Толкования на Откр. 14:4

Свт. Андрей Кесарийский

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу

См. Толкование на Откр. 14:3

Свт. Максим Туринский

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу

Таким образом, человек Иисус Хрис­тос, покорив дьявола Своим страдани­ем, отперев Своим воскресением ад, словно победитель, пришедший на небо после исполненного дела, слышит от Бога Отца: седи одесную меня (Пс 109:1). И неудивительно, когда только в одном месте Отец предлагает воссесть Сыну, Который по природе одной субстанции с Отцом.

Когда же говорят, что Сын по правую руку от [Отца] - это, пожалуй, в ком-то и вызывает душевное смяте­ние. Ведь хотя отсутствует [какая-либо] степень достоинства там, где имеется преизбыток Божественности, однако Сын сидит одесную не по той причине, что Он предпочитался Отцу, но чтобы не поверили, что Он ниже. Таким образом, Сын находится одесную, потому что, согласно Еванге­лию, овцы - по правую руку, по левую же располагаются козлята. Следова­тельно, необходимо, чтобы первый Агнец управлял частью овец и чтобы непорочный вождь непорочному стаду, собирающемуся следовать за ним, предвосхитил бы место, как речет Иоанн в Апокалипсисе, говоря: это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел; которые не осквернились с женами. Следовательно, произносит пророк Давид: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс 109:1). Это Господь Отец Господу Богу Христу Сыну предлагает наверху сесть рядом и ради славы располагает Его одесную Себя на вечном месте.

Проповеди.

Сщмч. Викторин Петавийский

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу

См. Толкование на Откр. 14:1

Сщмч. Киприан Карфагенский

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу

И не напрасно то опасение, не пустая та боязнь, которая подает советы к пути спасения и руководствует к сохранению заповедей Бога и правил житейских с тем, чтобы обручившие себя Христу, отрешившиеся от похотей телесных и всецело и телом и душою посвятившие себя Богу совер­шали дело свое достойно великому предназначению, преукрашаясь для одного Господа своего и угождая Ему одному, от Которого и воздаяния девству своему ожидают они, по Его же слову: не все вмещают слово сие, но кому дано, суть во скопцы, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Мф 19:11-12).

Тот же дар целомудрия означается, то же девство возвещается следующи­ми словами ангела: Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девствен­ники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел. И не одному только мужескому полу усвояет Господь благодать целомудрия: Он не обходит жен, потому что жена есть часть мужа, из него взята и создана. Бог во всем почти Писании обращает­ся к первозданному, так как двое составляют одну плоть, и в муже обозначается вместе и жена. Если же целомудрие идет вслед за Христом и девство предназначается для Царства Божьего, то что в земном убранстве и украшениях, коими желающие уго­дить человекам оскорбляют Бога?

Об одежде девственниц.

Сщмч. Мефодий Патарский

Что же Господь - истина и свет - сделал, придя (в мир)? Он, приняв плоть, сохранил ее нерастленною - в девстве. Так и мы, если хотим быть подобными Богу и Христу, должны стараться соблюдать девство. Ибо подобие Божие состоит в воздержа­нии от растления. А что вочеловечившееся Слово стало перводевственником, и первопастырем, и первопророком Церкви, это объяснил нам вдохновенный Христом Иоанн в книге Откровения, сказав: и взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи <…> Это суть те, которые не осквернились с женами: ибо они девственники; это суть те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел.

Притом заметь, как велико досто­инство девства пред Богом: они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны, и следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел. Этим он хочет ясно внушить нам, что таким числом, то есть ста сорока четырьмя тысячами, издревле определено количество девственников, между тем как других святых неопределенное множество. Ибо замечательно, что он прибавляет, говоря о прочих: и взглянул я, и вот из всех языков и племен и всех народов великое множество, которого никто не мог перечислить (Откр 7:9).

Итак, он представляет, как я сказал, бесчисленное множество других святых, а девственников весьма небольшое число сравнитель­но с составляющими бесчисленное множество.

Пир десяти дев.

Блж. Августин

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу

Следовательно, и мы, братья, если истинно любим, давайте уподобимся [Ему]. Ибо мы не сможем принести лучший плод любви, чем пример уподобления. Христос ведь пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет 2:21). Кажется, что в этом предложении апостол Петр показал, что Христос пострадал только за тех, которые идут по следам Его, и страдание Христа приносит пользу лишь тому, кто идет по следам Его. По ним шли святые мученики вплоть до пролития крови, вплоть до уподобления страданиям. Шли мученики, но не только они одни. Ведь после того, как они прошли, мост не разрушился; или после того, как они пили, сам источник не иссяк.

