Толкование на Ис. 2:1

Свт. Василий Великий

Слово бывшее ко Исаии сыну Амосову о Иудеи и о Иерусалиме. По описании первого видения было слово сие к Исаии, сыну Амосову

Почему же там видение, а здесь слово? Потому что хотя сила Божия, по благодати Духа святым Божиим даруемая, одна и она есть ведение неведомого, сообщаемое сердцам святых чрез откровение и озарение, однако же, по различию предметов ведения, открываемое называется или видением, или словом. Там было показано настоящее: пороки народа, отчуждение его от Бога, неблагодарность к Благодетелю; здесь предвещается будущее, поэтому – слово о том, что будет в последния дни. Но и там не посредством зрения видение, и здесь не посредством слуха познание, но озарение в сердце от Духа, Который показывает настоящее и предвозвещает будущее. И здесь опять речь об Иудее и об Иерусалиме. Хотя будет говорено и о других народах, ибо не Иудеев токмо Бог, но и языков, понеже един Бог, Иже оправдит обрезание от веры и необрезание верою (ср.: Рим. 3, 29–30), однако же предварительно и в первом месте упоминает о Своем наследии. Но спросишь, не с особенной ли мыслью, требующей объяснения, иногда о слове прилагается Господне, иногда нет сего приложения – Господне? Например: Слово Господне, еже бысть ко Осии сыну Веириину (Ос. 1, 1), а здесь: Слово бывшее ко Исаии. И о видении говорится у Иезекииля: и отверзошася небеса, и видех видения Божия (Иез. 1, 1); а у Исаии: Видение, еже виде Исаиа (Ис. 1, 1). Также у Иеремии: Слово, еже бысть ко Иеремии (Иер. 25, 1). Поскольку Пророки говорили народу непокорному, пререкающему, вовсе отступившему от Бога, то умолчанием имени Господня надеялись достигнуть, чтобы были приняты слова их. В той мысли, что Бог не печется о делах человеческих, иудеи осмеивали говоривших им от лица Господня, как дает разуметь Иеремия, говоря: бых в посмех весь день (Иер. 20, 7).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме

Отсюда видно, что пророки изрекали не все пророчества вдруг, но, получая вдохновение в различные времена, возвещали их по частям, которые впоследствии, будучи собраны вместе. Составили целую книгу. Потому он здесь так и начинает. И не отсюда только это делается ясным и понятным для нас, но и из дальнейших слов, где пророк означает и время пророчества, то прибавляя: в лето, в которое вошел Нафан во Азот (Ис. 20:1), то замечая: «в год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис. 6:1). Пророчества собраны вместе не так, как послания Павла и евангелия, но, как я сказал, в различные времена. Потому и настоящее слово он начинает особым предисловием, и не потому только, но потому, что предмет, о котором он намеревается говорить, весьма отличен от преждесказанного и возвышеннее его. Здесь именно он говорит нам о призвании язычников, об открытии проповеди, о распространении ведения по всей вселенной, о водворении мира на земле. Если же он, намереваясь говорить о таких догматах, упоминает об Иудее и Иерусалиме, – это нисколько не странно. Речь его была пророчеством прикрытым до времени приведенными именами. Так и Давид, приступая к составлению 71 псалма, надписал его, Соломону, а далее изрек видения, которые гораздо важнее достоинства Соломона и даже природы всех людей. Ведь слова: «будет имя его вовек; доколе пребывает солнце; доколе пребудет… луна» престол его (Пс. 71:17, 5), и тому подобные, конечно, никто из людей самых безумных не станет относить к природе человеческой так же поступил и Иаков, когда предсказывал то же, о чем теперь намеревается говорить Исайя, и даже больше этого, он вместе с призванием язычников, предсказал и о смерти (Христовой), и о воскресении, и о времени, в которое имел прийти (Христос). И он изложил все это не открыто, но названием сна прикрыв то, о чем намеревался сказать; так, например, он предсказывал, по-видимому, о том, что случится с Иудой, но, как свидетельствуют последующие события, предсказал и о том, что совершит Христос, так как Иуда не был чаянием языков, и не тогда прославилось колено его, когда оскудело их (иудеев) государство, но все это произошло, когда пришел Христос.

