Толкования на Тит. 1:1

Свт. Иоанн Златоуст

Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию

По моему мнению, Павел говорит о том, что ему вверены избранные Божии. То есть не за свои совершенства, не за труды и подвиги я получил такое достоинство, но все сделано по благодеянию Вверившего [их] мне. Потом, чтобы не сочли действий благодати неразумными, – ведь не все от одного Бога, иначе почему Он не вверил того же другим? – то апостол прибавил: и познанию истины, относящейся к благочестию. Благодаря этому, говорит он, и вверено мне; или, вернее, и это самое дано мне по благодати Его; Он – Виновник и этого моего качества (т. е. разумения истины по благочестию).

Гомилии на послание к Титу.

Свт. Феофан Затворник

Надпись и приветствие (ст. 1, 1-4)

Надпись и приветствие в сем Послании несколько распространены против того, каковы они обычно в других Посланиях, подобно тому как это имеет место в Посланиях к Галатам и к Римлянам. С последними они сходны и по мысли, и по выражению. Причина, почему так сделано и здесь, как и в тех Посланиях, та, что, по важности предмета Послания, святой Павел счел нужным мысли читающих навесть на него с первых же строк Послания.

Павел раб Божий, Апостол же Иисус Христов, по вере избранных Божиих и разуму истины, яже по благочестию

В других Посланиях святой Павел называет себя рабом Иисус-Христовым, а здесь – рабом Божиим, чем дает разуметь, что, сказать ли: раб Божий – или: раб Иисус Христов, – есть одно и то же. Ибо Сын Божий и воплотившись не оставил недр Отчих, но пребывает неизменно едино со Отцом и есть Бог присносущный. Святой Златоуст говорит: «видишь ли, как безразлично он употребляет эти выражения, называя себя иногда рабом Божиим и Апостолом Христовым, а иногда рабом Христовым: Павел раб Иисус Христов (Рим. 1, 1)? Так он не полагал никакого различия между Отцом и Сыном». То же наведение (размышление) делают и все другие наши толковники. Блаженный Феодорит прилагает: «Павел безразлично именует себя рабом – иногда Христовым, иногда Божиим; ибо знает, что владычество общее». Продолжим это пояснение словами блаженного Иеронима (Стридонского): «Отец и Сын едино суть; почему, кто уверовал в Сына, тот верует и в Отца. И рабство апостола Павла одно, – к Отцу ли его относить или к Сыну». Почему: «же», – в слове: Апостол же, – не означает противоположения какого-либо, а стоит в значении: «и».

Раб Божий – ветхозаветное обозначение людей богобоязненных, богоугодных, в воле Божией ходящих и о себе небрегущих, которые любят истину и отвращаются от лжи, на которых потому во всем можно положиться. Сказав это, Апостол и себе, и Титу придал большой авторитет и расположил к покорному выслушанию слова своего. Надо иметь в виду, что хотя Послание надписано к Титу, но назначалось для прочтения всего христианского в Крите общества.

Апостол Христов – то же для христиан, что для ветхозаветных Пророк. Пророки были посылаемы возвещать людям имеющее быть спасение; а Апостолы возвещали о спасении совершившемся и даруемом в Господе Иисусе Христе. Блаженный Иероним пишет: «сказать: Апостол Иисус Христов, – мне кажется, то же было тогда для верующих, как сказал бы кто по-мирски: префект претории Августа-кесаря, военачальник Тиверия-императора. Сказав это, святой Павел обязал верующих – слушаться его, принимая слово его, как слово Самого Господа Иисуса Христа».

По вере избранных Божиих. Мысль не та: поелику я уверовал, как веруют избранные, то поставлен в Апостолы, а та: Апостол Иисус-Христов по делу веры, – посланный Иисусом Христом приводить к вере избранных, учить их вере и держать в порядках, верою требуемых. «Апостол сказал сим, что он на то поставлен, чтоб достойные избрания уверовали» (блаженный Феодорит). «Он выражает, что ему вверены избранные Божии… для них я стал Апостолом, как и в другом месте говорит: вся ваша суть: аще Павел, или Аполлос (ср.: 1 Кор. 3, 21-22)» (святой Златоуст).