В чем надежда благих верующих, которые или в брачном союзе целомудренно и согласно несут узы брака, или в воздержании вдовства укрощают соблазны плоти, или даже, поднимая выше вершину святости и процветая в новой девственности, следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел? Что для них, говорю, и что для всех нас есть надежда, если следуют за Христом лишь те, кто пролили кровь за Него? Следовательно, собирается погубить своих сынов матерь Церковь, которых настолько обильнее она родила, насколько спокойнее во времени мира? Чтобы она не уничтожила их, ей нужно молить о гонении, нужно молить об испытании? Вовсе нет, братья! Как же может молить о преследовании тот, кто ежедневно восклицает, чтобы нас не ввели во искушение? Есть, есть, братья, есть сад у этого Хозяина, и не только из роз мучеников, но и лилий девственниц, и плюща связанных браком, и фиалок вдов. Одним словом, возлюбленнейшие, ни один род человеческий не отчаялся в своем призвании: за всех пострадал Христос. Истинно о нем написано: Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4).

Проповеди.


Супруги имеют свою добродетель не потому, что рожают детей, но потому что честно, потому что целомудренно, потому что законно рожают, и рож денных совместно, ради их блага, непрестанно воспитывают; потому что сохраняют верность ложа друг другу, потому что не оскверняют таинство брака. Однако все это суть человеческие обязанности. Девственная же чистота и свобода от всякого внебрачного сожительства через благочестивое воздержание есть ангельская доля и предуготовление в тленной плоти вечной нетленности. Пусть уступит этому всякая плодовитость, всякое супружеское целомудрие: первое - не во власти [человека], второе - не находится в вечности: плотская плодовитость не подчиняется свободной воле, супружеское целомудрие не имеет неба. Действительно, будут обладать чем-то великим в сравнении с другими людьми в том общем бессмертии те, которые, будучи телесными, уже обладают нетелесным <…> Потому нет никакого предписания Господа о девственницах. Но, избегая распущенности, а также греха, должна быть достигнута жизнь вечная, в которой некая высшая слава [предназначена] не всем в вечности собирающимся победить, но она дарована там некоторым, наследовать которую - мало быть освобожденными от греха. Если [кто-то] ничего не обещал самому Освободителю, то это не заслуживает осуждения, что [он] не обещал, но то, что обещал и исполнил, заслуживает одобрения <…> Потому что, действительно, в самой вечной жизни раздельно сияют света заслуг, у Отца обителей много. Согласно этому, при неодинаковом денарии один не живет дольше другого, но во многих обителях один больше другого прославляется.

Итак, продвигайтесь к Богу Святому, мальчики и девочки, мужчины и женщины, незамужние и неженатые, продвигайтесь настойчиво к цели! Прославляйте слаще Господа, на которого часто направляетесь мыслью; надейтесь с большим упованием на Того, Кому непрестанно служите. Любите пламеннее Того, Кому стараетесь угодить все тщательнее; с препоясанными чреслами и зажженными светильниками ожидайте Господа, когда Он придет со свадьбы! Вы принесете на свадьбу Агнца новую песнь, которую будете петь на кифарах ваших. Но, однако, не такую, какую поет вся земля, когда говорится: воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля (Пс 95:1), но такую, какую никто не сможет пропеть, кроме вас. Ведь так видел вас в Апокалипсисе некто, прежде остальных возлюбленный Агнцем, который обычно возлежал на груди Его, выпил и изрыгнул пренебесные чудеса [знания], слово Божие.

Он видит вас двенадцать раз по двенадцать тысяч святых кифаредов безупречной девственности в теле, безупречной истины в сердце; и поскольку вы следуете за Агнцем, куда бы Он ни пошел, Иоанн написал это о вас. Куда, думаем мы, идет этот Агнец, куда никто не отваживался или не хотел следовать, кроме вас? Куда, думаем мы, Он идет? На какие пастбища и луга, где, я верю, растут травы, приносящие радости? Но не пустые радости этого века, обманчивого безумия; и не радости, каковые в самом царстве Бога предназначены для остальных недевственников, но отличные видом от всех других радостей - радости девственников Христа, [которые] из Христа, в Христе, со Христом, после Христа, через Христа, ради Христа. Радости, свойственные девственникам Христа, не те же, что и недевственникам, хотя они и Христовы.

Ведь существуют различные радости для разных людей, но такие [лишь] для некоторых. Идите к ним, следуйте Агнцу, потому что и плоть Агнца в первую очередь девственна. Ибо то сохранил в себе выросший, что у матери не отнял замысленный и рожденный. Следуйте заслуженно за Ним по девственности сердца и плоти, куда бы Он ни шел. Ведь что значит следовать Ему, как не подражать?

Потому что Христос за нас пострадал, оставив нам пример, как говорит апостол Петр, чтобы мы следовали по следам Его. Каждый следует Ему в том, в чем подражает Ему не как Сыну Божьему, через Которого создано все, но как Сыну Человеческому, Который в Себе совершил [то], чему следует уподобляться.

