Имже прияхом благодать и апостольство в послушание веры во всех языцех, о имени Его
Имже прияхом благодать и апостольство в послушание веры (ст. 5). Заметь признательность раба: он ничего не хочет приписать себе самому, но все приписывает Господу. И, конечно, это даровал Дух. Потому Господь и сказал: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину (Иоан. 16:12-13). И в другом месте Дух повелевает: отделите Ми Павла и Варнаву (Деян. 13:2).Также апостол в послании к Коринфянам говорит, что овому Духом дается слово премудрости, иному слово разума, и что той же Дух все разделяет, якоже хощет (1 Кор. 12:8-11). И проповедуя жителям Милета, он говорил: в нем же постави вас Дух Святый пастыри и епископы (Деян. 20:28). Видишь ли, что (апостол) принадлежащее Духу усвояет Сыну и принадлежащее Сыну усвояет Духу? Благодать и апостольство, то есть, не по заслугам своим мы стали апостолами, так как не достигли этого достоинства многими трудами и усилиями, но получили благодать, и от этого дара свыше совершилось преуспеяние в послушание веры.
Следовательно, успех проповеди зависел не от апостолов, но от благодати, им предшествующей. Их дело было – обходить и проповедывать, но убеждение производил Бог, действующий в них, как Лука и сказал, что отверзе сердце их (Деян. 16:14); и опять: имже дано бе слышати слово Божие. В послушание. Не сказал – для исследования и доказательства, но – в послушание. Мы посланы, говорит он, не умозаключения составлять, но передать то, что вам вверено. Когда Господь возвестит что-нибудь, слушатели не должны перетолковывать слова Его и с любопытством исследывать, но обязаны только принять их. И апостолы посланы были для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы, наконец, уверовали. Чему же уверовали? О имени Его. Мы не должны исследывать сущность Его, но веровать во имя Его, так как оно творило и чудеса. Во имя Иисуса Христа, говорит Петр, востани и ходи (Деян. 3:6). Оно и само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом.
Гомилии на Послание к Римлянам.
Имже прияхом благодать, и апостольство в послушание веры во всех языцех
Уже сказал, что зван и избран; теперь указывает, что это совершилось не одним словесным назначением, как бывает у людей, но паче подаянием сил выше человеческих, дарованием благодати всепобеждающей, которой не могут противиться и сами противящиеся истине. Господь облек, говорит, нас благодатию, но не затем, чтоб мы одни услаждались ею, но чтоб шли и других делали в ней участниками. Почему благодать сия есть особенная благодать. Благодать и все верующие получают, но нам дарована Апостольская благодать, по коей мы облечены силою свыше – покорять вере все народы.
«Заметь признательность служителя (Христова в Апостольстве); он ничего не хочет приписать себе, но все приписывает Господу. Не своими усилиями и трудами достигли мы того, чтобы стать Апостолами, а получили благодать; и Апостольство есть дар свыше» (святой Златоуст). «Оно дело высшего устроения и промышления Божия о роде нашем» (святой Дамаскин). Почему благодать и апостольство – то же, что благодать к Апостольствованию (см.: Экумений) или Апостольская благодать.
Мы, говорит, прияхом. Кто это мы? Прямее будто, – святой Павел себя одного здесь разумеет; но можно думать, что он говорит так от лица всех Апостолов и изображает силу и значение Апостольского чина вообще. Или о себе одном имея нужду сказать, выразился так, что подал мысль и о всех Апостолах, как бы так: как они, так и я, или и я, как они. Ибо как им Господь сказал: шедше научите вся языки (ср.: Мф. 28:19), – так и ему: иди, яко далече во языки пошлю тя (ср.: Деян. 22:21). Блаженный Феодорит и пишет: «Сам Он (Господь Иисус Христос) поставил нас проповедниками, поручив нам спасение всех народов и даровав соответственную сей проповеди благодать, чтобы приемлюшие проповедь и нам повиновались, и веровали слову».