Но кто разумеется здесь под избранными? Древний Израиль был избран в народ Божий из всех языков, то есть один народ из всех народов, народ в целом составе. Новый Израиль составляется не из одного народа, отделяемого от других; но из всех народов, не исключая и иудеев, избираются достойные лица поодиночке и, сочетаваясь воедино, составляют нового сего Израиля, – род избран, царское священие, язык свят, людие обновления (1 Пет. 2, 9). Избираются таковые посредством призывания к вере. Приявший веру становится избранным, освящается благодатными таинствами и получает обязательство быть святым и непорочным, чтоб в себе возвещатъ добродетели Того, Кто из тьмы призвал его в чудный Свой свет (ср.: 1 Пет. 2, 9). В сем смысле избранные то же, что призванные, то есть все христиане, исповедующие истинную веру Христову. Все христиане действительно должны быть таковыми, какими изображает их святой Петр, чтоб не по имени, а делом быть народом избранным.

Но как в среде древнего Израиля не все оказывались достойными избрания, потому что ни делами, ни нравом не выдерживали того, для чего избран народ: так и в новом – не все выдерживают то, для чего призваны, не являют в себе таких лиц, какими следует быть призванным к вере в Господа Спасителя и приявшим благодать в таинствах. Отсюда произошло разделение между призванными и избранными. Избранными являются уже только те, которые держат себя так, как следует держать себя призванным ко Господу; а которые не держат себя так, те остаются только призванными. И Спаситель нередко говорил: много званных, мало же избранных (ср.: Мф. 20, 16; 22, 14).

В каком же смысле у Апостола стоит в настоящем месте слово: избранных? И в том и другом без различия. Апостол всех призывал к вере, но, призвавши, не оставлял их на произвол, а напротив, тем паче усугублял попечение о них, да явятся во всем достойными призвания, во всем истинными чадами веры и благодати. Я, говорит, – Апостол, чтоб призывать всех к вере в Господа Иисуса Христа, но не так, чтоб дать только им имя, но так, чтоб явить их совершенными и в жизни по духу веры, не призванными только делать, но и избранными (см.: блаженный Иероним). Говоря так, он имел в мысли напомнить сие тем, которые, как видно из Послания, только и делали, что выдумывали разные вопросы о предметах веры и чрез то распложали споры и состязания бесконечные, не ведущие к созиданию добрых нравов, а напротив, расстроивающие христианское общество, посевая раздоры и разделения. Но еще более к сему направлено следующее выражение:

И разуму истины, яже по благочестию. – Разуму, επιγνωσιν, – уразумению, признанию, ясному сознанию, опытному убеждению. Как в слове: по вере – разумеется не Апостолова вера, а вера тех, кому он возвещал Евангелие, или приведение к вере, так и в сем слове разумеется не Апостолово разумение истины, а тех, кои последовали слову проповеди его. Я, говорит, Апостол, поставленный проповедию Евангелия приводить к вере и, по вере, к уразумению истины. Вера первоначально дает только общее начертание истины; точнейший облик ее с чертами осязательными и приложением к частностям, приемлется и постигается потом в продолжение жизни в духе веры. Верою принимается все на веру; а потом и опытом дознается, что всё так есть, как вначале поверовалось. Иероним пишет: «избранник Божий не тотчас уже и верою обладает в меру избрания или разумение истины имеет в меру веры. Почему и Спаситель сказал уверовавшим в Него иудеям: аще пребудете во словеси Моем, уразумеете истину, и истина свободит вы (ср.: Ин. 8, 31-32). Евангелист свидетельствует, что Господь сказал сие хотя уверовавшим, но еще не уразумевшим истины, которую могут постигнуть, если пребудут в слове Его». – Та же мысль и у святого Златоуста: «сначала мы были познаны, а потом познали; сначала мы были постигнуты, а потом постигли (см.: 1 Кор. 13, 12; Флп. 3, 12)». – К этому и направляема была Апостольская проповедь, и на это были обращаемы все труды Апостолов. Почему святой Павел не сказал просто: я поставлен доводить до уразумения истины, но прибавил: яже по благочестию. Благочестие обнимает все труды и усилия деятельного богоугождения. Относительно веры можно много наделать вопросов и на эти вопросы представить решения, которые хотя не будут ложь, но не будут касаться и существа дела веры, а занимать одну праздную пытливость, не принося никакой пользы для жизни по вере. Апостол говорит: ничего такого я не касаюсь и не поставлен касаться; мое дело так представлять истины веры и теми сторонами внедрять их в сердца ваши, которыми они сильны возбуждать, укреплять и руководить вас к благочестию, или пребыванию в живом союзе с Богом, в Господе Иисусе Христе благодатию Святаго Духа: ибо в этом существо христианского благочестия. Все стороннее и чуждое такого направления чуждо и меня, по самому моему назначению и долгу Апостольскому.

