Толкования на Мк. 12:38

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 38-40 И говорил им (Господь народу) в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, — сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение

Господь предостерегает от книжников, бывших учителями закона, и изрекает книжникам «тягчайшее осуждение». За что? За длинные одежды? За первое место в синагогах? За первые места на пиршествах? Конечно, не за это само по себе, а за лицемерие. Их внешность не соответствовала внутреннему, в них все было показным, даже молитва: «напоказ долго молящиеся». Значит, длинная одежда, председание в синагогах, предлежание на пиршествах осуждаются как показатели лицемерного тщеславия. Падает ли осуждение на самый закон, представителями которого были книжники? Нисколько. Закон ничего не теряет в своей святости и ценности для жизни, если его провозвестниками на земле оказываются люди негодные, тщеславные и лицемерные. Закон — сам по себе, а служители его — сами по себе. Закон Бога остается вечно святым законом Бога, а негодные служители закона понесут тягчайшее осуждение, как рабы, знавшие волю Господина и не сотворившие ее… Они будут «биены много». В Евангелии от Матфея, где подробно рассказана беседа осуждения книжников, отчетливо приводятся слова Христа, которыми Он разграничивает учение закона, возвещавшееся книжниками, от самих книжников. Первое — свято, и закон должен быть исполнен, а самих негодных проповедников закона следует остерегаться. «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, всё, что они велят вам соблюдать (по закону), соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:2-3).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях

См. Толкование на Мк. 12:35

Игемоний

И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях

Фарисеи давали десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе (Мф. 23:23, Лк. 11:42). С особым старанием относясь к вещам внешним, они презрели то, что ведет ко спасению души. Они ожидали себе «приветствий в народных собраниях» (ср. Мф. 23:7, Лк. 20:46) и любили «предвозлежания на пиршествах» (ср. Мф. 23:6, Лк. 20:46). Об этом говорил им Господь Иисус, зная, что они потеряны. Он указывал им, что только внешнее принимают они во внимание; то же, что внутри, отвергают как чужеродное, не понимая, что сотворивший тело, сотворил также и душу.

Спор Архелая с манихеем.

Прот. Иоанн Бухарев

И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях

Евангелист Матфей изложил пространно обличительную речь Господа против руководителей Еврейского народа, книжников (Мф. гл. 23); еванг. же Марк берет из нее только несколько изречений о честолюбии, корыстолюбии и лицемерии их. Причина сего понятна. Св. Матфей писал свое Евангелие для христиан из Иудеев, и для них эта речь Христова была и понятна, и полезна, как характеризующая оставленных ими, их ложных духовных руководителей. Еванг. же Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, для которых речь Христова мало могла быть понятна и не могла иметь нравственного значения (Мих.).

Фарисеи любили ходить в длинных одеждах (хотящих одеяних ходити), отличая себя тем пред другими, т.е. для важности. У еванг. Матфея сказано: увеличивают воскрилия одежд своих. Воскрилия, это–шнурки синего цвета, предназначенного для одежды священников. Моисей предписал, чтобы у каждого еврея к концам одежды был нашит синий шнурок для напоминания, что еврейский народ должен быть народом священным (Чис. 15:38 и дал. Втор. 22:12). Фарисеи и эти шнурки, для тщеславия увеличили очень много (Чит. объясн. Мф. 23:5). Целования на торжищах (Мф. 23:7) (любят принимать приветствия в народных собраниях), т.е. любят публичное выражение особенного почтения на торговых площадях, где много народа. Любящих ходить в длинных одеждах и пр.

Все это указывало, что фарисеи были очень тщеславны, везде отличали себя от других и искали почета и уважения себе. Св. Златоуст замечает при этом: „Фарисеями овладевало тщеславие и там, где особенно заповедано им было предохранять себя от оного, т.е. в синагогах, куда они ходили учить. На пиршествах это могло бы еще показаться не столь предосудительным, хотя и учителю надлежит быть образцом. Он должен быть таков не только в церкви, но и везде. Говорит ли, молчит ли, обедает ли, или что другое делает, он во всем должен показывать себя образцом“.

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

Ст. 38-40 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, – сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение

(См. Мф. 23:6-7, 14).

Из обширной речи Господа против книжников и фарисеев, которую передает евангелист Матфей (Мф. 23), Марк приводит только несколько изречений, которыми характеризуется честолюбие, корыстолюбие и лицемерие фарисеев или, собственно, книжников, о которых говорил Господь, по сообщению евангелиста Марка. Для читателей Евангелия Марка не представляла большого интереса вся обширная характеристика фарисейства, какая дана у Матфея.

«В длинных одеждах» ходили обыкновенно люди знатные.

«В народных собраниях» – на рынках (ἀγοραῖς).