Многое в Нем предлагается для подражания всем, девственность же плоти - не всем. Ибо не имеют возможности стать девственниками те, которые уже сделали все, чтобы девственниками не быть. Итак, остальные верующие, отказавшиеся от девственности тела, следуют за Агнцем не куда бы Он ни пошел, но куда они сами смогут пойти. Могут же везде, за исключением того, когда Он вступает в красоту девственности. Блаженны нищие духом (Мф 5:3), подражайте Тому, Кто ради вас стал нищим, будучи богатым. Блаженны плачущие (Мф 5:4). <…> Но также верно, что женатые могут идти по тем следам, даже если не полностью попадают ногой в тот же отпечаток, однако продвигаясь по тем же тропам. Но посмотри! - это Агнец, идущий путем девственности! Как после Него будут идти те, кто этот путь упустили, и который они никаким образом не обретут?

Таким образом, вы, вы идите за Ним, девственники Его! Вы идите туда за Ним, потому что ради этого одного, куда бы Он ни шел, вы за ним следуете. Ибо мы можем призывать состоящих в браке к любому иному дару святости, к которому они следуют за Ним, кроме безвозвратно ими утерянного. Итак, следуете за Ним, твердо придерживаясь того, что пламенно обещали. Сделайте, насколько можете, чтобы благо девственности не ушло от вас, потому что вы можете ничего не делать, чтобы вернуть его. Вас увидит множество других верующих, которые не могут следовать за Агнцем в этом - увидят и не станут завидовать. И радуясь вместе с вами тем, чем они не обладают в себе, станут обладать в вас. Ведь и эту новую особенную вашу песнь нельзя будет исполнить; но можно услышать и найти удовольствие в ней, словно в высшем благе. Но вы - это те, которые и исполняете, и слушаете, потому что и то, что вы исполняете, вы же и слушаете; будете ликовать радостнее и веселее господствовать. Однако из большей вашей радости не будет никакой печали тем, кому этого не хватает. Ибо Агнец, за которым вы следуете, куда бы Он ни пошел, не оставляет тех, которые не могут следовать за Ним, но куда [следуете] вы. Мы говорим о всемогущем Агнце. Он и нам подаст, и от тех не отвернется. Поскольку будет Бог все во всем (1 Кор 15:28).

О святом девстве.

Блж. Иероним Стридонский

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу

Иоанн утверждает, что от каждого колена, исключая колено Даново, чье место было занято коленом Левия, были запечатаны для веры двенадцать тысяч девственников, что не осквер­нились с женщинами. И чтобы мы не решили, что здесь просто говорится о том, что они не знали разврата, тут же прибавляется: ибо они девственники. Из чего следует, что девственность не сохранившие по сравнению с чистей­шим ангельским целомудрием Самого Господа нашего Иисуса Христа запят­наны грязью.

Они поют новую песнь, которую никто не может петь, только девствен­ник. Они первенцы Богу и Ангцу и непорочны. Если девственники - первенцы Богу, то вдовы и состоящие в браке идут за первенцами, то есть на втором и третьем местах: погибший народ мог быть спасен не раньше, чем принес бы Богу подобные чистые жертвы и примирился с чистейшим Агнцем.

Против Иовиниана.

Беда Достопочтенный

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу

Без сомнения, избранные, даже если и различаются степенью заслуг, но напитанные истиной одной веры, они стремятся к одному свету небесной истины; и сколь выше в этой жизни кто старался прилепиться ко Христу, столь ближе будет в жизни той на­слаждаться Его видением. Так и сказано о великой заслуге добродете­ли некоторых: Вот те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел; а немно­гим прежде сказано о некоторых, словно о ближайших к светильнику ветвях: Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя живот­ными и старцами. Здесь показано, как все святые поют на улицах этого горнего града новую радостную песнь Богу. Однако те из них выделяются среди других особой радостью песни, кто здесь превзошел обычную жизнь верных особой привилегией святого целомудрия.

Изложение Откровения.

Ориген

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу

Думаю, что как древний народ, названный «Божиим», был разделен на двенадцать колен и над остальными коленами [поставлен] левитский чин, каковой тоже служил Богу (τὁ θεῖον θεραπεὐουσαν), [состоя] из многих священнических и левитских разрядов, – так и, по моему мнению, согласно «сокровенному сердца человеку» (1Пет. 3, 4) всякий народ Христов, получив сокровенно имя Иудея и «обрезанный по духу» (ср. Рим. 2, 29), имеет более таинственно свойства этих [двенадцати] колен. Яснее об этом (о чем для умеющих слушать не молчат и другие пророки) можно узнать от Иоанна из Апокалипсиса.

