Толкования на Мф. 16:26

Свт. Иоанн Златоуст

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

См. Толкование на Мф. 16:25

Свт. Кирилл Александрийский

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

Поскольку ученики, еще не обретшие силу свыше (Лк. 24:49), вполне могли впасть как-нибудь в человеческие немощи и, поразмыслив, сказать нечто подобное: «как кто-нибудь отвергнется себя», или: «как, погубив свою душу, обретет ее?» и «почему претерпевшим это равная почесть?», - поэтому, чтобы отвлечь их от таких помыслов и словно бы выковать в них мужество, внушив им стремление к будущей славе, Он говорит: Есть некоторые из стоящих здесь и далее, намекая на Петра и сыновей Зеведеевых. Ибо они были взяты [на гору] при преображении, которое Господь называет Царствием, поскольку оно явило неизреченность власти и неизменность родства с Отцом. Этим Он обнаружил и достоинство второго пришествия, и приводящее в трепет его преддверие, показав, что оно - словно бы подтверждение того [пришествия]. Ибо Господь приидет во славе Бога и Отца, а не в подобной нам ничтожности.

Фрагменты.

Свт. Тихон Задонский

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

«Что пользы человеку приобрести весь мир», и прочее, – что это значит?

Ответ. Если бы кто давал тебе превеликое богатство и царство земное, но притом бы сказал тебе, что, получив это, тотчас умрешь, то какая бы тебе польза была из того (богатства)? Нужно ли мертвому богатство, слава, честь и все сокровища мира сего? Мертвый как не чувствует, так и не требует ничего; все здесь с миром оставляет и ничего с собой не берет. В смерти все, богатые и нищие, благородные и безродные равными делаются. Если же временная жизнь нам дороже всего, что всякий познает при случае смертном, то насколько более предпочитать должно всем сокровищам мира и самой жизни временной – вечную жизнь, которая, однажды найденная, никогда не потеряется, и однажды потерянная, никогда не отыщется. Временную жизнь, как ни береги и ни защищай, надо оставить, и с ней все, а вечная жизнь и ее блаженство вовеки, без конца пребывает, потому и все богатство, славу и честь, и саму жизнь эту ради вечной жизни должно оставить, когда нужно будет.

Оставим худое, земное, тленное, обманчивое, но приобретем лучшее, небесное, нетленное, истинное. В этом вера укрепляет нас, и надежда поощряет. Бог обещал нам, слово Его истинно есть: что обещал, то подаст без сомнения верующим. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2:10). Он в слове Своем верен пребывает, пребудем и мы верны, и получим. Будем говорить не только языком, но и сердцем: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века».

Письма келейные. Письмо 119.

Прп. Макарий Великий

Кая бо польза человеку, аще мир весь обрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою

И таким образом единая душа драгоценнее и славнее всего мира и царства и его денег и славы, не только по той причине, что Царство Небесное ценнее (всего этого), но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих творений не соблаговолил, действом Духа, соединить Свое естество и истощить его (то есть снизойти до уровня твари): ни с небом, ни с солнцем, ни с луной, ни со звездами, ни с морем, ни с землей, ни с какой иной из видимых тварей, — как только с человеком, любящим Его сверх всего.

Собрание рукописей типа I. Слово 60.

Прп. Иоанн Лествичник

Кая бо польза человеку, аще мир весь обрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою

Не повинуйся суетному тщеславию, получающему объявлять добродетели твои для пользы слышащих: кая польза человеку, если он принесет пользу всему миру, душу же свою отщетит. Ничто не может принести такой пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав, смиренное и непритворное слово. Таким образом мы и других будем побуждать, чтобы они не возносились; а что может быть полезнее сего?

Слово 22. О многообразном тщеславии.

Блж. Иероним Стридонский

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

См. Толкование на Мф. 16:24

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 26-27 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его

Предположим, говорит, что ты приобрел весь мир, но какая польза от того, что тело благоденствует, если душа находится в худом состоянии? Это подобно тому, что госпожа дома носит разорванные рубища, а служанка блестящие одежды. Ибо и в будущей жизни никто не может дать выкупа за душу свою. Здесь можно дать слезы, стенания, милостыни, там нет. Там придет Судья неподкупный, ибо Он судит каждого по делам, но и страшный, так как Он идет во славе Своей и со ангелами, а не уничиженный.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

Первое выражение двусмысленно, ибо одним способом можно понять его так: если кто-то жизнелюбивый и думающий, что настоящая жизнь - это благо, обратит свою душу к плотской жизни, боясь умереть и со смертью потерять ее, то он, желая таким образом спасти душу, потеряет ее, помещая ее вне пределов блаженства. А если кто, презирая настоящую жизнь благодаря Моему слову, [говорит Господь], убедившему подвизаться до смерти за истину вечной жизни, потеряет душу, предав ее ради благочестия тому, что обычно называется смертью, он, потеряв из-за Меня душу, скорее спасет ее и сбережет. А другим способом мы можем понять сказанное так: если кто-нибудь, поняв, что такое спасение, хочет дать спасение своей душе, то он, расставшись с этой жизнью, отвергнувшись себя, взяв свой крест и следуя за Мной, [говорит Господь], пусть потеряет для мира свою душу, ибо, лишившись ее ради Меня и всего Моего учения, в результате этой потери обретет спасение.

