Толкования на Рим. 11:33

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 33-36 О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть; Или кто прежде даде Ему, и воздастся Ему, Яко из Того и Тем и в Нем всяческая. Тому слава во веки. Аминь

О глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко не испытани судове Его (ст. 33)! Здесь, обратившись мыслью к первым временам, размыслив о древнем Божием Домостроительстве от начала мира и до настоящих событий, рассудив о том, как разнообразно Бог все устроял, (апостол) пришел в изумление и воскликнул, удостоверяя тем слушателей, что несомненно совершится то, о чем он сказал. Иначе он не стал бы восклицать и изумляться, если бы это не могло вполне осуществиться. И он знает, что это глубина, но какая глубина, этого не знает. Это речь человека изумляющегося, но не такого, который знает все. Исполненный же удивления и изумления пред благостью, он возвестил о ней двумя выразительными словами, какие нашел: богатство и глубина, в изумление он приведен тем, что Бог и захотел, и смог совершить это, и произвел противоположные действия одно другим: яко не испытани судове Его. Не только невозможно постигнуть это, но даже и исследовать. И неизследовани путиe Его, то есть способы Домостроительства, потому что и их не только невозможно познать, но даже и исследовать. И я, говорит (апостол), не все нашел, но малую часть, далеко не все; один Бог совершенно знает Свои дела. Потому (апостол) и присовокупил: кто бо разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть? или кто прежде даде Ему, и воздастся ему (ст. 34, 35)? Эти слова означают то, что Бог, будучи так премудр, не от другого заимствует премудрость, но Сам есть источник благ: что Он, столько для нас совершивший и столько нам даровавший, не заимствованное у другого дал нам, но излил это от Себя; что Он никого не должен вознаграждать, как взявши что-либо у другого, но всегда Сам есть главный виновник благ.

Богатство в том преимущественно и состоит, чтобы во всем иметь изобилие и ни в чем не одолжаться другому. Потому (апостол) и присовокупил: яко из Того, и Тем, и в Нем всяческая (ст. 36). Он Сам создал, Сам сотворил, Сам поддерживает, потому что богат и не имеет нужды брать у другого, потому что премудр и не нуждается в совете. И что я говорю - в совете? Никто не в состоянии даже знать, что принадлежит Ему, Он один богат и премудр. Великое богатство проявилось в том, что язычники так были обогащены, а великая мудрость в том, что учителями иудеев сделаны те, которые ниже их. Потом, после того как (апостол) приведен был в изумление, он воздает благодарение, говоря: Тому слава во веки. Аминь. Он всегда в удивлении заключает речь славословием, как скоро говорит о чем-нибудь столько же важном и неизреченном. Так он поступает, говоря о Сыне; и там, исполнившись удивления, он присовокупил то же, что и здесь: от них же Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки. Аминь (Рим. IX, 5).

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Григорий Нисский

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его

Павел тщательно исследует невидимое и сокрытое тайн Божиих - данные ему от Бога озарения относительно истолкования неисследимого и неисповедимого.

О христианском совершенстве.

Свт. Феофан Затворник

О глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытапи судове Его, и неизследовани путие Его

Глубиною называет непостижимость; богатством — полноту благости; премудростию — благо-успешное приведение в исполнение великих планов промышления Своего о роде человеческом, пригодными средствами, которых пригодность непостижима для ума нашего, хотя он и видит ее; разумом — ведение Божие, наилучшим образом определяющее все, чему как следует быть. Или, может быть, богатство относится к премудрости и к разуму так: о, глубина богатства как премудрости, так и разума Божия, то есть богатой премудрости и богатого разума! И премудрость, и разум Божий богаты и глубоки. Судами называет Божии присуждения и определения, чему как быть, а: путями — способы исполнения определенного. Все сие у Бога непостижимо и недомышлимо. Святой Златоуст говорит: «востекая мыслию к первым временам, обозревая в уме древнее Божие домостроительство от начала мира и до настоящих событий (и до конца мира прозревая его), размышляя о том, как разнообразно Бог все устроял, Апостол пришел в изумление и воскликнул, удостоверяя тем слушателей, что сказанное им совершится непременно. А если бы не надлежало непременно тому совершиться, он не стал бы восклицать и изумляться. И хотя знает, что это глубина, однако же не знает, какая глубина. Это речь человека удивленного, который не знает всего. Исполненный же удивлением и изумлением пред благостию, возвестил о ней двумя выразительнейшими словами, какие только нашел: богатство и глубина. А в изумление приведен тем, что Бог восхотел, и мог совершить это, и произвел противоположные действия одно другим. — Яко неиспытани судове Его. (Яко, ώς. — Как неиспытанны!) Не только невозможно постигнуть оные, но даже испытывать. — И неизследовани путие Его! То есть способы домостроительства; потому что и сих не только невозможно познать, но даже исследовать. И я, говорит Апостол, не всё нашел, но открыл малую часть, а не всё. Один Бог совершенно знает Свои дела. Посему Апостол присовокупил:

