Толкования на 2 Тим. 3:6

Свт. Иоанн Златоуст

К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями

См. Толкование на 2 Тим. 3:5

Свт. Феофан Затворник

От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющий женишца отягощенныя грехами, водимыя похотъми различными

От сих бо суть — из этого круга суть. Но те, о коих говорилось, еще будут, а эти уже суть. Следовательно, считаются предшественниками и зачатками тех. Поныряющии в домы — скрытно прокрадывающиеся. «Этим словом Апостол выражает их бесстыдство, бесчестность, обман, обольщение» (святой Златоуст). И еще «ανελευθερον — несвободность» (блаженный Феофилакт). Совесть зазирала открыто это делать, или опасение было, что встретят препоны — открыто действовать.— И пленяющии женишца. «Видишь ли, как эти люди подражают древнему обольстителю, употребляя то же орудие, которое диавол употребил против Адама?» (святой Златоуст). «Конечно, и они имели в виду посредством жен привлечь на свою сторону и мужей» (Экумений). Пленяющии, αιχμαλωτιζοντες, — в плен забирающие. Женщинам свойственно прельщаться новостию и видимостию и, прельстившись, отдаваться в рабство прелести и прельстителям. Став на эту точку, они делаются очень удобными орудиями в руках ищущих достижения своих целей не прямыми средствами. — Женишца, γυναικαρια, — слово уничижительное. Выразился так Апостол для обличения удобопрельстительности или поползновения к обольщениям,— вместе намекая, что и мужчина, если окажется удобооболыцаемым, ничем не лучше женщины. Укоряется не природа, а характер (см.: святой Златоуст, Экумений, блаженный Феофилакт).

Отягощенныя грехами, σεσωρευμενα, — заваленные грехами, на коих грехов, как куча всякого сора. «Означает сие и множество, и беспорядочность, и смесь грехов» (блаженный Феофилакт). «Не природу осуждает; ибо не просто сказал: женщин, но именно таких женщин. И вот от чего они предаются обольщениям, — от грехов, от того, что не знают доброго (и различить не могут, что не добро)» (святой Златоуст). «А такой обыкновенно скорее склоняется на ложные догматы» (блаженный Феофилакт). — Водимыя похотьми различными. Не все, конечно, женщины, увлекающиеся ложными учениями, обременены грехами; но суетности редкая из них не рабствует, а от суетности — рой пожеланий и похотений. Стоит только сюда забраться искуснику, и он непременно завладеет женским умом и сердцем и посеет в них, что хочет. Впрочем, похотъми различными — может означать и кучу страстей — не легких. Святой Златоуст говорит: «что значит: различными? Здесь он разумеет многое: роскошь, бесстыдство, разврат. Различными, говорит, похотьми,— то есть корыстолюбием, славолюбием, тщеславием, честолюбием; а может быть, указывает и на другие постыдные пожелания».

Сказавши это, Апостол показал, кого отвращаться. И конечно, такие были. Но можно предположить, что в них он указывает и на имеющих явиться после подобных им учителей, предуказывая и то, как к ним должны относиться те, коим вверены души и спасение их. Эту сторону дела имел в мысли Амвросиаст: «хотя всем еретикам свойственно, проныряя в домы, пленять хитросплетенными обольстительными словами женщин, чтоб чрез них потом привлечь на свою сторону и мужей, подражая отцу своему, диаволу, обошедшему Адама чрез Еву; но более всех это идет к манихеям. Ибо никто так не настойчив, не вкрадчив и не лжив, как они, иное держащие внутри и иное являющие наружно. Они проповедуют святое целомудрие, но, под прикрытием своего закона, живут нечисто; хвалят милосердие, но между собою обижают друг друга; твердят, что должно презирать мир, но всегда вращаются среди него; хвастливо уверяют, что держат строгий пост, но на вид всегда бывают довольно полны, только, по какому-то искусству, кажутся бледными, чтоб обманывать. Итак, Апостол настоящими словами о них пророчествовал, потому что во время Апостолов их не было. Диоклетиан в одном своем постановлении называет их ересь скверною и нечистою, недавно вышедшею из Персии. Они находят женщин, из суетности желающих слышать новое, и, представляя им вещи нравящиеся, успевают сманить их на свое нечистое учение. А те жадно слушают их, желая научиться, смысла же достаточно не имея, чтоб различить истину от лжи. Так бывает, что они всегда учатся, а познания истины не имеют».

Толкование на второе послание к Тимофею.

Сщмч. Климент Римский

К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями

См. Толкование на 2 Тим. 3:5

Сщмч. Ириней Лионский

Ст. 6-7 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Некоторые ученики [этого лжеименного гностика], занимаясь теми же делами, ввели в обман и растлили много простоватых женщин. Они провозглашают себя совершенными, так что никто - ни даже Павел, или Петр, или другой кто из апостолов - не может сравниться с ними по величию знания; а они, напротив того, более всех знают и одни проглотили величие знания о неизреченной силе. Они говорят также, что они по высоте своей выше всякой силы, а потому и делают все свободно, не имея ни в чем никакого страха.

Против ересей.