Слова: или какой выкуп даст человек за душу свою? - видимо, сказаны как вопрос, содержащий ответ, для обозначения человека, который дает выкуп за душу свою: того, кто после грехов отдал все имущество, чтобы раздать бедным и этим спастись. И в утвердительном смысле, я думаю, они обозначают, что у человека нет ничего, что он мог бы отдать как выкуп за свою душу, одержимую властью смерти, и что избавило бы ее из рук смерти. Действительно, человек не мог бы дать никакого выкупа за душу свою, а Бог в качестве выкупа за души всех нас отдал драгоценную кровь (1 Пет. 1:19) Иисуса, так что мы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6:20), не тленным серебром или золотом искупленные, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца (1 Пет. 1:18-19).

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою

кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит

Конечно, невозможно приобрести весь мир; но если бы это было возможно, не было бы никакой пользы от этого. В мире все смертно, а душа бессмертна; наслаждение всем этим – временное, а наказание души – вечное. Далее еще усиливает страх; этим обыкновенно Он исправляет слушателей.

или что даст человек измену за душу свою

Если весь мир не может сравняться по своей цене с разумною душою, то какой же выкуп можно дать, чтобы исторгнуть ее от вечного наказания? Конечно, никакого. Потому должно, оставив все, заботиться только о ней одной, вред которой причиняет смерть и за потерю которой нельзя дать выкупа. А чтобы показать нерадивым, что нерадение их не останется без наказания, и усердным, что усердие их не будет лишено награды, чтобы тех еще более устрашить, а этих ободрить, говорит: приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16:27).

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

Если приобретет (аще приобрящет) весь мир, т. е. завладеет всеми его сокровищами, достигнет всевозможных почестей и будет наслаждаться всеми земными удовольствиями. А душе своей повредит (душу же свою отщетит), т. е. сделает ее неспособною и недостойною к получению вечного блаженства на небе и подвергнет ее вечному мучению в аду, в удалении от Бога — источника блаженства. «Если рабы твои в довольстве, — рассуждает при этом один из духовных учителей, а сам ты в крайней беде; какая тебе польза от того, что ты господин? Также суди и о душе: когда плоть наслаждается и богатеет, тогда душа ожидает будущей гибели». Какой выкуп дает человек (что дает измену) за душу свою? Когда таким образом погибнет душа, то можно ли будет чем-нибудь выкупить ее в будущей жизни? «Хотя бы ты был царем всей вселенной, — поучает св. Златоуст, — то и на всю вселенную не купишь (погибшей) души». «Цена души человеческой, — учит святитель Дмитрий Ростовский, — та же, что и цена крови Сына Божия: ибо св. апостол говорит: вы куплены честною кровию Агнца непорочна и пречиста Христа» (1 Пет. 1, 19). Если, по учению православной церкви, душам умерших могут вспомоществовать к достижению блаженной жизни совершаемые, вместе с молитвами, благотворения в память их; то это — только душам тех людей, которые умерли с верою и покаянием, но не успели принести плодов покаяния, как-то: молитв, сокрушения о грехах, поста, милостыни к заглаждению грехов и, вместо привычных грехов, противоположных добродетелей; следовательно, душам таких людей, которые все-таки думали о вечной жизни, заботились о спасении души, скорбели о своих грехах, каялись в них, творили и нечто доброе в жизни, но только по слабости падшей человеческой природы имели и грехи, но не забыли совсем о душе, о вечной жизни и не оставались нераскаянными. Нужно представить себе и то, сами ли такие люди оказывают эту помощь своим душам? Творят оставшиеся в живых, их родные и знакомые.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

(Мк. 8:36-37; Лк. 9:25). Слово “выкуп” (αντάλλαγμα) у LXX и в еврейском тексте обозначается разно (Руфь 4:7; 3 Цар. 21:2; Иов. 28:15; Иер. 15:13; Ам. 5:12; Сир. 6:15; 26:17). Смысл слов Христа понятен. Душа человеческая имеет такую ценность, что весь внешний мир ее не стоит. Если человек действительно, а не мнимо погубит душу свою или самого себя, то такое погубление для него невознаградимо ничем. Поэтому человек должен заботиться о том, чтобы спасти душу свою, а такое спасение находится в полной зависимости только от следования за Христом и подражания Ему.

Толковая Библия.

Троицкие листки

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою

См. Толкование на Мф. 16:25