Толкования на 1 Сол. 4:3

Свт. Иоанн Златоуст

ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда

См. Толкование на 1 Сол. 4:2

Свт. Климент Александрийский

ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда

См. Толкование на 1 Сол. 4:2

Свт. Феофан Затворник

сия бо есть воля Божия, святость ваша, хранити себе самех от блуда

Бо — ибо. Доказательство приводит на сказанное пред сим, что повеления, данные им, даны от лица Господа. Как бы так: ибо то, на чем я настаивал, бывши у вас, и о чем теперь напоминать буду, не совет мой есть, а прямая воля Божия.

Слова: сия бо есть воля Божия — или стоят как заглавие: ибо вот воля Божия — святость и прочее. В этом случае они сокращенно будут выражать высказанный уже общий закон; или относятся прямо к святости. В этом случае они заповедь о чистоте возвышают до особенной исключительной воли Божией, как бы так: ничего так не требует от вас Бог, как святости — чистоты. Это последнее, кажется, и имелось у Апостола в виду. Напрягает обязательство к чистоте, по трудности отучить от нечистоты, которая в язычестве так была обща, что и грехом не считалась. Повреждение падшей природы человека больше всего сделало человека падким на плотские грехи. Язычники разливались в блуде; в ряду их и солуняне, может быть, открытее, если не больше других. Почему Апостол и устно более говорил против него, и теперь письменно наставление о сем ставит на первом месте и освящает его волею Божиею. Святой Златоуст говорит при сем слове: «Заметь, что он никогда ни на что другое так часто не намекает, как на это. И в другом месте пиша, заповедует мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14). И Тимофею сказал: чиста себе соблюдай (1 Тим. 5, 22). И во многих местах найдем это, и в послании к Римлянам, и во всех других посланиях. И подлинно, зло сие для всех пагубно». Экумений прибавляет: «В каждом послании многое предлагает слово о целомудрии. Ибо знал, что нет страсти необузданнее, трудно исправимее». Святость, — αγιασμος — означает иногда освятительное действие благодати Божией в таинствах (1 Пет. 1, 2); иногда очистительное действие благодати, приемлемое свободою, как нравственное освящение, очищение, исправление души (1 Кор. 1, 30); иногда состояние нравственной чистоты, установившийся нрав жить чисто и непорочно по всем заповедям Божиим: святи будите, якоже Аз свят есмъ, требует Господь (1 Пет. 1, 16). В настоящем случае, очевидно, разумеет Апостол святость в последнем значении, и притом в отношении к чистоте души и тела от страсти похотной, как показывают следующие слова: храните себе от блуда, кои по ходу речи суть прямое объяснение слова: святость. Общую нравственную чистоту можно только доразумевать в сем тексте на том основании, что без нее невозможно образоваться и устоять в чистоте от страсти похотной, или целомудрию, в его полном значении и силе.

Хранити себе от блуда — объясняют святость. «Сказал, что воля Божия требует святости, потом дает знать, какую добродетель называет святостию» (Феодорит).

Хранити себе, в греческом воздерживаться, держать себя подал ее от чего, удаляться. Под блудом же разумеет всякого рода плотскую нечистоту. «Много видов бесчиния, многообразны и многоразличны любострастные наслаждения, о которых и говорить несносно. (Все их отсекает одним словом: хранити себе от блуда») (Златоуст).

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Прп. Ефрем Сирин

ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда

См. Толкование на 1 Сол. 4:2

Прп. Иустин (Попович)

ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда

Подвизаясь в святых добродетелях, мы с помощью благодатных сил Святых Таинств постепенно освящаемся, становимся святыми в мыслях, чувствах, намерениях и делах. Таким образом в нас освящается сердце, душа, совесть, желание, тело и все наше существо. Для нас, людей, Божия воля состоит в освящении нашем.

Через Евангелие Богочеловек Христос открыл Свою волю о нас: Он хочет нашей святости. Через исполнение святых заповедей Божиих мы становимся святыми. Святость приходит с постепенным освящением нас святыми добродетелями. Каждая добродетель изгоняет из нас все несвятое, греховное и грехолюбивое до тех пор, пока не совершит полного освящения нашего естества, поскольку в нашей власти дать наши уды на служение греху и его похотям, но одновременно в нашей власти и дать уды наши на служение Богу и правде Его. Рабы греха вследствие грехолюбия приходят к одному концу – смерти, а рабы Божии через святость достигают другого конца, который бесконечен, – вечной жизни (см.: Рим. 6:20–23). Спасение есть не что иное как освящение нашего существа Духом Святым через Святые Таинства и добродетели (см.: 2 Фес. 2:13). Божественный пример святости в человеческом существе – это Богочеловек, Господь Иисус Христос! Он есть освящение наше: От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением (1 Кор. 1:30). Им совершается освящение всего нашего человеческого существа и через это достигается спасение. Соединенные посредством Святых Таинств и добродетелей с Ним, Единым Святым, мы, христиане, достигаем спасения от смерти, греха и диавола. От этой всегубительной «троицы» нас избавляют только святые богочеловеческие силы Христовы, действующие в нас. И действуют они в нас, поскольку мы являемся членами богочеловеческого Тела Христова, Церкви, в которой непрерывно живет вечно живой и Воскресший Господь и действует посредством Своих божественных всеосвящающих сил.