Прп. Ефрем Сирин

К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями

Никакой пользы они не получат от тебя когда, разукрашенные, приступят к тебе. Они проникают в домы, не для увещания и исправления, но чтобы пленять в учение секты своей женок, обремененных грехами, в коих вращаются, - и увлекаются не в одну, но в различные похоти.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 6-9 От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющии женишца отягощенныя грехами, водимыя похотьми различными: всегда учащяся и николиже в разум истины приити могущыя. Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такожде и сии противляются истине, человецы растленни умом и неискусни о вере. Но не преуспеют более: безумие бо их явлено будет всем, якоже и онех бысть

Сказавши: поныряющии в домы и пленяющии женишца отягощенныя грехами, Апостол указал на скрытность подобных людей и на бесстыдство их злоумышления. Видишь ли, что эти люди употребляют ту же хитрость, какую употребил змей против Адама? Вероятно, и они через жен обольщали и мужей. Словом женишца (γυναικάρια) Апостол намекает только на удобопрельстительность: прельщаемый, хотя бы был и мужчина, ничем не различается в этом отношении от женщины, – а словами: отягощенныя грехами – он указал на множество, беспорядочность и смесь всевозможных грехов. И не просто сказал Апостол: обольщают женщин (так как и женщины бывают с мужеским характером, равно как и мужчины с женским), но: отягощенных грехами, – где и кроется причина того, что оне обольщаются. - Водимыя похотьми. Не природу Апостол осуждает, но именно такого рода женщин. Здесь он намекнул на множество страстей как телесных, так и душевных; и самое слово: водимыя – употребил, как-будто говорит о бессловесных животных. - Всегда учащяся. Это говорит Апостол не с тем, чтобы оправдать, но чтобы еще сильнее обличить. Так как эти женщины сами себя отяготили грехами, то естественно, что и ум их притупился. - Якоже Ианний и Иамврий. Это были волхвы при Фараоне. Но каким же образом Апостол знал их имена, когда они не упоминаются в Писании? Мог он знать это из неписанного предания, но мог ему открыт и Дух Святой. - И сии противляются истине, т.е. истинной вере. - Человецы растленни умом. Когда кто растлит ум страстями, тогда он бывает неискусен, нeвеждa о вере. - Но не преуспеют более. Почему это выше Апостол сказал: наипаче бо преспеют в нечестие (2 Тим. 2:16), а здесь говорит не преуспеют? Там Апостол говорит, что еретики, начавши обольщать, уже не остановятся, но постоянно будут придумывать худшее и худшее, а здесь говорит, что они не обольстят и не увлекут на долгое время людей здравомыслящих. Несколько ниже Апостол выражается об них: прельщающе и прельщаеми (2 Тим. 3:13). Значит, силу свою они покажут только над легкообольстимыми. - Безумие бо их явлено будет всем. Каким же образом? Удостоверься в этом, говорит Апостол, на древних примерах. Зло легко изобличается. Или иначе: если не веришь мне, как бы так говорит Апостол, узнай, что случилось с теми древними волхвами. И они еще были изобличены в том, что творили только призрачные чудеса и вводили других в заблуждение, между тем, как Моисей творил истинные чудеса. Итак все, что только вводит в обман, имеет успех только на время.

Пастырские Послания апостола Павла.

Блж. Августин

Ст. 6-7 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Обратим духовный взор свой и с Божией помощью будем стараться узнать Бога. Глас божественной песни таков: Ищите Бога, и да живет душа ваша (Пс 68:33). Будем искать Того, Кого должно обрести, будем искать Того, Кто уже обретен. Чтобы с целью обрести искали Его - Он сокрыт; чтобы уже обретенного искали Его - Он безмерен. …Так, Ищите лицо Его всегда (Пс 104:4) сказано не в том значении, в каком, например, говорится о всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины, но, скорее, в том, в каком говорится: «Когда человек закончит, он только начинает».

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 6-7 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Убегай и мужчин, которых увидишь в веригах, с отращенными наподобие женских волосами, вопреки поведению апостольскому, с козлиной бородой, в черном одеянии, с обнаженными в жертву холоду ногами. Это все доводы дьявола. Таков, к сожалению, был в Риме некогда Анфим, таков был недавно Софроний. Проникнув в дома вельмож и обманув женщин, обремененных грехами, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины, они принимают на себя личину святости и как бы подвизаются в продолжительных постах, посвящая между тем ночи тайным пиршествам.

….Доброе дело - повиноваться старшим, слушаться начальников и, после правил Писания, учиться пути жизни у других и не руководствоваться самым худшим учителем, то есть гордостью. О таких женах и апостол говорит: дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения (Еф 4:14); всегда учащимися и никогда не могущими дойти до познания истины.

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы

Словом вкрадываются указывает на их бесстыдство и коварство.

И обольщают женщин

Не сказал: обманывают, но: пленяют, пользуются ими, как рабынями. Ибо таков обольщаемый. Заметь, что предаваться обольщению свойственно женщинам. Следовательно и мужчина обольщаемый может быть назван этим именем.

Утопающих во грехах

Означает сие и множество, и беспорядочность, и смесь грехов. Обманывают не просто женщин ибо природа не должна быть осуждаема, но женок, имеющих множество грехов. Ибо кто не сознает в себе ничего доброго, тот скорее склоняется на ложные догматы, утешая себя тем, что не подвергнется наказанию за свои дела.

Водимых различными похотями.

То есть корыстолюбием, славолюбием, страстью к роскоши, к нарядам. Указывает также и на постыдные пожелания. Смотри: водимые, как будто говорит о бессловесных.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Примасий

К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями

См. Толкование на Откр. 9:7

Лопухин А.П.

Ст. 6-7 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Апостол с презрением говорит о женщинах, которые будут следовать за ложными учителями (женщин - ta gunaikaria - уменьшительно - презрительное выражение вместо ai gunaikeV). Женщины будут искать у этих лжеучителей научения, как достичь святости и отделаться от тяжести греховной наиболее легким способом, и те будут с важностью отвечать на их вопросы, стараясь согласить требования христианства с довольно низкими страстями, от которых не хотелось отрешиться женщинам.

Толковая Библия.