Говорит же Иоанн так: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца,.. имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: сто сорок четыре тысячи запечатленных из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова… двенадцать тысяч» (Откр. 7, 2–5).

Затем, перечислив остальные колена за исключением Данова, много позже он добавляет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, имеющие имя Его и имя Отца Его написанным на челах их. И услышал я голос с неба, словно глас множества вод и словно глас грома великого; и голос, который я услышал, был словно звуки гуслистов, играющих на гуслях своих. И поют они песнь новую пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песне, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, начаток Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства, ибо они непорочны».

А то, что это говорится у Иоанна об уверовавших во Христа и притом из колен [Израильских], хотя род их по плоти и не кажется восходящим к семени патриархов, можно доказать так: «Не делайте вреда, – говорит [Евангелист], – ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных:.. сто сорок четыре тысячи… запечатленных… из всех колен сынов Израилевых» (Откр. 7, 3–4).

Итак, сыны всех колен Израильских числом сто сорок четыре тысячи запечатлеваются на челах своих. Далее у Иоанна говорится, что эти сто сорок четыре тысячи, имеющие написанным на челах своих имя Агнца и Отца Его, – девственники и не осквернившиеся с женами.

Таким образом, какая иная печать может быть на челах, если не имя Агнца и Отца Его, раз в обоих местах говорится, что чела имеют в одном случае печать, в другом – буквы, содержащие имя Агнца и имя Отца Его?

Но если [сыны] «из колен» – те же самые, что и «девственники», как мы по­казали раньше, а среди [сынов] «Израиля по плоти» (1Кор. 10, 18) верующие [во Христа] редки – так что иной, пожалуй, осмелился бы сказать, что и верующих-то из «Израиля по плоти» не наберется число в сто сорок четыре тысячи, – очевидно, что сто сорок четыре тысячи не осквернившихся с женами состоят из язычников, приходящих к Божественному Слову. Поэтому не погрешил бы против правды говорящий, что в каждом колене девственники – его начаток.

Ведь добавлено: «Они искуплены из людей, начаток Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства, ибо они непорочны».

Следует знать, что речь о ста сорока четырех девах допускает анагогическое толкование, но сейчас излишне перебивать настоящее рассуждение и излагать научающие нас тому же о язычниках пророческие слова.

Комментарии на Евангелие от Иоанна.

Фульгенций Руспийский

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу

Церковь, поскольку обладает различными дарами в разных своих членах, по данной ей благодати получила, однако, большую благодать дара в тех членах, в которых таким образом называется девой духовно, чтобы также владеть и непорочностью телесной девственности. Ведь в других преданных членах, правильно верующих в Бога по правилу кафолической веры и соблюдающих брачную и вдовью целомудренность - а именно непокрытых нечистотами совершённого блудодеяния и остающихся свободными от любого позора неверности, - Церковь владеет только духовной девственностью. В тех же членах, в которых она так охраняет правильную веру, что даже сохраняет плоть неоскверненную каким-либо сожительством, насколько обладает большей полнотой девственности, настолько полнее и совершеннее владеет именем этой девственности. Ведь в первых [членах] ее жизнь ничем не умаляется, в последних же она приобретает нечто большее для [своей] славы, потому что, как говорит Павел: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (I Кор 15:41-43). Наконец, под именем скопцов (о которых также в Евангелии Спаситель утверждает, что они оскопили себя ради Царствия Небесного) Господь через Исайю обещает девственникам лучшее место в доме Своем и в стенах Своих. Написано ведь следующим образом: Ибо Господь так говорит об евнухах: «которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, - тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» (Ис 56:4-5). Так же и в Апокалипсисе блаженного Иоанна: это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел, которые остались девственниками.

Послания.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим

В похвалу и особенное достоинство совершенных ставится то, что они были строгими девственниками. В последние времена эти избранные и совершенные для того, чтобы оставаться верными христианству, при страшных гонениях антихриста среди невозможных условий должны были совершенно отказаться от брачной жизни, которая могла бы связать их нежелательными узами с антихристианским миром. Их девственность - девственность в широком смысле этого слова, как высшая христианская добродетель или как совокупность всех христианских добродетелей при полнейшем целомудрии. Они суть избранные, ибо, презрев брачную жизнь, все блага семейной жизни, предали себя на всецелое служение Богу и в этом смысле всюду ходят за Агнцем. Они первенцы в смысле лучших и избраннейших, они совершенно свободны от лжи и вполне непорочны. Итак, эти 144 тысячи, стоящие вместе с Агнцем на горе Сионе, - суть избраннейшие и совершеннейшие христиане и преимущественно христиане последнего антихристианского времени. Их 144 тысячи, ибо взято число, выражавшее полноту всех избранных и совершенных христиан, которые достигали и будут достигать совершенства.