Богочеловеческая истина и действительность состоит в том, что освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями (Евр. 2:11). Да, наше спасение заключается в благодатной жизни в Едином Святом и с Единым Святым, в восприятии Его божественных сил как творческих сил нашей души, сердца, ума, совести, желания и всего нашего существа. Грех, оскверняющий человеческое существо, не только душу, но и тело, – это блуд, поскольку блуд происходит в душе, хотя творится телом, так что грешит и тело, и душа. Тело есть единственный орган души, а душа есть источник не только добродетелей, но и грехов, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19). И в то время как остальные грехи – зависть, ненависть, злоба, гордость – творятся душой, внося в нее разрушительные силы, блуд совершается телом. Итак, бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6:18) и таким образом оскверняет все человеческое существо: как душу, так и тело. Блуд человек совершает своим телом; как творение Божие тело по природе чисто, свято и безгрешно, поскольку таким оно создано. По неизреченному Своему человеколюбию Господь дал человеку богоподобную душу и безгрешное тело. Не только душа, но и тело даны человеку от Бога, поскольку и то, и другое сотворены для бессмертия, вечности и непорочности, а не для греха, смерти и мучения. Тело не для греха, а для Господа, и Господь для тела (см.: 1 Кор. 6:13). Так же и душа. Но когда душа живет грехом, она удаляется от Бога и своим состоянием свидетельствует, что она не для Господа и не хочет Его, но хочет противоположного Ему, хочет греха, зла и диавола. Войдя в душу, грех простирается и на тело, которое есть естественный, богоданный орган души. Грехом оскверняется как тело, так и душа. Как только воплотился Господь и стал человеком, Он как Богочеловек показал, какой должна быть в действительности человеческая душа – безгрешной и святой и каким должно быть тело – столь же безгрешным и святым.

В Богочеловеке Христе мы видим истинную человеческую душу и истинное человеческое тело, а душа и тело любого другого человеческого существа омрачены, искажены, умерщвлены грехом, смертью, злом и диаволом.

Святая человеческая душа, святое человеческое тело в Господе Иисусе Христе, а Он здесь, среди нас, в Церкви Своей, чтобы даровать нам святость тела и души. Действительно, с Него начинает существовать новый человек, святой, богочеловеческий, человек со святой душой и святым телом – человек, который, приобщаясь богочеловеческой жизни Церкви, получает от Господа Иисуса Христа святые благодатные силы посредством Святых Таинств и добродетелей, чтобы смочь с их помощью освятить и тело, и душу и вернуться к первоначальной святости и непорочности.

Каждый христианин должен осознавать, что пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1 Кор. 6:13). Поэтому и тело христианина Господь Иисус Христос сделал органической частью Своего богочеловеческого тела, Церкви. И таким образом, соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6:17).

Исторгая из себя всякий грех силой божественной благодати, которая подается в Святых Таинствах и добродетелях, христианин становится храмом Святаго Духа, а его жизнь – непрестанным богослужением, и она вечно остается служением единому истинному Богу и Господу Иисусу Христу в святости и правде (см.: 1 Кор. 6:19–20).

Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Блж. Августин

Ст. 3-5 ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога

Ведь это тот недуг, о котором апостол говорит, обращаясь также и к тем верным, которые связаны узами брака: Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога. Итак, пусть всякий верный, связанный узами брака, не только не пользуется чужим сосудом, как поступают те, кто вожделеет чужих жен, но и свой собственный, который нужно соблюдать, познает не в страсти плотского вожделения. Не следует понимать так, словно апостол запрещал сожительство в браке, то есть честное и дозволенное.

О браке и вожделении.

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо воля Божия есть освящение ваше

То есть целомудрие. Везде он заповедует об этой добродетели, и в Послании к Тимофею (1 Тим. 5:22), и к Коринфянам (1 Кор. 6:6), и к Евреям (Евр. 12:14). Ибо особенно сильна страсть и требует поэтому многих и постоянных лекарств.