В послушание веры во всех языцех. – В послушание, – чтоб все услышали о вере и, услышавши, послушались веры или уверовали. Одним словом хотел выразить святой Павел, что назначение Апостолов есть пронести имя Господа по всей вселенной, но не для того только, чтоб слышали о Нем все, но чтоб и покорились Ему, – чтоб между всеми народами были истинно верующие в Него и искренно Ему работающие по вере. Слово исходило из уст Апостолов; вместе с словом шла благодать и покоряла сердца избранных вере. Святой Златоуст говорит: «успех проповеди зависел не от Апостолов, но от предшедшей (и сопутствовавшей) им благодати. Хотя их было дело ходить и проповедовать, но убеждение производил Сам Бог, действовавший в Апостолах. Так и святой Лука сказал: отверзе сердце (Деян. 16:14)». И потому покорность вере должно почитать делом Божией силы, что проповеди сопутствовали знамения. Они удостоверяли, что проповедь есть дело, по воле Божией совершаемое, и потому требовали покорности проповедуемому, несмотря на непостижимость его. «Сила свыше есть свидетельство истины учения, чтоб по причине ее было беспрекословно принимаемо верою то, что казалось невероятным в проповеди» (Амвросиаст).
Если Апостольская проповедь в послушание вере, то пред нею надо слагать орудия ума и душу свою представлять чистою хартиею для беспрепятственного напечатания на ней истин веры. Апостолы приняли ее без умствования и передают, как приняли; и слушающим их слово надлежит принимать оное без умничания. Святой Златоуст и говорит: «не сказал: для исследования и доказательства, но: в послушание. Мы посланы, говорит, не умозаключения делать, но передать, что нам вверено. Когда произносит что-нибудь Владыка, – слушающие должны только принимать слова Его, не разбирая и не перетолковывая их сами. И Апостолы были посланы для того, чтобы пересказать, что слышали, ничего не прибавляя к тому от себя, дабы и мы тому уверовали».
Во всех языцех. Таково назначение Апостольства, чтоб проповедь Евангелия пронести по всем народам. Пронесли ли? В продолжение жизни своей Апостолы только и делали, что проносили слово Евангелия, и пронесли его всюду, куда только можно было достигнуть или докуда достигнуть достало их жизни. Но и по смерти их проповедь их не умолкает, чрез Писания их и чрез устное слово преемников их. Святой Златоуст говорит: «что это? Ужели Павел проповедовал всем народам? Из Послания к Римлянам видно, что он проповедовал многим: ибо обошел все страны, от Иерусалима до Иллирика, и оттоле опять доходил до последних пределов земли; впрочем, если он и не у всех был народов, сказанное им нимало не ложно. Потому что говорит не об одном себе, но о двенадцати Апостолах и о всех благовествовавших слово с ними. Между тем нельзя оспорить сказанного, разумея оное и об одном Павле, если представить себе усердие Павлово и то, что он после кончины своей не перестает проповедовать в целой вселенной. Не оставь без внимания того, сколько Павел превозносит дар Апостольства, показывает его величие и большее превосходство пред ветхозаветным. Обетования ветхозаветные простирались на один народ; а Апостольство привлекло сушу и море».
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Ст. 5-6 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом
Чрез Котораго мы приняли благодать. Банею крещения мы получили также и апостольство вместе с дарами Святого Духа, чтобы, именем Его нам возвещать не дела нечестивые и гнусные, и не ту мерзостную жизнь, о которой мы упомянули. И вы, Римляне, быв из тех, которые призваны, не будете лишены благодати, пославшей нас к вам.
Толкования на послания апостола Павла.
через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы
Павел наилучшим образом схватывает наиболее важный момент: никто не должен осмеливаться утверждать, будто пришел к Евангелию заслугами прежней жизни, в то время как сами апостолы, других превосходящие, не могли сами по себе принять апостольство. Вместе с остальными они сначала приняли исцеляющую и оправдывающую грешников благодать.
Толкование на Послание к Римлянам.
через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы
Заметь признательность. Ничего, говорит, нет нашего, но все получено нами чрез Сына. Я получил апостольство и благодать чрез Духа. Он, – говорит Господь, – наставит вас (Ин. 16:13). И Дух говорит: отделите Мне Павла и Варнаву (Деян. 13:2), и: дается Духом слово мудрости (1 Кор. 12:8). Что это значит? То, что принадлежащее Духу принадлежит Сыну и наоборот. Благодать, говорит, и апостольство получили, то есть не по заслугам своим стали мы апостолами, но от благодати свыше. Но и убеждение есть дело благодати; ибо делом апостолов было ходить и проповедовать, а убеждать слушающих всецело принадлежит Богу. Покорять вере. Мы посланы, говорит, не для словопрения и не для исследования или доказательства, но покорять вере, чтобы поучаемые слушали, веруя без всякого противоречия.
