Толкования на Быт. 49:6

Свт. Иоанн Златоуст

в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца

Объясняя, что они привели намерение свое в исполнение без его ведома, говорит: «в совет их да не приидет душа моя, и к собранию их не прилепятся внутренняя моя». Да не будет, говорит, того, чтоб я принимал участие в их намерении, или чтобы я соглашался на такой несправедливый их поступок: «яко во гневе своем избиста человеки». Безрассудно было их раздражение. Хотя и погрешил Сихем, но при всем том не должно было всех подвергать такому убийству. «И в похоти своей пререзаста жилы юнца», – здесь Иаков разумеет сына Емморова, называя его «юнцем», по его цветущему возрасту.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 67.

Свт. Кирилл Александрийский

в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца

См. Толкование на Быт. 49:5

Свт. Филарет (Дроздов)

в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца

В тайну их да не входит душа моя, и к сонмищу их да не приобщится слава моя. Слова душа моя и слава моя, по употреблению евреев, суть единознаменательны (Пс. 7:6). Посему разум целой речи, в соображение с историею, на которую здесь указует Иаков, должен быть сей: «Доселе с отвращением воспоминаю я о тайном и ухищренном совещании вашем против Сихемлян и не могу не осуждать всего сонмища, которое вы собрали и подвигли с собою на их истребление». Некоторые догадкою относят еще сии слова Иакова к тайному совещанию Симеона и Левия против Иосифа, которое полагают началом общего сонмища, или заговора десяти братьев.

Ибо они во гневе своем избили мужей и в похоти своей перерезали жилы юнцов. Вся сия речь есть приточная; в чертах жизни пастушеской она изображает наглость, которая для прихоти перерезывает жилы соседних скотов, и жестокость, которая в случае распри не щадит жизни самих пастухов. Перерезание жил было у древних в обыкновении, для соделания скота неспособным к работе или для совершенного истребления (Нав. 11:9).

В особенности выражение во гневе своем избили мужей относится, без сомнения, к побиению Сихемлян.

Другое выражение: в похоти своей перерезали жилы юнцов, можно принимать просто за вторичное уподобительное изображение прежней мысли. Некоторые же определеннее излагают оное о наглом и презрительном превращении обрезания в средство кровопролития, или об истреблении скота Сихемского.

Толкование на Книгу Бытия.

Сщмч. Ипполит Римский

в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца

Перечти Евангелие, и обнаружишь написанное, ибо из колена Симеона были фарисеи, а из колена Левия - первосвященники. Поскольку их советом и решением Христос был предан и убит, то пророк, предвидев это, говорит: в совет их да не внидет душа моя. Здесь он говорит о совете, на котором они совещались, ища предлога против Иисуса, чтобы взять Его хитростью и убить (Мф. 26:4). Как и Исайя говорит: Горе душе их! ибо они совещались лукавым советом сами на себя, говоря: свяжем Праведника, ибо Он негоден для нас (Ис. 3:9-10).

О благословениях Исаака и Иакова.

Прп. Ефрем Сирин

в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца

См. Толкование на Быт. 49:5

Блж. Иероним Стридонский

в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца

См. Толкование на Быт. 49:5

Лопухин А.П.

в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца

См. Толкование на Быт. 49:5