Толкования на Мф. 22:45

Свт. Иоанн Златоуст

Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему

См. Толкование на Мф. 22:34

Беседы на Евангелие от Матфея.


Он не сказал: итак, «если Дух Святый назы­вает его Господом», а говорит: «если Давид называет Его Господом». Почему же Он присовокупил: «по вдохновению, называет Его Господом»? До пришествия Христова о Христе можно было говорить не на основании телесного зрения, а по предуказанию Духа Святого. Давид сообщал не о том, что видел, а воз­вещал духовной своей лирой то, что внушал Святый Дух. Поэтому-то Господь и сказал: «как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом»? А чтобы еретик не перенес хулы на Святого Духа, Спаситель далее, как мы уже сказали, присово­купил: «если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему»? Следовательно, Давид по вдохновению Духа Святого называет Христа Господом. Заметим предварительно, что всякий пророк говорит подобающее по вдохновению от Святого Духа. Все мы признаем, что пророки говорили Святым Духом, как о том и апостол свидетельствует, говоря: «хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка» (Деян.28:25); и сам Бог, когда говорит вообще: «излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать» (Иоил.2:28); равно и Моисей: «если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них» (Числ.11:29)? Здесь обратим тщательное внимание на то, как указывается божество Духа Святого, как оно не нами воз­вышается, а прославляется собственным достоинством.

Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне.

Прп. Иустин (Попович)

Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему

См. Толкование на Мф. 22:41

Блж. Августин

Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему

Здесь требуется осторожность, чтобы не получилось, что Сам Христос отрицает, что Он - Сын Давидов. Но Он и не отрицал, что Он - сын Давидов, Он спрашивал об этом. Вы сказали, что Христос есть сын Давидов, и Я не отрицаю это. Но он называет Его Господом. Скажите Мне, каким образом Он является сыном, если Он - его Господь? Но они не ответили, а умолкли.

Давайте ответим им так, как Сам Христос объясняет. Где объясняет? Через апостола Своего. Для начала, как нам знать, что это Сам Христос дает объяснение? Вот, говорит апостол: Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне (2 Кор. 13:3). Итак, через голос апостола Христос удостоил нас ответа на вопрос. Во-первых, вспомним, что сказал Христос, обращаясь через апостола к Тимофею: Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему (2 Тим. 2:8). Итак, Христос - сын Давидов. Но как же Он и Господь ему? Скажи нам, апостол! Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Флп. 2:6). Узнай в Нем Господа Давида. А если узнаешь в Нем Господа Давида, нашего Господа, Господа Неба и земли, Господа ангелов, равного Богу, и образ Божий, то как же Он - сын Давидов? Внимай тому, что следует. Апостол показывает тебе Господа Давида, говоря, что Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу. Так как же Он - Давидов сын? Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его (Флп. 2:7-9). И воскрес Христос из семени Давида, сын Давидов, ибо Он уничижил Себя. Как Себя уничижил? Взяв на Себя то, чем Он не был, не теряя того, чем Он был. Уничижил Себя, смирил Себя. Хотя был Богом, казался человеком. Он отвергнут был, когда ходил по земле, хотя Он - Творец Неба. Отвергнут был и как человек, словно в Нем не было никакой силы. Он был не просто отвергнут, но убит! Он был тем камнем, о который преткнулись иудеи и разбились: и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Мф. 21:44). Сначала Он был положен внизу, и тогда они преткнулись. Но Он придет свыше, и тогда их раздавит.

Теперь вы поняли, что Он и сын Давидов, и Господь Давида: Господь Давида всегда, сын Давида на время. Господь Давида рожден из субстанции Отца, сын Давидов рожден от Девы Марии, зачат Духом Святым. Будем твердо помнить то и другое! Одно - это наше будущее обитание в вечности, другое - наше освобождение от теперешней чужбины.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему

См. толкование на Мф. 22:41

Евфимий Зигабен

Аще убо Давид нарицает Его Господа, како сын ему есть

Сказал это не отрицая, что Христос есть сын Давидов, но изобличая ошибочное их предположение, потому что Он не такой сын его, каким они представляли Его, т.е. простой человек, но и Господь его. Сыном его Он называется, как выросший из его корня по человечеству, а Господом его – как Бог его. Этим изречением Давида Он воспользовался для изобличения фарисеев, показывая, что Он не только сын Давида, но и Бог его. Нужно объяснить и это изречение. Давид говорит, что Господь и Отец сказал Господу моему и Сыну Своему, Христу, взяв Его на небо: седи по правую руку Меня, пользуйся Моим Царством, имея одинаковый со Мною престол и одинаковую честь (Пс. 109:1). Враги Христа телесные – это, прежде всего, иудеи, затем – язычники и еретики, а бестелесные – демоны. Марк (12:35-37) говорит, что Христос сказал это, уча в храме, и что народ слушал Его с услаждением. Вероятно, Он сначала спросил об этом фарисеев, а потом и в храме учил об этом народ.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему

(Мк. 12:37; Лк. 20:44). Некоторые думали, что Христос опровергает здесь мнение фарисеев, утверждавших, что Мессия есть Сын Давидов. Но весь контекст против такого толкования. Вероятнее предполагать, что вопрос Христа был вызван распространяемыми со стороны Его врагов слухами о том, что Он не Сын Давидов и, следовательно, не Мессия, каким признавали Его ученики и народ. Если так, то вопрос Христа становится понятен. Если Он не Сын Давидов и не Мессия, то о ком же говорит Давид, называя сына своего Господом? “Истинный ответ не приходил им на ум. Он мог бы состоять в следующем. Мессия есть Сын Давидов по своему человеческому происхождению; но как Сын Божий, происходящий предвечно от Отца, Он возвышен и над Давидом, и над всем человечеством, и потому Давид называл Его своим Господом правильно. Но такое двоякое отношение Мессии к великому еврейскому царю и вместе с тем истинная оценка достоинства и служения Мессии не были известны в богословии раввинов.”

Толковая Библия.

Троицкие листки

Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему

См. Толкование на Мф. 22:34