все народы
Благодать получили покорять вере все народы мы, – не я один, но и прочие апостолы: ибо Павел не обошел всех народов; разве скажет кто- нибудь, что если не при жизни, то по смерти он ходит ко всем народам через послание. А веровали бы, слыша об имени Христа, а не о сущности Его; ибо чудеса творило имя Христово, и оно само требует веры, потому что и его нельзя постигнуть разумом. Смотри, каков дар благовествования: оно сообщено не одному народу, как Ветхий Завет, но всем народам.
Толкования на послание к Римлянам.
через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы
Апостол говорит, что благодать и апостольство были получены через Христа как посредника между Богом и людьми (1 Тим. 2:5). Благодать и апостольство. Благодать следует отнести к терпеливым трудам, апостольство – к авторитету проповеди: ведь и сам Христос именуется апостолом, то есть посланником Отца, ибо Он говорит о Себе, что был послан благовествовать нищим (см. Лк. 4:18); и все, чем Он обладает, Он дарует также своим последователям. Сказано, что благодать на устах Его (Пс. 44:3). Он и апостолов своих наделяет благодатью, чтобы несущие этот труд могли сказать: Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10). О Нем Самом сказано: «Первосвященник и апостол веры нашей Христос» (Евр. 4:14). Поэтому Он и учеников Своих удостаивает апостольства, чтобы они также стали посланниками Бога. И язычники, которые были отчуждены от завета Божия и от общества Израильского (Еф. 2:12), смогли уверовать в Евангелие не иначе, как силой благодати, данной апостолам. Под действием благодати они, как сказано, покорились вере, проповедуемой апостолами (ср. Деян. 6:7). Сохранилась память о том, что благодаря им слух об имени Христа прошел по всем землям, дойдя и до римлян.
Комментарии на Послание к Римлянам.
через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы
Апостольство – благодатный дар Божий, и не потому, что апостолы – иудеи. Они получили такую власть от Бога Отца через Христа Господа, чтобы силой знамений Господних учение Господа сделать доступным; чтобы вероломные иудеи, возревновавшие о силе Спасителя, видя, как эта сила через рабов Его приводит в восторг толпы людей, еще более мучились. Ибо сила несет свидетельство об учении, и хотя то, о чем проповедуется, – безумство для мира (ср. 1 Кор. 1:20, 23; 2:14; 3:19), через дела оно приобретает для себя основание. Послав апостолов, Он призывает проповедовать веру всем народам, чтобы они обратились и спасены были и чтобы не казалось, будто бы дар Божий предназначается одним иудеям, но всем народам. Ибо такова воля Бога: во Христе и через Христа сочувствовать всем – о чем и проповедуют посланники Его, то есть во имя Его, или, как сказано: Итак мы – посланники от имени Христова (2 Кор. 5:20).
Комментарий на Послание к Римлянам.
через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы
Через Которого мы получили благодать и апостольство. У греков часто множественным числом местоимения заменялось единственное. Это делалось в тех случаях, где личность говорящего отодвигалась на задний план, и когда прежде всего желательно было выставить на вид самое дело, совершенное личностью. Так и Апостол здесь говорит, значит, только об едином себе, как апостоле, поставленном главным образом для обращения язычников в Церковь Христову [Цан передает это место так: «я и другие апостолы Христовы получили…»]. – Благодать, т. е. спасающую благодать, которая излилась на Павла в день его обращения ко Христу (объяснение слова – Рим. 3:24). – Апостольство – это особое благодатное служение, состоявшее в произведении спасения всему миру. – Чтобы во имя Его покорять вере все народы, – точнее с греч.: «чтобы производить послушание вере между всеми народами во славу Его имени». Под верою лучше понимать проповедь о вере (ср. Деян. 6:7: многие послушались веры). Народы. Греч. слово ἔθνη можно переводить и выражением народы, но как в Ветхом Завете (Быт 12:3; Ис. 13:6), так и в Новом (Деян. 9:15; 11:1; Гал. 1:16; Еф. 2:11 и в нашем послании: 2:14-15; 3:29; 11:13; 15:9, 11) оно употребляется и как особый технический термин для обозначения язычников, и здесь это выражение, несомненно, имеет такой же смысл [По Цану, здесь имеется в виду повеление Христа апостолам проповедовать всей твари (Мк. 16:15).] – Во имя Его. Эти слова (по греч.: ὑπὲρ του ονόμ = в честь Его, Христа, имени) напоминают собою слова Христа к Анании о Павле: «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами» (Деян. 9:15).
Толковая Библия.
См. также Толкование на Рим. 1:1