Толкования на Ис. 1:28

Свт. Василий Великий

всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся

И сокрушатся беззаконнии и грешницы вкупе. После того как достойные восстановления в первоначальное состояние спасены с судом и с милостью, совершенно беззаконные и пребывающие во грехе сокрушатся вкупе, и одни – за то, что осуетишася помышлении своими (Рим. 1, 21), а другие – за то, что преступлением закона Бога безчествуют (ср.: Рим. 2, 23). Беззаконны же те, которые не покоряются Божиим законам, потому что или отступили от них, или и не начинали их исполнять; а грешники – те, которые волею согрешают по приятии разума истины (ср.: Евр. 10, 26). Но, может быть, Бог и в тех, которым благодетельствует, сокрушает ветхого их человека, чтобы они ходили во обновлении жизни. Посему жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50, 19). Ибо сокрушается дух мира сего, произведший грех, да дух прав обновится во утробе (ср.: там же, 12). Сокрушается также мышца грешника (ср.: Пс. 36, 17), то есть деятельная сила греха, да взыщется грех его и не обрящется (Пс. 9, 36). Подобно и следующее место: Аз убию и жити сотворю, поражу и Аз исцелю (Втор. 32, 39). Ибо убиет худо живущего, чтобы по очищении худой жизни даровать ему новую. Для того сокрушатся беззаконнии и грешницы вкупе, чтобы они перестали быть неподчиняющимися и преслушными.

И оставившии Господа скончаются, то есть не будет более совершаем этот грех – оставлять Господа. Подобно сему сказано в псалме: Да скончается злоба грешных (Пс. 7, 10), как если бы кто приглашал врача прекратить болезнь у недужных или искусством своим остановить распространение гнилости. Но скончание это вовсе не означает совершенного уничтожения, останавливает же только известное действование в действующих. Ибо Павел, пророчествуя фессалоникийцам о сыне погибели, сказал: егоже Господь Иисус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего (2 Сол. 2, 8). Если убиение (άνάλωσις) есть совершенное уничтожение, то как же упразднится уже не существующий? Но очевидно, что ложь в беззаконнике уничтожится духом уст истины, и таким образом упразднится он явлением пришествия Христова. Многократно уже замечали мы, что истребляются пороки, а не самые существа, в которых они были, как видно из следующих мест: и путь грешных погубит (Пс. 145, 9), и путь нечестивых погибнет (Пс. 1, 6).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся

Всем же отступникам и грешникам - погибель. Это третий вид благодеяния, состоящий в том, что не будет ни одного соблазнителя и обольстителя, но будут истреблены учители зла. И оставившие Господа скончаются: а нечестивые, говорит, погибнут.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

И сокрушатся беззаконнии и грешницы вкупе, и оставившии Господа скончаются

См. Толкование на Ис. 1:25

Блж. Иероним Стридонский

всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся

А высказанное в следующей главе, что в день суда беззаконников и грешников не должно щадить, а они должны быть сожжены вечным огнем, кто может вынести? Запрещаешь ты милосердию Божию и прежде дня судного судишь о приговоре Судии, чтобы, если бы Он соблаговолил пощадить беззаконников и грешников, то не мог бы по твоему предписанию сделать этого? Ты говоришь: «В Псалме 103 написано: Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более (Пс 103:35); и у Исаии: Будут гореть беззаконники и грешники вместе, и те, которые оставляют Бога, будут истреблены (Ис 1:28)». А не знаешь ты, что угроза Божия выражает иногда милость? Ибо не говорит Он, что они будут сожжены вечным огнем, а что они исчезнут от земли и перестанут быть беззаконниками. Иное дело - что погибают навеки и сжигаются огнем вечным. И Исаия, из которого ты представляешь свидетельство, говорит: «Будут гореть грешники и беззаконники вместе», но не прибавляет «вовеки». И оставившие Бога, истребятся. Он говорит это о собственно еретиках, которые оставляют правый путь веры и истребятся, если не захотят возвратиться к Господу, Которого оставили.

Беседы против пелагиан.


См. Толкование на Ис. 1:27

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Лопухин А.П.

Ст. 28-31 всем же отступникам н грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся, Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе; ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды. И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе, — и никто не потушит

Пророк в кратких словах изображает участь, ожидающую всех упорных грешников, но облекает свои мысли по этому вопросу в форму, наиболее понятную для людей его времени.

Дубравы — по евр. elim — дубы или вообще высокие и тенистые деревья, которые и доселе пользуются особым, суеверным, почтением на востоке.

Сады — точнее рощи, в которых у иудеев совершалось служение идолам (4 Цар 16:4).

Иудеи, чтители дубов, сами станут похожи на дубы, но только засохшие, или же на лишенные всякого орошения сады. Сильный человек, иудей, если даже он крепок, как дуб (ср. Ам 2:9), станет сухой, дряблой паклей, а его дело или изделие; т.е. идолы — искрой. Последнее выражение указывает на то, что идолослужение погубит иудеев, как одна искра, попавшая в сухую паклю, производит пожар.

Толковая Библия.