Толкования на Кол. 2:3

Свт. Иоанн Златоуст

в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения

См. Толкование на Кол. 2:1

Свт. Амвросий Медиоланский

в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения

См. Толкование на Кол. 2:2

Свт. Феофан Затворник

в Немже – суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна

В Немже, – то есть в Иисусе Христе. Как Бог, Он все знает, подобно Отцу, и «ничего нет неведомого Ему из того, что знает Отец» (Экумений).

«Словом: сокровища – показывает Апостол множество (великую цену), словом: вся, – что Он все знает, а словом: сокровенна, – что Он один все знает» (святой Златоуст). «Он один все знает; но эта исключительность только в отношении к тварям разумеется, а не в отношении ко Святой и преблагословенной Троице» (Экумений). «Нечто особенно великое выражает здесь Апостол. В Нем вся сокровища. Он есть самопремудрость и самоведение» (блаженный Феофилакт). Так первая мысль при сих словах та, что Господь Иисус Христос, как Сын Божий и Бог, Сам все знает. И это для цели Апостола очень пригодно, ибо внушало: «если так, то у Него должно просить всего; Он дает премудрость и знание» (святой Златоуст).

Но по ходу речи, кажется, у Апостола и та возможна мысль, что в познании Господа Спасителя вся премудрость и все знание. Кто Его познает, как Спасителя, тот в этом самом познании стяжет всю премудрость и все знание. Познание же Господа, как Спасителя, есть познание домостроительства нашего спасения в Нем и чрез Него или, что то же, познание тайны Божией, о коей поминалось пред сим. В таком случае: в Немже, εν ω, – надо будет признать относящимся к: тайны, μυστηριου (2, 2), – и: εν ω – перевесть: в ней же, – что греческий язык дозволяет. Мысль Апостола будет: в познании тайны спасения в Господе Иисусе Христе вся премудрость и все знание или вся разумность. Этим внушалось: ничем так не дорожите и ничего так не домогайтесь, как познания сей тайны; когда познаете ее, то, хотя бы вы ничего другого не знали, вы мудры и разумны и всезнающи; потому, если кто подойдет к вам в качестве премудрого и начнет вам предлагать мудрость, несогласную с познанием тайны Божией о Христе Иисусе, не слушайте его: не мудрость он вам предлагает, а нелепое мудрование. В таком смысле разумеет сии слова Амвросиаст: «Апостол желает, чтобы колоссяне познали таинство Божие во Христе, убеждаясь, что в том все богатство мудрости и ведения, чтобы исповедать Христа в полноте Божества достопоклоняемым. Во Христе все сокровенное таинство Божие Он есть один Спаситель, на Коего, если не возуповает какая плоть человеческая, погибнет. Кто Его познает, тот будет иметь и познание всего верное. Почему достойно говорится, что в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения; так что, кто Его познает, тому ничего еще не требуется, чтобы признану быть премудрым и разумным, как познавшему Того, в Ком вся премудрость. Какое бы ведение ни думал кто найти где-либо, в Нем найдет ее богатно. Для неверующих непонятно, как во Христе всякая премудрость и всякое знание; потому что они не читают в Евангелии астрологии, ни в Апостоле (книге) геометрии, ни в Пророках арифметики и музыки, – за которыми наши (верующие) того ради не гонятся, что они не принадлежат к спасению, а скорее вводят в заблуждение и отводят от Бога: ибо, занявшись ими и хитросплетениями их умозаключений, забывают пещись о душе. Какая мудрость вернее и истиннее, как признать, что спасительно, и отвратиться от того, что пагубно? Пагубно же то, что препятствует душе пещись о своем спасении. Почему не неправедно утверждать, что, кто Христа познал, тот обрел сокровище премудрости и ведения: ибо познал то, что для него спасительно».

Изъявив такое благорасположение и доброжелательство, Апостол говорит затем: у вас все хорошо, но боюсь, как бы вас не прельстили хитрословесники.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

Прп. Ефрем Сирин

в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения

Ибо в Нем открыты все сокровища премудрости, все то есть обетования Божии сокровенныя.

Толкование на послание к Колоссянам.

Прп. Иоанн Дамаскин

в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения

Будучи бесстрастным, Он ради нас подчинился страстям и сделался слугою нашего спасения. А те, которые говорят, что Он – раб, разделяют единого Христа на два, совершенно так, как Несторий. Мы же говорим, что Он – Владыка и Господь всякой твари, единый Христос, Один и Тот же вместе Бог и человек, и все знает: в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.

Изложение веры.

Прп. Максим Исповедник

в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения

Наконец, пусть он, преодолевая букву благоразумным изучением Священного Писания, мудро возносится к Святому Духу, в Котором пребывает полнота благ и сокрыты все сокровища премудрости и ведения. И если кто окажется достойным быть внутри этих сокровищ, тот обретет Самого Бога, начертанного на скрижалях своего сердца благодатью Духа, открытым лицем (2 Кор. 3:18), как в зеркале, увидит славу Божию, сняв покрывало буквы.

Мистагогия.


