Толкования на Мк. 16:2

Свт. Григорий Палама

И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца

См. Толкование на Мф. 28:1

Сщмч. Григорий (Лебедев)

И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца

Позаботься пойти ко Христу «весьма рано». Идти к Нему предпочти всякому другому делу твоей жизни. Иди «с восходом солнца», когда бодра душа, крепки силы тела, когда рассеялся мрак иллюзий и заблуждений и попрятались ночные тени греха. Пойди ко Христу прежде всякого другого дела твоей жизни; пойди, когда душа в солнечном свете, и ты обретешь Воскресшего Господа и сам станешь причастником Воскресения.

«Магдалина Мария притече ко гробу, и Христа видевши, яко вертоградаря вопрошаше» (припев 9-й песни пасхального канона).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение L. Почему Матфей повествует, что воскресение [произошло] «по прошествии субботы» (Мф. 28:1), Марк – что «ранним утром по восходе солнца» (Мк. 16:2), Лука – «ранним утром» (Лк. 24:1), Иоанн – «ещё в темноте» (Ин. 20:1)? И как Иоанн об одной женщине говорит, Лука и Марк – о трёх, Матфей – о двух, которые пришли ко гробу Господа? И имена их по-разному передают. Лука, упоминая о трёх, одну из них Иоанной называет, Марк же, также вспомнив трёх, говорит, что одна из них – Саломия.

Разъяснение см. Мф. 28:1

Блж. Августин

И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца

Лука говорит: Очень рано, а Иоанн: Рано, когда было еще темно, Марк же: И весьма рано при восходе солнца, то есть когда небо на востоке уже светлело, что и бывает перед восходом солнца (ср. Мф. 28:1, Лк. 24:1, Ин. 20:1). Это и есть то сияние, которое обыкновенно зовется Авророй - утренней зарей. Так что Марк не противоречит евангелисту, который говорит: Рано, когда было еще темно (Ин. 20:1). С наступлением дня остатки темноты тем быстрее исчезают, чем быстрее восходит солнце.

О согласии евангелистов.

Блж. Феофилакт Болгарский

И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца

См. Толкование на Мк. 16:1

Беда Достопочтенный

И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца

Эта самая священная ночь почтена была славою победы Господа над смертью; а на исходе ночи, когда зарождался новый день, верные Христу женщины заступали прислуживать Ему (ср. Мф. 28:1, Лк. 24:1). Ведь Господь - Творец и Распорядитель времен, воскреснув в последнюю часть ночи, всю ее светом Своего воскресения сделал праздничной и блистательной.


В евангельском тексте сказано, что праведные женщины пришли взглянуть на гроб вечером, когда уже рассветало, в первый день недели. Это надо понимать так, что они готовились вечером и на рассвете первого дня недели пришли туда; то есть вечером они приготовили благовония, которыми хотели помазать тело Господа, но принесли приготовленные ароматы ко гробу утром. Что Матфей в силу краткости изложения передал не так ясно (ср. Мф. 28:1), другие евангелисты указали более четко, в каком порядке все было сделано (Мк. 16:1-2, Лк. 24:1). После того как Господь был погребен в шестой день, вернувшиеся от гроба женщины готовили благовония и масти, покуда можно было работать; с наступлением же субботы они оставались в покое, согласно заповеди (ср. Исх. 12:16, 20:8-10), о чем Лука говорит прямо (ср. Лк. 23:56). Когда прошла суббота и настал вечер, снова можно было работать и женщины, в благоговении своем пребывая, купили недостающие ароматы, как упоминает Марк, чтобы пойти и помазать Его тело. Очень рано в первый день недели они пришли ко гробу.

Гомилии на Евангелия.

Прот. Иоанн Бухарев

И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца

Зело заутра (весьма рано) воссиявшу солнцу (при восходе солнца). Евангелист Матфей повествует, что мироносицы пошли ко гробу весьма рано, когда еще только светало (на рассвете) и не было солнца (Мф.28:1), а св. Марк говорит, что они пришли ко гробу, когда показались первые лучи его (при восходе солнца – возсиявшу солнцу). Это можно объяснить таким образом: Мироносицы пошли ко гробу очень рано, когда только начало светать и солнца еще не было, а пришли туда, когда уже солнце начало восходить.

Во едину от суббот (в первый день недели), т. е. новой недели, в день, который, со времени воскресения Христова в этот день, называется у нас воскресеньем. Господь имел воскреснуть на третий день по смерти. Так пророчески представлено было пр. Ионой; так неоднократно предсказывал и Сам Он Своим Апостолам. Так и совершилось на самом деле. „А как считается воскресение Христово тридневным, узнай, пишется в синаксаре пасхальном: вечер четверга и день пятка – вот сутки по еврейскому счету; ночь пятка и день – сутки; субботняя ночь и день недельный – третьи сутки. Здесь начало дня принимается за целый день“. В каком именно часу последовало воскресение Христово, этого определить нельзя; полагают, утром, после полуночи (Амвр. Медиол.)

Толкование на Евангелие от Марка.

Лопухин А.П.

И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца

См. Толкование на Мк. 16:1