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Сщмч. Дионисий Ареопагит

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его

Так, конечно, и божественный Павел познал Бога, когда познал, что Он выше всякого понятия и разумения.

Послание Дорофею Диакону.

Прп. Ефрем Сирин

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его

О, глубина богатства и премудрости и ведения Божия в том, что совершил Он среди народа Своего и язычников! Как непостижимы суды Его, среди народа (Израильского) совершенные, и неизследимы пути Его у язычников!

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блж. Феофилакт Болгарский

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его

Размышляя о домостроительствах Божиих от начала мира, о том, как Бог устрояет противоположное чрез противоположное и посредством одних непокорных показывает покорными других, пришел в изумление, удостоверяя тем, что Тот, кто так устрояет дела наши, непременно устроит и будущее спасение иудеев. Богатством называет благость, глубина которой только приводит в изумление, а величие которой неизвестно: ибо обогатить так язычников есть дело богатства. Вместе с благостью изумляется и премудрости, посредством которой Бог управляет жизнью нашей и умудрил невежественных язычников, и ведению, посредством которого Он знает, что полезно каждому. О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его

Апостол не сказал, что трудно постигнуть «суды Божии», но что они вовсе непостижимы; не сказал, что трудно исследовать «пути» Его, но что они вовсе неисследимы. И сколько бы человек ни преуспел, исследуя их, каких бы успехов ни добился благодаря внутреннему усердию, хотя бы помогала ему благодать Божия и был «просвещен» его разум, не сможет он в совершенстве осуществить ту цель, к которой стремится.

О началах.

Тертуллиан

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его

Апостол даже восклицает: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Откуда такое восклицание? Оно основано на припоминании ранее приводимых Писаний и на размышлении о таинствах, которые апостол рассматривает в свете Христовой веры, происходящей от закона.

Против Маркиона.

Амвросиаст

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его

Изначально Бог знал, каковы будут поступки и дела людей; род же человеческий не мог быть спасен только суровостью праведности Его, как не мог стать совершенным лишь только Его милостью. Так, в определенное время Он постановил, что должно проповедовать, хотя до того Он позволял каждому решать для себя, ибо праведность познавалась под водительством самой природы. Поскольку же власть естественной праведности ослаблена стала привычкой греха, был дан закон, чтобы род человеческий сдерживался страхом перед законом. Но так как люди не удержались и обвинены были законом, явлена была благодать, дающая спасительное прибежище, но и ослепляющая на время отвергающих ее и приглашающая соучаствовать в обетовании язычников, которые прежде не захотели последовать за праведностью Божией, данной через Моисея; так чтобы иудеи возревновали о спасении язычников и по этой ревности обратились к источнику корня своего, который есть Спаситель. Это - бездна богатства и премудрости и ведения Божия, Который Своим многогранным провидением призвал к вечной жизни и иудеев, и язычников.

Толкование на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Ст. 33-36 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь

Апостол заключает отдел IX-ХI гл., а вместе и всю дидактическую часть послания благодарением и славословием Богу, Который неисследимыми для человека путями ведет все к предназначенной Им от века цели. Все от Бога, через Бога и к Богу - вот основная мысль этого славословия. В частности, напр., народ израильский обратится. - Премудрость (sofia) - это премудрость Божественная, которую имеет Бог и которую Он проявляет в деле домостроительства человеческого спасения. - Ведение (gnwsiV) - это познание, какое мы приобретаем о существе и действиях Божиих, размышляя о великом деле спасения. Бог есть источник света - это и есть Его премудрость, обнаруживающаяся в Евангелии, а в Его свете и мы видим свет - это и есть ведение о Боге, или познание о Боге, какое мы получаем из Евангелия.

См. также Толкование на Рим. 11:25