чтобы вы воздерживались от блуда

Много различных видов этой страсти, о которых и говорить несносно, а потому просто сказал: от всякого блуда.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Ст. 3-8 ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго

Здесь Ап. касается самого больного места в нравственной жизни Ф-ких христиан, сведения о которой он получил через Тимофея. Недавно обращенные Ф-цы не могли сразу порвать связи с своим прошлым, когда многое считалось безразличным, особенно, в области половой жизни. Апостол вновь здесь напоминает Ф. постановление Иерусалимского собора: «храните себе самех от блуда», ибо «воля Божия», уже освятившая их, требует от них совершенной чистоты. Отсюда - необходимо, чтобы каждый умел (eidenai - знать, как результат навыка, «ибо чистота не мимолетный пульс, но упражнение, навык» - Lightfoot) «to eautou skeuoV ktasqai» - «соблюдать свой сосуд» в святости и чести« (русс. пер.). Здесь главное затруднение возникает от того, как понимать слово skeuoV. Возможны два понимания; по одному - skeuoV - это наше тело, по другому - это метафорическое выражение, употребленное здесь вместо слова »жена«. Второе толкование защищают Феодор Мопсуетский и Блаж. Августин (suum vas possidere, hoc est, uxorem suam в с. jul. Pelag. IV:10) и многие современные комментаторы. Название жены »сосудом« не есть нечто неожиданное (хотя 1 Пет. III:7 сюда не имеет отношения); оно встречается у раввинических писателей; а глагол ktasqai в значении »жениться« - употребляется у LXX (Руфь IV:10 и др.). Если принять это толкование, то мысль будет отчасти та же, что и в 1 Кор. VII:2, хотя с иным несколько оттенком. «Хотя со стороны отрицательной porneia воспрещается, со стороны положительной одинаково ясно внушаются чистота и святость в отношении к заповеди Божией, данной в Быт I:28» (Ellicott Thessalonians, стр. 53). Но против этого толкования можно указать на два соображения: а) слово skeuoV в этом смысле нигде не встречается в Н. 3. ; и б) если бы Ап. воспользовался этим выражением, мы были бы вправе приписать ему крайне низкий и чувственный взгляд и на женщину и на брак. Лучше, поэтому, остановиться на первом толковании, принятом у Тертуллиана (Caro… vas vocatar apud Apostolam, quamjubet in honori tractare - De resurrectione carnis. 16), Златоуста, Феодорита и др. Название тела сосудом встречается еще в древности - так, напр., у Лукреция в его De rerum natura, III:440: «corpus, qaod vas quasi constitit ejus»… Есть такое употребление выражения и у самого Ап. Павла во 2 Кор. IV:7, и встречается у мужей Апостольских, напр., у Ап. Варнавы в его послании, гл. VII, «to skeuoV tou pneumatoV», трудность заключается лишь в глаголе ktasqai, который в данном случае нужно будет перевести словом »обладать«, »хранить«, каковой смысл этот глагол имеет лишь в прош. сов. kekthsqai. «Но если судить по данным из папирусов, то, по-видимому, можно думать, что по крайней мере в обычной разговорной речи это значение уже не было связано исключительно с прош. врем. » (Milligan, op. с. 49 стр.). «Не в страсти похотения» - когда похоть приобретает характер не вне стоящего обольщения, а внутри действующей страсти, внутреннего соуслаждения греху, принципа, властвующего над внутренним человеком (Рим VI:12). »Как и язычники, не знающие Бога« - разврат языческого мира, по мысли Ап. Павла обязан своим существованием неведению истинного Бога. «Св. Павел ничего не знает о распространенном (но поверхностном) разделении между религиею и моралью. Он смотрит на последние как на нечто неразделимое» (Lightfoot, op. с. 56). Ст. 6 продолжает разъяснять мысль ст. 3-4. Ст. 3-4 запрещает pornia, ст. 6 указывает на крайнюю предосудительность moiceia. Так по поводу этого стиха Св. Златоуст говорит: «entauqa peri moiceiaV fhsin; anwterw de kai peri porneiaV pashV» (Migne, Series Graeca, tom. 62, стр. 424). Понимать этот стих в смысле запрещения лихоимства и корыстолюбия не позволяет, во первых, контекст речи, и особенно ст. 7, и, во вторых, выражение to pragmati («в вещи» - по слав. ; по русс: «ни в чем»), которое, будучи с членом, прямо указывает на предмет, о котором теперь идет речь - т. е. на грехи плотской похоти. Ст. 7 ярко указывает на то, почему Ф. должны удерживаться от блуда и прелюбодеяния: они призваны Богом не к нечистоте, а к святости. Последняя должна быть всепроникающей атмосферой, в которой должна расти и протекать жизнь христианина. Отвергающий это состояние отвергает Бога, давшего ему залог освящения - Св. Духа. «Этот дар Духа, как бы так говорит Ап., ставит вас в совершенно иное отношение к Богу, чем то, в котором вы были прежде. Этот дар - свидетельство в ваших душах против нечистоты. Этот дар - знак, что Бог освятил вас для Себя, но он и залог отмщения, если вы оскверните то, что уже не принадлежит вам, а Богу» (по Lightfoot'у, op. с. стр. 58). Сравни 1 Кор. III:16.

Толковая Библия.