Толкования на Быт. 22:16

Свт. Иоанн Златоуст

и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего

См. Толкование на Быт. 22:15

Свт. Филарет (Дроздов)

и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего

Мною клянусь. Силу и основание сей клятвы апостол изъяснил в Послании к Евреям (Евр. 6:13-20). Подобно сему Бог клянется именем Своим великим (Иер. 44:26), душою Своею (Иер. 51:14), святынею Своею (Ам. 4:2).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего

См. Толкование на Быт. 22:13

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака.

глаголя: Мною Самем кляхся, глаголет Господь, егоже ради сотворил еси глагол сей, и не пощадел еси сына твоего возлюбленнаго Мене ради

См. Толкование на Быт. 22:15

Ориген

и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего

У пророка, который говорит от лица Бога, записано: Я говорил к пророкам и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи (Ос. 12:10). Слова эти указывают на то, что, хотя Господь наш Иисус Христос один в сущности Своей и не Кто иной, как Сын Божий, тем не менее Он представлен в Писании в различных образах и формах. Например, насколько я помню, мы объяснили выше, что Христос был в типологическом смысле Исааком, когда тот предлагается в жертву всесожжения. Тем не менее и овен представлял Его. Скажу больше, что Он показан в образе Ангела, который говорит Аврааму: не поднимай руки твоей на отрока (Быт. 22:12). И Он говорит Аврааму: так как ты сделал сие дело… Я благословляя благословлю тебя. О Нем говорят как об овце или агнце, приносимом в жертву на Пасху (ср. 1 Кор. 5:7), и Он Себя называет пастухом овец (см. Ин. 10:11, 14; Евр. 13:20), и не менее того описывается как верховный первосвященник, совершающий жертвоприношение (см. Евр. 5:1-10).

В прежнем обетовании была только констатация, здесь же клятва приложена, которую святой апостол в Послании к Евреям толкует так: Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву (Евр. 6:17). И снова Писание гласит: Люди клянутся высшим (Евр. 6:16), но Бог, как не мог никем высшим клясться, клялся Собою (Евр. 6:13); Мною клянусь, говорит Господь (Быт. 22:16). Не было внешней необходимости Богу клясться (да и кто бы мог принудить Его к клятве?), но, как объяснил это апостол Павел, Он таким образом желал преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли (Евр. 6:17). Так и повсюду пророком говорится: Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4). В то время как в первом обетовании нет исходной причины, по которой оно дано, лишь сказано, что Он вывел его из шатра и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (Быт. 15:5), - теперь Он приводит причину, по которой клятвой скрепляет накрепко Свое обетование. Ибо говорит: так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего. Он, следовательно, показывает, что по причине жертвоприношения или страдания сына обетование непреложно, и этим ясно обозначает, что, по причине страстей Христа, для народа из числа язычников, который по вере потомок Авраама (Рим. 4:16), обетование непреложно.

Перейдем же теперь к нам самим и моральный смысл через детали истолкуем. Апостол говорит, как мы о том выше упоминали: Первый человек из земли - перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15:47-49). Видишь, как он показывает, что если ты останешься в том первом состоянии, что от земли, то будешь отвергнут, если только не изменишься, не обратишься и, сделавшись небесным, не будешь нести образ небесного (1 Кор. 15:49). И об этом то же он говорит везде: совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образцу Создавшего его (Кол. 3:9-10). То же самое и в другом месте пишет: Итак… древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5:17). Ведь для того Бог обетование Свое обновляет, чтобы ясно показать тебе, что и тебе тоже следует обновиться. Не остается Он в ветхом, дабы ты не оставался ветхим человеком (Рим. 6:6), и это сказано было с неба - дабы и ты мог принять и нести образ небесного (1 Кор. 15:49). Ибо что пользы тебе в том, если Бог обновляет обетование, а ты остаешься необновленным? Если Он говорит тебе с неба, а ты слушаешь с земли? И что пользы тебе в том, если Бог связывает Себя клятвой, а ты проходишь мимо этого, будто слышишь обычную басню?

Гомилии на Бытие.

Лопухин А.П.

и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего

См. Толкование на Быт. 22:15