Толкования на 2 Пет. 3:7

Блаж. Феофилакт Болгарский

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков

Что будет разрушение настоящего мира посредством огня - это мысль не одних только христиан, но и языческих мудрецов. Но скажет иной: зачем созидать мир, если он опять должен обратиться в тление? Такому скажем, что мир не уничтожится совершенно, но разрушится, чтобы обновиться, почему и пророк говорит: и Ты обновишь лице земли (Пс. 103:30). Чувственная тварь, по создании Богом, была хороша весьма (Быт. 1:31), а за преступление человека и сама эта тварь покорилась суете (Рим. 8:20), то есть утратила твердость бытия своего. Потом, когда во время потопа стало на земле мало людей богочестивых, мир как бы вторично восстановился и получил начало чрез Ноя и прочие живые существа, сохранившиеся в ковчеге для того, чтобы послужить семенем нового состояния мира. Между тем род человеческий и тогда не улучшился, но пошел на худшее прежнего, от чего не отвратил его ни закон, данный чрез Моисея, ни пришествие Господне. Итак, поскольку и призвание ко спасению было многообразно, и погибель от непокорности была многоразлична, то необходим будет огненный потоп, то есть разрушение, хотя и не всецелое, разрушение не душ, но и не тел. Ибо всем нам должно явиться пред судом Христовым (2 Кор. 5:10) не без тел, с одними только душами, но вместе с нетленными телами. Ибо как может быть наказана одна душа без тела, когда она носит на себе сделанное ею чрез тело? Ибо праведному Судии не свойственно, когда двое погрешили в одном и том же, одного прощать, а на другого слагать всю тяжесть вины. Скажем, во-вторых, и то, что и мы посредством огня обыкновенно очищаем нечистые вещи от примеси и восстановляем их светлость. Сберегаются на день суда и погибели. Суда - то же, что осуждения.

Экумений

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков

См. Толкование на 2 Пет. 3:5

Дидим Слепец

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков

См. Толкование на 2 Пет. 3:5

Евсевий Кесарийский

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков

См. Толкование на 2 Пет. 3:5

Еп. Михаил (Лузин)

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков

В каком смысле небеса и земля (чрез которые) представляются орудиями разрушения потопного мира водою? — Небеса были орудием этого разрушения потому, что тогда разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей, такое явление, какого не было со времени самого создания мира (Быт. 7:11). Земля, которая на водах основана (Пс. 23:2) и составлена из воды и водою, излила из недр своих великое водное сокровище, чтобы по суду Божию истребить все живое, чтобы омыть всякую скверну, и таким образом также стала орудием разрушения мира тогдашнего (ср. Феофилакт).

В чем сила апостольской речи о потопе, в противоположность речи ругателей или насмешников? Небеса были изначала и земля была со времени ее сотворения; можно было полагать, что так будет и всегда, и все останется также и после, но страшное действие потопа, разрушившее тогдашний весь земной мир, обнаружило другое, чем можно было ожидать. Обнаружилось, что допотопный мир был разрушен действием небес и земли, которые должны были по видимому пребывать вечно в том состоянии, в каком они устроены изначала. Если же в них по отношению к земле произошла такая страшная для мира земного перемена, то таковая же может быть и еще, и в отношении не к земле только, но и к небесам, хотя и не действием воды (ибо потопа более не будет, по слову Господа), (Быт. 9:1115), но действием огня. «Таким образом, как во время потопа последовало разрушение чрез воду, так и теперь предлежит разрушиться всему чрез огонь… Две главные стихии вселенной — вода и огонь, от которых получают бытие еще две стихии — воздух от испаряющихся вод, и земля от вод сгущающихся, испарение же сие и сгущение производятся огнем… Итак, если две только стихии, и первое истребление нечестивых было чрез воду, то совершенно необходимо, говорит (апостол), чтобы второе погубление нечестивых совершилось через огонь» (Феофилакт). — Всё, таким образом, зависит от действия Божественного всемогущества; если по слову Божию составлена земля из воды и водою и допотопный мир погиб водою, то по тому же слову Божию весь мир, не только земля, но и небеса, то есть вся вселенная, может быть разрушена, и будет разрушена огнем. И это будет действительно: ибо нынешние небеса и земля сберегаются огню. — Сберегаются сохраняемые, по подлинному тексту. Слово сбережение означает заботливое охранение сокровища; смысл этого сбережения указывает отчасти на то обетование, которое даровал Бог непосредственно после потопа (Быт. 9:15); отчасти на то, что небеса и земля суть поистине чудное дело рук Божиих (Пс. 103:24); отчасти на искупление мира Христом, так как он драгоценен в очах Божиих по драгоценной крови Христа. — Сохраняемые: сберегаются, как драгоценность, но сохраняются на погибель, — сильное по мысли и выражению сопоставление. — Огню: огонь как всегда был и есть орудие суда для мира, так он же будет орудием разрушения мира при последнем суде (ср. Быт. 19:24; Ам. 7:4; Ис. 66:15; Дан. 7:9; 2 Сол. 1:8; Мф. 3:12; Мф. 25:41; Откр. 19:20; Откр. 20:10). В стихе (2 Пет. 3:10) подробнее раскрывается это. — Для погибели: не для полного и окончательного уничтожения, а для наказания и вечной смерти. Примечательно, что погибель нечестивых человеков не ограничивается здесь одною землею. Таким образом, по суду Божию «необходим будет огненный потоп, то есть разрушение, хотя и не всецелое, разрушение не душ, но и не тел. Ибо всем нам должно явиться пред судище Христово (2 Кор. 5:10) не без тел, с одними только душами, но вместе с нетленными телами. Ибо как может быть наказана одна душа без тела, когда она носит на себе сделанное ею чрез тело? Ибо праведному судии не свойственно, когда двое нагрешили в одном и том же, одного прощать, а на другого слагать всю тяжесть вины» (Феофилакт).

Толковый Апостол

Лопухин А.П.

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков

См. Толкование на 2 Пет. 3:5