Толкования на Ам. 8:9

Свт. Иоанн Златоуст

И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня

Подлинно, уныние есть тяжкое мучение душ, некоторая неизреченная мука и наказание, горшее всякого наказания и мучения. И солнце, и этот светлый воздух, кажется, тяготят находящихся в таком состоянии, и самый полдень для них представляется подобным глубокой ночи.

Вот почему и дивный пророк, указывая на это, говорил: зайдет солнце для них в полудне, не потому, что светило скрывается, и не потому, что прерывается обычный его бег, а потому, что душа, находящаяся в состоянии уныния, в самую светлую часть дня воображает себе ночь.

Подлинно, не так велик мрак ночи, как велика ночь уныния, являющаяся не по закону природы, а наступающая с помрачением мыслей, — ночь какая-то страшная и невыносимая, с суровым видом, жесточайшая — безжалостнее всякого тирана, не уступающая скоро никому, кто пытается бороться с ней, но часто удерживающая плененную душу крепче адаманта, когда последняя не обладает большой мудростью.

Письма к Олимпиаде. Письмо третье.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 9-10 И будет в той день, глаголет Господь, зайдет солнце в полудне, и померкнет в день свет: и превращу праздники вашя в жалость и вся песни вашя в плач, и возложу на всяк хребет вретище, и на всяку главу плешь, и положу его яко жалость любимаго и сущыя с ним яко день болезни

Это заключает в себе двоякий смысл, потому что у святых пророков всегда, в особенности в конце их речей, есть обычай вспоминать о Боге и давать изложение Его тайны, хотя еще и прикровенное неясностями. Итак, обращая внимание на то и другое, постараемся сказать что нужно: сперва изложим ближайший смысл речений, а потом приспособим значение речений к изъяснению относительно Христа.

Вот, в тот день, в который на всю землю Самарийскую «взыдет скончание» (Амос.8:5), «яко река Египетская», всех, можно сказать, жителей ее окутает страшный и глубокий мрак, потому что некоторым образом зайдет солнце, и притом в полдень. Конечно, не скажем, что в действительности зашел свет солнца, но как мрак было для жителей Самарии бедствие войны. Действительно, великая и чрезмерная печаль, когда наступит, смущает ум; нежданные и непредвиденные события омрачают сердце и жестокое горе производит в сердце пострадавших какую-то тьму или мглу. Итак, увидят, говорит, тьму, хотя солнце будет стоять на полдне: а те, которые некогда блистательно праздновали и всегда пользовались струнами, лирами и громогласнейшими песнями, прекратят подобного рода занятия; напротив, будут горевать, будут иметь заботу о плачевных песнях и примут на себя вид скорбящих: разумею вретище и плешь. Обнажать же голову (от волос) весьма неприлично. Так, Иов остриг волосы по смерти детей (Иов.1:20). Сделаю же, говорит, Иакова яко жалость любимого, то есть: так будут тужить по нем знавшие его, как мать или отец по усопшем единственном любимом детище. И сущые с ним яко день болезни, то есть: соседи Иуды и Вениамина, вместе с Ефремом служившие идолам и, конечно, имевшие одинаковые с ним нравы, окажутся имеющими день болезни и страдающими муками родов: муками родов – полагаю – вследствие страха, печали и трудов. Ибо Сеннахирим, опустошив Самарию, взял все города их, потом послал из Лахиса в Иерусалим Рапсака, который высказал страшные угрозы стоящим на стене и поверг Иерусалимлян в такое отчаяние, что они с часу на час ожидали гибели вместе с жителями Самарии; тогда-то царь Езекия, крайне опечаленный, послал кого-то к Исаии, говоря: «день печали и укоризны и обличения и гнева днешний день, понеже прииде болезнь раждающей, крепости же не имеет родити» (Ис.37:3). Итак, днем болезни называет тяготы и печали вследствие муки. Таким образом день болезни испытали ждавшие погибели Иерусалимляне, которые были вместе с ним (Ефрем) в отношении к роду идолослужения.