Если же иудеи бесстыдно будут отвергать этот закон пророчеств, то из самих изречений (пророческих) весьма легко можно обличить их, если кто, тщательно раскрыв пророчества и с надлежащим вниманием исследовав каждое слово, приложит сказанное к событиям. А чтобы сильнее заградить уста их, я постараюсь объяснить это пророчествами не о Христе, но об их патриархах, и покажу, что многие пророчества, хотя были изречены о родоначальниках, но исполнились на потомках. Я изложу, для примера, одно или два события, и потом обращусь к своему предмету. Так, когда Иаков, признав Симеона и Левия, предсказывал случившееся с ними, то сказал: «Симеон и Левий братья», и укорив их за преступление и несправедливое избиение сихемлян, продолжал: «разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт. 49:5–7). Но всякий может видеть, что это не сбылось на Симеоне и Левии, а на коленах, происшедших от них. Колено Левино действительно было рассеяно, – десятая часть его принадлежала каждому из прочих колен; колено Симеоново, которое испытало почти такую же участь, заняв пространство по жребию вне всех колен, не получило, как все другие, совокупного и сосредоточенного наследства (Иис. Нав. 19:1–9; 1 Пар. 4:24–43). И сам Иаков, получив благословение от отца, не пользовался ни одним из них. Отец предсказал ему великое благоденствие и постоянное господство над Исавом; но он имел недостаток в необходимом, питался, будучи наемником, и был так далек от господства над братом, что опасался даже за свою жизнь, и встретившись с ним только однажды с великим страхом, был рад, что мог удалиться от него и спастись. Что же сказать на это? Неужели пророчество ложно? Да не будет! Но обычай пророчества часто бывает таков, что случившееся с одними лицами предсказывается под другими, и одни имена употребляются вместо других, как было и с Ханааном. Мы не видим, чтобы он был рабом у братьев, но проклятие, изреченное на него, не осталось без исполнения, а исполнилось на гаваонитянах, происшедших от Ханаана. Сказанное в виде проклятия было пророчеством.

Если же столь многие и такие примеры показывают нам, что многое из сказанного говорится об одних, а сбывается на других, и если пророки употребляют имена таким образом, то что удивительного, если и теперь пророк, приводя имена Иудеи и Иерусалима, предвозвещает о Церкви? Так как он говорил к людям неблагодарным, которые убивали пророков, сжигали книги, разрушали жертвенники, то для них справедливо покрывало лежало при чтении Ветхого Завета, по словам блаженного Павла (2 Кор. 3:14). Иначе они истребили бы и книги, если бы понимали силу пророчества о Христе. Если они не устыдились Его, когда Он сам присутствовал, творил чудеса и представлял совершеннейшие доказательства Своей силы, согласия и единомыслия с Отцом, и не отстали дотоле, пока распяли Его, то едва ли они пощадили бы тех, которые говорили о Нем, которых они и без того беспрестанно побивали камнями. Потому пророки, употребляя собственные и известные им имена, таким образом прикрывали пророчества. А что здесь говорится не об Иудее и Иерусалиме, это мы обстоятельно докажем, обратив внимание на каждое слово.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Слово бывшее от Господа ко Исаии, сыну Амосову, о Иудеи и о Иерусалиме

