи возрожденным от Бога Духом Святым и чадом Божиим; нельзя быть рожденным, или возрожденным, от Бога истинно и не веровать и не исповедовать Иисуса Христом, истинным Сыном Божиим. — «Если мы от Учителя получили заповедь любить друг друга, то, без сомнения, если веруем, что Учитель наш Иисус есть Христос, а Христос Он в том смысле, что есть Бог и вместе человек, должны соблюдать и заповеди Его, как Учителя и как Бога. Веруя же, что Он есть Бог, мы получаем имя детей Его, как и в Евангелии сказано (Ин. 1:12)» (Феофилакт). И всякий, кто имеет такую живую и твердую веру во Христа Иисуса, как необходимое следствие заключает в своем сознании положение: любящий Родившего, то есть Бога, общего всем Отца Небесного, любит деятельною и сильною любовию и Рожденного от Него, то есть своего собрата по духовному рождению, или возрождению, и, таким образом, в его сознании и по самому существу любовь к Богу и любовь к ближнему нераздельны в возрождении; любящий Бога не может не любить ближнего, любящий ближнего не может не любить Бога, внутренняя связь их соединяющая — сыновство Богу. «Если мы родились от Него, то, без сомнения, должны оказывать должное и Родителю, то есть любить Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить друг друга и как братья, и как Рожденные от Него» (Феофилакт). Эту высокую истину в разных сочетаниях в своем послании настойчиво утверждает и разъясняет апостол, и с разными оттенками мысли, как и здесь, в рассматриваемом выражении.

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него

Предложенные слова св. Иоанна Богослова служат объяснением слов, раскрытых в конце предыдущей беседы: И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4:21). Показывая тесную связь между собою любви к Богу и любви к ближнему, Апостол говорит: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден. Святой Богослов разумеет веру живую и действующую, или веру спасительную, свойственную христианам, уже возрожденным благодатью Святого Духа. Всякий истинно верующий и чрез веру приемлющий и содержащий умом и сердцем то учение, что Иисус есть обетованный Помазанник – Христос и Спаситель рода человеческого, всякий, питающий в себе такую живую уверенность, от Бога рожден, благодатью Святого Духа усыновлен Богу, – есть сын Божий.

Всякий истинно верующий в Иисуса, как обетованного Спасителя Христа, своею верою показывает, что в нем действует спасительная Благодать, что он принял, по слову Апостола, Духа сыноположения, или усыновления (Рим. 8:15). Об этом усыновлении святой Иоанн в евангелии говорит: тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. Также апостол Павел пишет: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12:3). Слова Апостола показывают, что Иисуса Христа, Сына Божия, человек может истинно познавать и исповедовать, как Спасителя и Господа, только при содействии Святого Духа, чрез возрождение Святым Духом. Кто не получил еще Благодати возрождения и усыновления Богу, тот не может истинно веровать в Иисуса Христа Сына Божия; тот не может достойно исповедовать Его, как обетованного и пришедшего в мир Спасителя человеков, единородного Сына Божия.

Всякий любящий Родившего любит и рожденного от Него. Эти слова показывают, кого разумеет Апостол под верующим, которого называет он рожденным от Отца: он присвояет ему и живую любовь к Родившему, или Богу, возродившему его благодатью – силою Своего Духа, и любовь к возрожденным или детям Божиим, т. е. верующим в Иисуса Христа. Любящий Родившего любит и рожденного от Него: этот порядок отношений, известный в естественной жизни, Апостол указывает и в жизни благодатной, как закон для сынов Божиих, возрожденных Благодатью, согласно тому, как выше сказал: И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4:21).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

Ст. 1-3 всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки

Указанная выше (гл. IV) Апостолом неразрывная связь любви к Богу и к ближнему здесь раскрывается и уясняется со стороны причины: Бог и верующие, которых Апостол именует рожденными от Бога, столь тесно и нравственно связаны между собою, что любовь к Богу, возродившему людей, должна влечь за собою и любовь к возрожденным Им людям. «Если мы родились от Него, то, без сомнения, должны оказывать должное и Родителю, т. е., любить и Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить и друг друга и как братья, и как рожденные от Него» (Феофил). Далее (ст. 2-3) Апостол оттеняет ту мысль, что любовь непременно должна быть деятельною (ср. 1 Ин. 2:3; 1 Ин. 3:18), и свидетельством действительности любви служит соблюдение заповедей Божьих, о которых Апостол здесь замечает, что они не тяжки, как и Сам Господь назвал иго Своих заповедей благим, и бремя их легким (Мф 11:30), - в смысле, конечно, содействующей благодати по вере в искупительную силу крови Христовой (ср. 1 Ин. 1:7; 1 Ин. 2:1-2). «Заповеди Его не тяжки. Ибо что тяжелого в деле любви брата. Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице, ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И больного повелевается не освободить от болезни, а только посетить» (Феофил.).

Быть может, говоря об отсутствии в заповедях Божиих тягостности по сравнению с благодатными средствами, данными людям в христианстве, Апостол имел в виду лжеучителей, оправдывавших свою нравственную распущенность ссылкою на трудность и мнимую невозможность исполнения заповедей Божиих.

Толковая Библия.