Толкования на Евр. 6:7

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 7-8 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение

Привел для примера в своей речи и такую притчу. Как дождь бывает один на землю возделанную и невозделанную, причем земля возделанная приносит плод полезный для тех, от коих возделывается, и после плода получает и благословение, - а земля невозделанная производит терния и волчцы, оказывается негодною и подвергается проклятию, конец же ея - в сожжение: так и те, кои приняли очищение в крещении и получили тело живое, если сохранят полученное, то получат благословение, то есть дары обетований, - а те, кои после очищения грехов и приобщения Святому Духу снова вращаются в делах злых, названных терниями и волчцами, так как нет второго, могущего быть для них очистительным, крещения, - подвергнутся в конце сожжению.

Блж. Феофилакт Болгарский

Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь

Землей он называет душу, а дождем- учение, как и в другом месте: повелю облакам, говорит Бог, не проливать дождя на виноградник (Ис. 5:6). И еще: поток Божий полон воды (Пс. 64:10) то есть тот, кто получил от Бога дар к научению других, исполнился вышних вод, или даров. Здесь он дает понять, что те и принимали и пили слово, и часто удостаивались его, и тем не менее не получили от того пользы, что и выше сказал: судя по времени, вам надлежало быть учителями.

И произращающая злак полезный

То есть жизнь, исполненную добродетели. Ибо нет ничего столь полезного, то есть приличного и вожделенного, как чистота жизни.

Тем, для которых и возделывается

Злак, говорит, то есть добродетельную жизнь, порождает земля для тех, для которых возделывается, и для тех это полезно: ибо сами те, приносящие добродетель, будут наслаждаться ею. Некоторые поняли тем в смысле: учителям; ибо, действительно, ими воспитывается доброе поведение, так что они являются участниками в добродетели своих учеников.

Получает благословение от Бога

Здесь молчаливо укоряет эллинов, которые приписывают произращение плодов силе земли. И даже не руки земледельца производят плоды, но все, говорит, есть дело Божие: Сам Он благословляет и дает изобилие плодов.

Евфимий Зигабен

Земля бо пившая сходящий на ню множицею дождь и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога

Показав невозможность повторения крещения, т. е. крещения снова и свыше, он к этому присоединяет и устранение посредством примера. Здесь землею он называет научаемых, дождем – излияние учения богодохновенных словес и потоков небесных, как духовных и богодарованных, указывая вместе и на то, что этим дождем они (научаемые) часто напоялись. Былиями же добрыми называет хороший плод, благопотребный для тех, ради кого растение насаждается: здесь разумеется жизнь добродетельная и чистое житие, которое (учением) возделывается для самих же произращающих его, ибо оно возделывается для пользы и спасения тех, которые приносят плод. «Приемлет же благословение от Бога», это значит, что удостоивается благодати и похвалы именно такая земля, т. е. плодорождающие, по сказанному, ученики.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Ст. 7-8 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение

Сравнение людей с землею, добрых - с плодоносною, злых - с негодною. Первая - получает и человеческий труд на возделание и благословение Божие, вторая - ни того, ни другого, и даже проклятие и сожжение грозит ей, потому что производит «тернии и волчцы» - вредящие человеку (ср. Мф 15:13; Ин 15:2; Мф 3:10).