«Есть истина и не по благочестию, например: знание земледелия, знание искусств есть истинное знание; но та истина (которую я возвещаю) есть истина по благочестию (то есть по делу установления благочестия в сердцах)» (святой Златоуст). «Спрашивается, почему, сказав: по вере избранных Божиих и разуму истины, – Апостол прибавил: яже по благочестию? Ужели есть какая-либо истина, которая не по благочестию, и теперь в отличие от нее говорится о познании истины, яже по благочестию? Есть истина, которая не имеет прямого отношения ко благочестию: кто, например, знает грамматику или диалектику, так что умеет правильно говорить и верно различать истину от лжи; геометрия с арифметикой и музыка также имеют в своем знании истину. Но все такие познания не суть познания по благочестию. Знание истины, яже по благочестию, есть – знать закон, разуметь Пророков, веровать Евангелию, не неведать и Апостолов. И есть много таких, которые очень сведущи в деле благочестия, тех же познаний, о коих я помянул, совсем чужды» (блаженный Иероним).

Толкование на послание к Титу.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1-2 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен

Павел, раб Божий, и Апостол Иисуса Христа, по вере избранных Божиих, то есть по вере, ради которой избраны были Апостолы, и по познанию не греха и лжи, но по познанию правды и истины, – и надежде жизни, не преходящей, но вечной, которую обетовал праведный Бог прежде времен вечных, то есть от дней Авраама, возлюбленного Своего.

Послание к Титу.

Прп. Икумений Триккский

С. 1-4 Павел раб Божий, Апостол же Иисус Христов, по вере избранных Божиих и разуму истины, яже по благочестию: о уповании жизни вечныя, юже обетова неложный Бог прежде лет вечных, яви же во времена Своя Слово Свое проповеданием, еже мне поручено бысть по повелению Спасителя нашего Бога: Титу присному чаду по общей вере, благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа Спаса нашего

Апостол безразлично употребляет выражения первого стиха: иногда он называет себя рабом Христовым и апостолом Божиим , а здесь наоборот. - По вере, т.е. для веры, – для того, чтобы избранные Божии поверили мне, чтобы я научил их; или так: Я – Апостол для того, чтобы избранные чрез меня уверовали и познали истину благочестия, т.е. Иисуса Христа; или еще так: то, что я – Апостол и что избранные поварили мне, – это случилось не по чему либо другому, а потому, что я познал истину благочестия. Что же это за истина? Иисус Христос. Не напрасно Апостол прибавил: познанию истины, яже по благочестию, потому что бывает познание истины и не по благочестию, напр. знание какого-нибудь искусства. - О уповании жизни вечныя. Познание истины могло бы служить само по себе достаточною наградою; оно даже лучше тысячи наград, но всещедрый Бог дарует за него еще и награду – вечную жизнь: к познанию истины, говорит Апостол, в надежде жизни вечной. Вечною он назвал ее по отношенью ко всему иудейскому, где было обетование только настоящей жизни. - Юже обетова неложный Бог. Если Он неложен, то исполнит конечно то, что обещал. - Прежде лет вечных. Не вследствие позднейшего какого-либо совета или раскаяния, говорит Апостол, Бог предопределил это, но от начала, – а быть возлюбленным от начала – величайшая честь. - Яви же. Что же Бог явил во времена своя, т.е. надлежащия? Обетованную прежде лет вечных жизнь, так как слово Его, или Христос, есть Жизнь и жизни Податель. Поэтому, сказавши, что Бог обещал нам жизнь, Апостол не присоединил потом: яви же во времена Своя обетованную жизнь, а: Слово Свое проповеданием, так как Слово Его, т.е. Иисус Христос, есть истинный Виновник и Податель этой жизни. - Проповеданием, т.е. явно, открыто. - Еже мне поручено бысть. Словами: еже мне поручено бысть, и: по повелению… Бога Апостол показывает, что он необходимо и неизбежно, хочет ли, или не хочет, должен проповедывать, – и как бы говорит: и ты, Тит, делай это. - Титу присному чаду. Мог он быть только чадом Апостола, так как был крещен им, но не присным, если бы стал грешником. Причиною же того, что ты истинный сын мой, говорит Апостол, служит общая вера. Он хвалит Тита, говоря, что и сам он не имеет в вере ничего более, чем Тит. Иначе: Тит – сын апостола Павла, потому что он был научен Павлом вере, а по общей вере, т.е. по крещению, он – брат Павла: один Отец у них – Иисус Христос и одна мать – купель крещения. - Благодать, милость, мир. Вполне естественно благопожелание благодати и милости для Тита, как учителя. Если ты, говорит Апостол ему, не будешь править народом при помощи этих кормил, т.е. благодати, милости и мира, то опрокинешь корабль Церкви.

