Ст. 7-8 Кленется Господь на презорство Иаковле, аще забудет в конец вся дела ваша: и о сих не возмятется ли земля, и восплачется всяк живяй на ней? и взыдет яко река скончание, и снидет якоже река Египетская
Бог ставит сынам Иакова в грех превозношения то, что они презрели божеские законы и даже попрали любовь к ближним. Посему кленется на презорливых Иакова. Конечно мы не думаем, что Бог всяческих чье-либо презорство делает предметом клятвы: Он клянется против него, то есть определяет ему достойное наказание. В чем же однако клянется? – В том, что более не пропустит и не будет терпеть до конца прегрешений. Это, думаю, означает в конец (εὶς νῖκο)σ), то есть-то, что достигает окончания и полной победы. Потом говорит, что если изъято будет забвение относительно их злочестивых проступков, то может ли земля не исполниться смятением, когда нападут на нее враги? А сами они восплачутся, потерпев ужасное и неизбежное бедствие. Какое же именно? – Наведено, говорит, будет на них скончание, как река Египетская, все преодолевающая и заливающая всю Самарийскую землю сильными и непреоборимыми потоками, а найдет она, увлекая все на пути и ничему не давая никакой пощады. Нашел же на них Сеннахирим с несметными полчищами как река некая, затопляющая землю и все себе покоряющая, а ушел обратно в свою землю, увлекая за собою громаднейшую и бесчисленную толпу пленных. Посему, если вознерадим о Боге, то сами против себя найдем сопротивные силы и будем находиться как бы в смятении и скорбях, некоторым образом расхищаемые ими и как бы по необходимости впадая в раболепное услужение, потому что восстанут на нас как вода неодолимая, увлекающая в пагубу и потопляющая до смерти. Но «реки не покрыют» нас, по написанному (Ис.43:2) и не поглотит бездна, не потопит также и буря, если мы пожелаем угождать Богу. Вот тогда-то, мужественно избавившись от демонских притязаний и весьма маловажным считая их лукавство, радостно скажем: «аще не Господь бы был в нас, убо живых пожерли быша нас», и еще: «поток прейде душа наша, воду непостоянную» (Пс.123:2,4,5). Впрочем, если и будет непостоянна и непреоборима для мыслей наших вода диавольского коварства, то есть – наводнение от страстей, мы во Христе превозможем: как поток какой перейдем нашествие его упрямства.
Толкование на пророка Амоса.
Ст. 7-8 Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их! Не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней? Взволнуется вся она, как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская
Писание очень часто изображает Бога клянущимся. Прежде всего в книге Бытия: воззва ангел Господень Авраама вторицею с небесе, глаголя: Мною самем кляхся, глаголет Господь: его же ради сотворил еси глагол сей и не пощадел еси сына твоего возлюбленного, благословя благословлю тя, и умножая умножу тебя, яко звезды небесные и яко песок в скрай моря (Быт. 22:16–17). Также в сто девятом псалме: клястся Господь, и не раскается: ты иерей во век почину Мелхиседекову (Пс. 109:4). Написавший послание к евреям, кто бы он ни был, говорит относительно этого: понеже ни единем имяше большим клятися, клятся Собою (Евр. 6:13). И у этого же самого пророка выше (гл. 4, ст. 2) мы читаем: клялся Господь святым Своим или святыми Своими, что вот придут на вас дни, и возьмут вас в оружии или на пиках и прочее. Таким образом тот, кто прежде клялся святым Своим или святыми Своими, теперь клянется относительно высокомерия Иакова с тою целью, что если они не верят Его угрозам, то пусть поверят Ему, когда Он клянется подобно людям, которые тогда обращаются к клятве, когда не верят простым словам их. И не удивительно, если Бог называется клянущимся, когда Он спит вместе с спящими, и бодрствует с бодрствующими и называется гневающимся на тех, которые собирают себе гнев на день гнева (Рим. гл. 2). Клянется же Он в том, что не забудет дел их до конца, потому что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4:6), но будет помнить о всех делах их до конца и до времени суда. Поэтому кающиеся просят: не помяни наших беззаконий прежних (Пс. 78:8), тем более что в отношении к гордым сама земля поколеблется или придет в смятение и восплачет не переселенец или пришлец, а житель ея, и поднимется, как река, истребление ея, и опустится, как река египетская, так что тот, кто покается, возвысится подобно поднимающейся реке, а кто будет упорствовать во грехах, тот опустится подобно реке египетской и, вступив в море, будет поглощен им. Чрез это дается знать, что высокомерие Иакова, относительно которого клянется Господь, будет поглощаемо вечными наказаниями.
Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья.
Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их
Возвещение суда Божия над преступным народом
С 7-го ст. начинается возвещение суда. - Клялся Господь славою Иакова, (bigeon jaakov): в VI:8 пророк употребляет слово geon (рус. т. «слава») в значении высокомерия, которым гнушается Господь; в этом же значении должно принимать слово geon в рассматриваемом выражении, как и в слав. «на презорство Иаковле». Господь клянется о высокомерии Иакова, т. е. высокомерие Господь выставляет свидетельством или уликою против Израиля, как грех особенно тяжкий. Некоторые комментаторы, впрочем, принимая geon jaakov в значении слава Иакова полагают, что Господь клянется тем, кто является источником этой славы, т. е. Самим собою.