Предлагаемое подобно предшествующему и кто обратит должное внимание на созерцания ума, увидит здесь тоже самое течение мыслей. Ибо раньше были от Бога слова божественному пророку о Иудее и Иерусалиме. Но, кажется, в видении заключается некоторое не полное и не очень ясное изъяснение того, что говорится об Иудее и Иерусалиме; мы же, сосредоточивши внимание насколько возможно, кратко уясним содержание видения. Так как он намеревается говорить с одной стороны об опустошении чувственной Иудеи и Иерусалима, а с другой – о возвышении духовной во Христе и явлении ее в этом мире; то по этой причине говорит, что видел видение не на Иудею и Иерусалим, но об Иудее и Иерусалиме. Чувственною Иудеей и вместе Иерусалимом называем самую страну, в которой обитал Израиль, и самое учреждение синагоги Иудейской. Под духовным же Иерусалимом и, следовательно, Иудеей разуметь будем церковь, или тех, кои имеют духовное образование, то есть нерукотворное во Христе обрезание ума и сердца. Потому-то некто из святых пророков провозгласил Иудеям: вы обрезаны Богу, и обрежьте жестокосердие ваше, мужи Иудейские и живущие во Иерусалиме. И божественный Павел признавал Иудеем другого, не по плоти Иудея, но по духу. Ибо он так пишет: не бо иже яве Иудеи есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием: ему же похвала не от человек, но от Бога (Рим. 2:28-29). Поэтому надобно тщательно обращать внимание на то, когда пророк произносит речи о чувственном Иерусалиме и, следовательно, Иудее, и когда о духовном во Христе (Иерусалиме), который истинно совершен и беспорочен. Что же говорит?

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме

И в первом видении (Ис. 1:1), которое мы уже изложили, где LXX перевели: которое видел против Иудеи и против Иерусалима, в еврейском написано: al Juda u Jerusalem: и в этом, во втором, в еврейском стоит так же. Но удивляюсь, почему LXX толковников в том поставили: против Иудеи и Иерусалима, а в этом: об Иудее и Иерусалиме; разве только, может быть, потому, что так как там говорится: племя грешное, народ исполненный грехов, семя лукавое, сыновья нечестия (Ис. 1:4), и князья Содомские и народ Гоморрский (Ис. 1:10), и город любодейный и прочее подобного рода, то они перевели более по смыслу, чем буквально; а так как здесь тот час обещается благополучие: будет в последние дни явлена гора Господня, и дом Божьи на верху гор, (Ис. 2:2), то они поняли пророчество непротив Иудеи и Иерусалима, а об Иудее и Иерусалиме, хотя и в том мы читали после угрозы о благополучии: восстановлю судей твоих, как были прежде, и советников твоих, как в древности: после сего назовешься городом праведного, городом верным, (Ис. 1:26), и в этом, после благополучия, заключается страшная угроза: вот Властитель, Господь воинств отнимет от Иерусалима и Иуды сильного и храброго, все подкрепление хлебом и все подкрепление водою, и прочее, Таким образом по еврейскому и в том видении и в этом слове, которое видел Исаия, сын Амосов, нужно понимать об Иуде и Иерусалиме: не против Иудеи и Иерусалима, или за Иуду и Иерусалим как перевел Симмах; по общо — об Иуде и Иерусалиме, в чем может заключаться и радостное и печальное.

И то нужно принять во внимание, что так как там видит видение, а здесь Слово, которое было вначале у Бога (Ин. 1:1), то в том, угрожая Иудеям, переходит к спасению язычников, а в этом, начиная от спасения язычников, по наказании Израиля, собирает в церковь Христову верующих того и другого призвания.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Лопухин А.П.

Ст. 1-5 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать

В последние дни для Иерусалима наступят счастливые времена. Сионская гора, местопребывание истинного Бога, возвысятся над всем миром и все народы будут совершать сюда путешествия, чтобы найти здесь указания, как жить. Первым последствием распространения истинного учения по всему миру будет прекращение войн и даже оружие военное будет переделано в полезные для сельского хозяйства инструменты.

Эта речь, продолжающаяся до 3-й главы, была произнесена пророком Исаией, вероятно, в царствование Иоафама. Основаниями для такого предположения могут служить следующие обстоятельства, указываемые в этой речи:

а) Иудейское царство владеет большими богатствами (2:7), так что у иудеев нет недостатка ни в золоте, ни в серебре;

б) оно ведет большую морскую торговлю (2:16);

в) возводятся большие постройки (2:15);

г) имеется большое войско (2:7).

Все это могло иметь место только в царствование Иоафама (или в последние годы Озии), когда иудеям снова было возвращено почти то же благоденствие, каким они пользовались во дни Давида и Соломона (см. 2 Пар. 26:1 и сл.). После Иоафама положение вещей в Иудейском государстве круто изменилось к худшему.

Толковая Библия.