Что говорил я, то естественно и прилично тем, которые некогда возбуждали против себя Владыку всяческих; но нисколько не хуже можно применить это к тем, которые нечествовали против самого Еммануила во время Его вочеловечения: они – «сокрушающии из утра убогого» (Амос.8:4), то есть нерадящие о том, чтобы жить по закону, и, пожалуй, ни к чему другому не стремящиеся, как только к тому, чтобы погубить праведника, дерзновенно обратить в ничто вполне ясное определение заповедей Божиих и безостановочно истощать кого захотят из слабейших: не они ли и говорили: «когда прейдет месяц» (Амос.8:5) и прочее? Что книжники и фарисеи были весьма любостяжательны и корыстолюбивы, это мы можем узнать многими способами, устремляя ум к евангельским писаниям. Так, Христос советовал любителям Божественного благочестия ставить себя выше постыдных прибытков и старательно удаляться от всякого любостяжания; повелевал также стремиться и к еще высшему: пособлять нуждающимся и раздавать имущество. Но что говорит Евангелист? – «Слышаху же сия» книжницы «и фарисее сребролюбцы суще», и «ругахуся ему» (Лк.16:14). Поэтому и о них справедливо сказать: кленется Господь на презорливых Иакова, аще забудет в конец дела ваша (Амос.8:7). Поистине – превозношение в том, что пренебрегли самыми законами Божиими и, что еще того тяжелее, надругались наконец и над самим Христом. Поэтому-то уже прегрешения их не приходят в забвение, но нашло на них как бы «скончание» (Амос.8:8) и как разлившаяся река Римская война. А когда они предали на пропятие Владыку всяческих, то зашло для них солнце и помрачился свет, ибо была «тьма от шестого часа до часа девятого» (Мф.27:45). И это для Иудеев было знамением умственного омрачения душ распинателей, ибо «ослепление от части Израилеви бысть» (Рим.11:25) и, как пишет божественный Павел, «до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит» (2Кор.3:15); клял их и Давид, говоря так по боголюбию: «да помрачатся очи их еже не видети, и хребет их выну сляцы» (Пс.68:24). А что они плакали, как бы сменяя праздники на сетование, – ясно будет из того, что сам Христос говорил плакавшим о Нем женщинам, когда Его вели уже на распятие: «дщери Иерусалимски, не плачитеся о мне, плачите же себе и чад ваших» (Лк.23:28): плакали они, погибая вместе с городом и самим храмом Божиим, когда все сожигали Римляне. Итак: положу его (конечно – Емманнуила) яко жалость любимого, и сущые с ним яко день болезни, потому что о распятом Иисусе плакали уверовавшие, а женщины, стоя вдали (Лк.23:49), рыдали; сама тварь скорбела о ее Владыке: солнце помрачалось, скалы расседались, и самый храм приобрел вид скорбящих, когда завеса раздралась сверху до низу. Нечто подобное назнаменовал нам Бог, говоря устами Исаии: и «облеку небо во тму, и положу аки вретище одежду его» (Ис.50:3). Таким образом осуществился плач по нем яко любимого. И сущые с ним, то есть ученики, испытали день болезни, ибо – возможно ли сомневаться в том, что плакали и они? – Когда они были в скорби, женщины возвестили им о воскресении Христовом: тогда-то наконец ободрившись, они побежали ко гробу. По-видимому, об этих, благовествующих воскресение, женщинах, говорит в духе Исаия: «жены грядущые с позорища, приидите; не суть бо людие имуще смысла» (то есть – народ Иудейский), «сего ради не ущедрит я создавый я» (Ис.27:11).

Толкование на пророка Амоса.

Прп. Ефрем Сирин

И сделаю, что зайдет солнце в полудне, то есть в тот день, когда придут на вас Ассирияне, и отведут вас в плен. И помрачу землю в день светлый, то есть, во время вашего преселения. В таинственном смысле можно разуметь сие о той тьме, какая воцарялась в день страдания Господня. Ибо в этот день солнце зашло в полудне, и оставил Израиля свет благодати за то, что вознамерились и дерзнули великое Солнце угасить на кресте. И поелику не восхотели они озариться учением Его в день светлый, в который чрез Иоанна и чрез других Апостолов воссияло им благовествование жизни; то воцарилась над ними тьма неведения.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 9-10 И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет - как горький день

День тот означает день плена, когда будут отведены в Ассирию и Халдею оба народа, для которых, вследствие великой скорби, солнце закатится в полдень и, между тем как у всех будет сиять свет, у них все будет покрыто мраком, когда праздники их и все песни обратятся в сетование и плач, спины или чресла всех будут покрыты власяницею и на головах, по древнему обычаю сетующих, будет плешь, что, как мы читаем, сделал и Иов при смерти сыновей (Иов. гл. 1). Печаль и сетование будут столь велики, что превзойдут скорбь матери о смерти единственного, самого дорогого для нее сына, и все будет полно плача и горести. Можем мы понимать это место и в отношении к страданию Господню, когда солнце в шестой час скрыло свои лучи и не дерзало взирать на висящего на кресте Господа своего (Лк. гл. 23), когда при тьме, все покрывшей, праздники и песни их, при победах Веспасиана и Тита, превратились в плач и сетование, когда все наполнилось слезами, покаянием и власяницами и сделались плешивыми головы, которые прежде украшались волосами назореев, растившимися для Господа. Тогда первородный сын Божий, народ израильский, наложивший руку на единородного и истинного Сына Божия, предан был на вечное сетование, и последние времена его или те, которые были с ним, исполнились горести. Поэтому теперь они, отвергнув солнце правды, имеют тьму, а мы, сидевшие во тьме и тени смертной, увидели великий свет (Ис. гл. 9), и все праздники их перенесены на таинства церкви, так что они плачут, а мы воспеваем хвалы Господу. Они вместо пояса опоясываются веревками и власяницами, а нам вместе с апостолами говорится: да будут чресла ваша препоясана и светилници горящии в руках ваших (Лк. 12:35). Мы препоясались истиною Христовой, исполняя слова Писания: станите, препоясани чресла ваша истиною (Еф. 6:14), а они облеклись вместо истины в ложь диавола. Наша голова, о которой Спаситель говорит: вам же и власи главнии изочтены суть (Лк. 10:30), имеет постоянно волосы и во главе нашей, то есть во Христе, мы обладаем силою, чтобы убить льва, а они спят на коленах блудницы, синагоги (см. Суд. гл. 16), и быв острижены рукою диавола, утратили присущую голове силу, утратив вместе с силою глава, о которых в Екклезиасте написано: мудрого очи его во главе его, а безумный во тме ходит (Еккл. 2:14). Их сообщники постоянно находятся в печали, а наши сопутники облекаются одеждою веселия.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья.

Лопухин А.П.

И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня

Сотрясение земли соединится с другими страшными явлениями в природе. - Произведу закат солнца в полдень: выражение нет нужды понимать (Юнгеров) в строго буквальном смысле, что солнце зайдет в полдень; пророк хочет сказать, что свет солнца в полдень будет такой, каким он бывает при закате. Неизвестно, говорит ли пророк о затмении солнца или же слова его должны быть понимаемы метафорически. Картину затмения пророк мог наблюдать 9 февраля 784 г. и 15-го июня 763 г., тогда, по вычислениям астрономов, были солнечные затмения, видимые в Палестине.