Толкования на Иак. 5:4

Прп. Никодим Святогорец

Се, мзда делателей делавших нивы ваша, удержанная от вас, вопиет, и вопиения жавших во уши Господа Саваофа внидоша

Это, говорит, великое беззаконие делаете вы, богатые. Какое? То, что не только не даёте милостыни от избытка богатства вашего, чтобы восполнить недостаток у бедных братьев ваших, но ещё и лишаете платы работников, которые пожали ваши поля большими трудами и потами, эти платы взывают и вопиют выше вас, ко Владыке всяческих и Господу, и бывают услышаны Им, и они же принесут против вас великий гнев Божий. Он Сам повелел это в Своём законе: «Да не лишиши мзды убогаго и требующаго от братии твоея, или от пришлец иже во градех твоих; в той же день да отдаси мзду ему, да не зайдет солнце ему, яко убог есть, и в том имать надежду, и да не возопиет на тя к Господеви, и будет тебе грех» (Втор. 24:14-15). Поскольку бедные работники и жнецы ваших полей имеют упование, получить плату за свою работу, то и претерпевают летний зной и зимний холод. Не получивши же её, во облегчение своих трудов и потов, которые положили – теряют это упование, обретают же вместо этого великую скорбь в своём сердце. Эта скорбь их вынуждает стенать и вопиять к Богу против вас, которые удержали плату их[61]. Подобное через пророка Малахию, к тем, кто лишает мзды нищих, говорит Господь: «И сия, яже ненавидех, твористе; покрывасте слезами олтарь Господень, и плачем и воздыханием от трудов» (Мал. 2:13). И ещё: «И приду к вам с судом, и буду свидетель скор… на лишающия мзды наемника, и на насильствующыя вдовиц и пхающыя сирыя… Лето скончася, и внесосте вся плоды в сокровища, и будет расхищение его в дому его» (Мал. 3:5,10).


[61] Отмечаем, что, по словам некоторых Учителей, есть грехи, которые вопиют к Богу и требуют отмщения, против тех которые их творят: убийство, мужеложство и лишение работников платы. Говорит же и святой Ефрем: «Мужерастлители и чародеи, волшебники и волхвователи и лишающие платы наёмника… вместе с убийцами осуждены будут». Видишь, что лишающий работника платы будет осуждён как убийца.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 4-5 Се, мзда делателей делавших нивы ваша, удержаная от вас, вопиет, и вопиения жавших во уши Господа Саваофа внидоша. Возвеселистеся на земли и насладистеся; упитаете сердца ваша аки в день заколения. - Это обличение и посрамление начальникам иудейским, которые пасли бедных и пресыщались почестями от всех, но сами готовились на заклание римским властям от рук их, особенно за то, что осудили единственного Праведника - Господа и убили Его, когда Он не противоречил, не вопиял.

Беда Достопочтенный

Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа

Столь велико нечестие гордецов! Будучи весьма состоятельны, они не только отказываются принимать и кормить приходящих отовсюду бедняков, но ещё и не желают давать положенную за работу плату нанятым работникам и собственным слугам. Блаженный Иов показывает, что очень опасается этого нечестия, когда говорит: если против меня земля моя вопиет, и с нею вместе борозды её говорят со слезами, если ел я плоды её без платы, и огорчал земледельцев её, то пусть мне вместо пшеницы вырастут волчцы, и вместо ячменя – терния (Иов. 31:38–40). И вопли их дошли до слуха Господа Саваофа. Апостол называет Господа Саваофом, то есть Господом воинств, чтобы устрашить тех, кто считал, что у бедняков нет никакой защиты. Этот стих согласуется со словами Псалмопевца: ибо Тебе оставлен нищий, сироте Ты будешь помощником (Пс. 9:35). Об этом написано и в книге блаженного Иова: ведь неправда, что Бог не будет слушать, и Всемогущий не станет взирать на тяжбы каждого (Иов. 35:13).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Ст. 4-6 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам

