Толкования на Мк. 10:29

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия

См. Толкование на Мк. 10:28

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ст. 29-30 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной

Исполнение этих светлых слов Спасителя нашего Бога вижу я над собой, недостойным служителем Христовым и рабом лукавым и лживым. Седьмой год приходится жить мне среди мира; сначала в должности приходского пастыря, а потом в сане епископа. И сколько добрых душ пеклось обо мне с чисто материнской и отеческой любовью! А как много духовных детей, братьев и сестер во Христе послал мне Господь, все они относились ко мне с самой искренней преданностью! Во всем имел помощь материальную – в пище, и в одежде, и помещении, даже в дни голода 1921 года и во время нынешней ссылки на далеком севере! Так милосердный Господь утешает своих рабов еще во время земной жизни их. А какие великие блага ожидают в жизни будущей тех, кто посвятил себя служению Христову! Залогом этих будущих вечных благ являются те Божии милости, какие Господь уже дал Своим рабам, как о сем говорит нам Церковь в молитве: «Боже великий и дивный, неисповедимою благостью и богатым промыслом управляяй всяческая и мирская нам благая даровавый и споручивый нам обещанное Царство дарованными Твоими…»

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия

См. Толкование на Мк. 10:28

Климент Александрийский

Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия

Пускай даже это не смущает вас, как и то, что было высказано в другом месте еще более суровыми словами: «Кто не возненавидит отца, и матери, и детей, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (ср. Лк. 14:26, Мф. 10:37). Ведь Бог мира (ср. Рим. 15:33) ненависти не привносит, как и отторжения самых любимых людей, – Он, который увещевает любить даже врагов! (ср. Мф. 5:44, Лк. 6:27, 35) А раз нужно любить даже врагов, то это, соответственно, распространяется и на ближайших родственников… Если же у кого будет безбожный отец, или сын, или брат, и тот станет ему препятствием к вере или помехой в его высокой жизни, то такой человек пусть не сходится и не соглашается с ним, но прервет свое плотское родство по причине их духовной вражды.

Какой богач спасется?

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 29-30 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной

Здесь перечисляются виды самоотвержения ради Христа и тем указывается, что должно предпочитать Христа и спасение своей души всему, и самому близкому, самому дорогому, а не то, чтобы действительно оставлять все, и удаляться всего, чтобы быть христианином. Удаление от всего, это – высший род совершенства, о котором можно сказать то же, что у св. Матфея (Мф.19:12) сказано о безбрачии: не все вмещают слово cиe, могущий вместить, да вместит, или о расточении богатства: если хочешь быть совершенным (Мф. 19:21), и пр. Св. Златоуст, по поводу сих слов Христовых, прибавляет: „здесь говорит Господь еще и о гонениях. В то время отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию“.

Господь разделяет мздовоздаяние на награды в здешней и будущей жизни. Во сто крат более (сторицею), т. е. несравненно больше, чем сколько стоит то, что оставлено. Обещание иметь множество домов и братьев и сестер и пр., конечно, нужно понимать иносказательно, т. е. в духовном смысле, так как невозможно иметь множество напр. отцов и матерей. Это значит, 1) что духовные блага, даруемые от Иисуса Христа Своим последователям, столь обильны, что несравненно более вознаграждают отказавшегося ради них от всех благ вещественных, житейских, если только последние отклоняют от последования Ему; 2) что духовные связи религии несравненно более должны быть дороги человеку и более крепки, чем кровные и чувственные, если только сии последние препятствуют высокой религиозной жизни, и что потому 3) с излишком вознаграждают отрёкшегося от этих последних благ за отречение от них: таковой может приобрести гораздо более дорогих сердцу духовных братьев и сестер духовных отцов и матерей и детей (Мих.). Св. Григорий Богослов замечает: Господь сделает, что оставивший все ради Христа будет обрадован бедностью или оставлением всех вещей гораздо более, чем богатый своим богатством и всеми своими угодьями. Это мы и видим на св. Апостолах, мучениках и подвижниках. Ныне, во время cиe, среди гонений (во изгнании). Т. е. иметь эти, обещаемые Господом, блага не помешают и грозящие Апостолам и вообще истинным последователям Христовым, гонения на них со стороны неверующих и нечестивых людей.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия

См. Толкование на Мк. 10:28