Пастырские Послания апостола Павла.

Блж. Иероним Стридонский

Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию

Когда Павел говорит: апостол же Иисуса Христа, – то это, мне представляется, подобно тому, как если бы он сказал: «префект преторских когорт Августа кесаря, полководец императора Тиберия». Ибо как судьи мира сего оказываются более знаменитыми сообразно царям, которыми поставляются, и имеют звание от положения, на которое поставлены, так и апостол для себя требует великого достоинства между христианами. Апостол себя Христовым титулом отметил, чтобы самого выбранного имени власть устрашала; утверждает же и то, что всем, кто во Христа уверует, надлежит самим быть подвластными Ему.

Комментарий на Послание к Титу.

Блж. Феодорит Кирский

Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию

Вступление каждого своего послания божественный апостол украшает именованием. В одном случае – это Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол (Рим 1:1); в другом – Павел…призванный апостол Иисуса Христа (1 Кор 1:1); еще в одном – Павел, раб Божий, апостол Иисуса Христа. Присоединяя ко вступлению благословение, он черпает его из того же источника и связывает именование Сына с Богом Отцом, говоря: Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа (Рим 1:7).

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа

Безразлично употребляет эти выражения, иногда называет себя рабом Христовым, апостолом Божиим, а теперь наоборот. Так он не полагал никакого различия между Отцом и Сыном.

по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию

Понимать это можно по-разному: или – что я стал апостолом, чтобы избранные уверовали чрез меня, или – что я избран апостолом не за мои совершенства, но потому, что Бог благоволил вверить мне избранных Его. Поэтому все есть дело благодати, а не потому, чтобы я был достоин, но ради избранных. Потом, чтобы показать, что и мы должны привнести что-нибудь, он прибавил: и познанию истины, то есть, так как я познал истину учения сего, поэтому и вверено мне. А лучше: даже и познание не наше, но Он источник и этого. Ибо прежде мы были познаны, а потом познали. Или, что я уверовал, подобно прочим избранным, и познал истину. Даже для противопоставления иудейским обрядам он сказал: истины. Ибо они – не истина, хотя и не ложь, а образ и тень; и, называя нас избранными, он осуждает иудеев. Ибо, если и они были некогда избранными, но не теперь. Смотри: прежде вера, а потом от нее познание, но не от рассудочных изысканий. Сказав: истины, прибавил: относящейся к благочестию, потому что и в житейских делах есть познание истины. Например, кто-нибудь истинно знает земледельческое дело, или строительное дело. Итак, не об этой истине речь, а об истине по благочестию.

Толкование на послание к Титу.

Евфимий Зигабен

Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию

Павел, раб Божий, Апостол же Иисус Христов

Если он раб Бога, то и Христа. И если Апостол Христа, то и Бога (Отца). Ибо у Отца с Сыном как все другое обще, так и владычество и дело посольства.

по вере избранных Божиих

«Апостол» ради веры избранных, ради того, чтобы избранные уверовали, – вообще те, коих Бог избрал по предведению Своему: «ибо, говорит (Апостол), ихже предуведе, тех и предустави» (Рим. 8:29).

и разуму истины, яже по благочестию

И для того, чтобы они познали истину, относящуюся к благочестию, к безукоризненной жизни и правому учению: ибо благочестие есть здравая жизнь в соединении с чистым учением. Такое познание зависит от веры. Выражением: «яже по благочестию» он сказал, что истина может относиться и к другим предметам, напр., к искусствам.

Толкование на послание к Титу.

Лопухин А.П.

Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию

Приветствие Титу имеет более обширный объем, чем приветствия, имеющиеся в других посланиях апостола Павла (исключая послание к Римлянам).

По вере избранных Божиих Это выражение зависит от слова апостол и указывает на цель апостольского служения. Апостол призван с тою целью, чтобы привести избранных к вере (предлог по – κατά приближается к предлогу в – εις и может быть заменен словами для того чтобы. Ср. I:5 посл. к Римлянам).

Познанию истины, относящейся к благочестию. Это выражение также зависит от слова апостол. Целью апостола Павла было возбудить в избранных Божиих, т. е. в тех людях, которые охотно принимают Евангелие, не только веру, но и дать им познание спасительной истины, потому что только при таком познании человек становится на путь истинного благочестия. «Причина, почему содержание Евангельского учения называется истиной, заключается, во первых, в том, что в Евангелии действительно заключается высшая истина, а затем отчасти и в том, что апостол имел в виду еретиков, которые вместо истинного Евангельского учения проповедовали иудейские басни и генеалогии» (Троицкий с. 120 и 121).

Толковая Библия.