Некоторые из братий думают, что они не могут иметь даров Духа Святого: ибо, по нерадению об исполнении заповедей, не знают, что имеющий истинную веру во Христа имеет в себе сокращенно все дары Божии. Но поелику мы, по безделью нашему, далеко отстоим от деятельной к Нему любви, которая показала бы нам Божественные в нас сокровища: то справедливо почитаем себя чуждыми даров Божиих.

Если, по словам Божественного Апостола, в сердцах наших верою живет Иисус Христос (Еф. 3, 17), а в Нем все сокровища премудрости и ведения сокровенны суть: то в сердцах наших находятся все сокровища премудрости и ведения. Открываются же они сердцу по мере очищения каждого заповедями.

Се сокровище, скрытое на селе (Мф, 13, 44) сердца твоего, которого ты еще не обрел по безделью. Ибо если бы обрел, то продал бы все, и купил бы село сие. Но ты, оставя это село, работаешь около его, где нет ничего кроме терния и волчцов.

Посему-то говорит Спаситель: Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Узрят же Его, и сущие в Нем сокровища тогда, когда очистит себя любовью и воздержанием, и тем более, чем более очистятся.

Посему-то говорит еще продадите имения ваша и дадите милостыню (Лк. 12, 33), и се вся чиста вам будут (Лк. 11, 41), как уже не занимающимся вещами, до тела касающимися, а старающимся очистить от ненависти и невоздержания ум свой, который Господь называет сердцем (Мф. 15, 19). Ибо все оное, оскверняющее ум, не дает ему видеть живущего в нем Христа благодатью святого крещения.

Главы о любви.

Блж. Августин

Ст. 3, 6-7 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения… посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением

В этом есть похвала всякой благодати, которою Он спасает верующих, заключая в Себе глубокие сокровища премудрости и ведения и насыщая верой умы, чтобы привести их к вечному созерцанию неизменной истины. Что, если бы Всесильный созданного [Им для восприятия] человека не из чрева материнского произвел, а внезапно предъявил очам? Что, если бы Он миновал все возрастные этапы, отделяющие младенца от юноши, не вкушал бы пищи, не предавался бы сну? Разве не утвердил бы Он ошибочное мнение, благодаря которому не верили бы, что Он поистине неким образом принял человеческую природу, и, поскольку Он все творит чудесным образом, не лишил ли бы значения того, что Он сделал из милости? Ныне же Он таким образом явился посредником между Богом и людьми, что, в единой ипостаси соединяя обе природы, и обыкновенное возвышает необычным, и необычное умеряет обыкновенным.

Послания.


Поразмыслите, возлюбленные, и постигните, сколь спасительно увещание апостола, когда он говорит: Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа нашего, (так и) ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере. Ведь именно посредством простой и твердой веры мы должны неколебимо пребывать в Нем, чтобы Он открыл верным, что в Нем сокрыто: поскольку, как говорит тот же апостол: в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Он не потому сокрыл это, что в этом нам отказывает, но для того, чтобы возбуждать стремление к сокровенному.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения

Может ли художник не знать творения своего? Читаем у апостола о Христе: в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Замечайте, как говорит: все сокровища премудрости и ведения. Не так, что некоторые есть, а некоторых нет; но все сокровища премудрости и ведения есть, хотя и сокрыты. Это, следовательно, есть в Нем, притом без недостатка, но это от нас сокрыто. Если же во Христе сокрыты сокровища премудрости и ведения, нам необходимо исследовать, в каком смысле они сокрыты. Если бы могли узнать мы, люди, день суда из тех слов, что будущий день суда наступит после двух тысячелетий, и тем самым знали бы будущее, беспечными тогда пребывали бы. Ведь решили бы: какая мне забота, если после двух тысячелетий день суда грядет? Значит, когда говорится, что Сын не знает дня суда, то это для нашей пользы, чтобы не узнали дня суда, пока он грядет. Наконец, смотрите, что за этим следует: Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Мк. 13:33). Не сказал «не знаем», но – не знаете.

Трактат на Евангелие от Марка.

Блж. Феофилакт Болгарский

и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения

Он один знает все. Если же Он один мудр, то мудро, конечно, и пришел в последние дни, а не давно, и напрасно некоторые неразумные нападают на это. Сказав: сокровища, указывает на их множество, а словом: все, показывает, что ничто Богу не безызвестно, а выражением: сокрыты – что один Он знает и у Него должно просить мудрости и знания. Но заметь, если и кажется, что он сказал нечто особенно великое, то и это – в Котором сокрыты сокровища – сказал применительно к пониманию людей очень простых. Ибо Бог есть самопремудрость и самоведение.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.

Ориген

в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения

Еще мы понимаем это место и так: сокровище сие мы носим в глиняных сосудах (2 Кор 4:7), поскольку сокровище использовано в другом месте как сокровища премудрости и ведения, а глиняные сосуды – применительно к тексту Писаний, которые легко презираются греками, тексту, в котором превосходство Божественной силы истинно является.

Комментарии на Евангелие от Иоанна.

Лопухин А.П.

в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения

См. Толкование на Кол. 2:1