Назвав выше (ст. 1-3) ожидающие немилосердых богачей бедствия суда Божия, Апостол теперь в том же пророчески-обличительном тоне показывает причину грядущего на них наказания - в содеянных ими нравственных проступках и преступлениях. Преступления эти таковы: богачи нажили свои богатства несправедливостью и обидами (ст. 4), что тем более преступно, что собственные богатства они употребляли на роскошную жизнь (ст. 5) и даже на преследование праведников с целью пролить кровь их (ст. 6). Тяжесть первого греха - вне сомнения: богачи удерживали заработную плату наемников, в частности, жнецов, руками и трудами которых они наживали свои богатства. Притеснение бедных рабочих через удерживание заслуженной ими платы запрещено, как одно из тяжких преступлений, уже в законе Моисеевом (Лев 19:13; Втор XXIV:14) и строго, пламенно было обличаемо пророками (Ам 2:8; Иер 22:13; Мал 3:5; см. Иов XXXI:38; Тов 4:14; Сир 34:27). Преступность и совершенную нетерпимость упомянутой несправедливости к бедным рабочим Апостол показывает, сильно выражаясь, что удержанная плата рабочих и обиды, причиненные им, - подобно крови первого в мире мученика Авеля (Быт 4:10), вопиют к Богу, и что стоны и вопли обиженных рабочих-жнецов и др. дошли уже слуха всеведущего Господа, называемого здесь ветхозаветным, наичаще встречающимся у пророков именем Саваоф - Богом воинств небесных (Пс 23:10), Богом светил небесных и полчищ Израилевых. У LXX имя это нередко передается Pantokratwr, Вседержитель; следовательно, идея всемогущества и вседержительства греческими переводчиками Библии считалась самою главною в имени Божием Цебаоот. Называя Бога этим именем Саваоф, Апостол, очевидно, выражает мысль, что Судии Богу легко будет наказать богачей, обижающих людей столь бедных и трудящихся под палящими лучами восточного солнца, как жнецы. В ст. 5 обличается другой грех богачей: безудержная роскошь, крайне невоздержное пользование благами жизни, что особенно преступно вследствие беззаконного происхождения средств богачей, добывших их потом и кровью ближних. Здесь же дается и грозное предвещание рокового конца насильствующих богачей: они вели почти животный образ жизни, и вот кончина их представляется под образом заклания животных упитанных. В ст. 6 говорится о третьем и самом ужасном грехе богачей - преследовании ими праведника до крови и смерти, не взирая на его невинность и кротость. Под праведником (ton dikaion) некоторые (Икумений, блаж. Феофил., Лянге) разумели Господа Иисуса Христа и неправедное осуждение его на смерть и убиение иудеями. Но это понимание не приемлемо: осуждение и убийство Господа совершено было не иудеями рассеяния, к которым (собственно к христианам из иудеев рассеяния) написано послание Ап. Иакова (I:1), а иудеями палестинскими, и при этом не богатыми только, к которым обращены слова ст. 6-го, а и бедными, словом, всем народом еврейским в Палестине; настоящее время глагола «не противится» (ouk antitassetai) отнюдь не приложимо к единичному прошедшему историческому событию осуждения и смерти Господа. Несомненно, здесь «праведник» стоит в собирательном смысле (как ниже в ст. 16) - праведных, терпящих несправедливое преследование, людей. Справедливо замечает блаж. Феофилакт: «прибавлением «не противится вам» Апостол обобщает речь, простирая ее на прочих, потерпевших от иудеев подобное, и, может быть, пророчески говорит о собственном страдании». Преследование и убийство праведников из-за их праведности, ненавистной преследующим, является разительным признаком нравственного развращения последних (ср. Прем 2:12-20). Такое вопиющее преступление не может остаться без тягчайшей кары суда Божия в последние дни; Апостол, в силу отрывочности речи своей, не высказывает прямо этой мысли об ожидающей преступных богачей каре, но, без сомнения, подразумевает это, переходя далее к увещаниям, ст. 7-9, с ясно выраженным ожиданием пришествия Господня.